microbik.ru
1

«Интеллектуальная игра « Мир птиц»

В игре участвует 2 команды. В каждой команде по 6-8 человек человек.


Конкурс «Разминка».

Из предложенного списка командам в течение 2-х минут необходимо выбрать названия представителей отряда Воробьинообразные.


Сойка, перепел, сыч мохноногий, снегирь, скопа, крапивник, сухонос, синица большая, пустельга обыкновенная, иволга, рябчик, грач, ласточка деревенская, гоголь обыкновенный, трясогузка, пеночка.

Ответ: Сойка, снегирь, крапивник, синица большая, иволга, грач, ласточка деревенская, трясогузка, пеночка.


Конкурс «Эрудит» На доске – таблица с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают вопросы. Если команда отвечает на вопрос без звёздочки, то она заработает 1 балл, а за ответ на вопрос со звёздочкой- 2 балла. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде

1. Обобщив свои наблюдения, члены биологического кружка пришли к выводу о том, что самые разные птицы, охраняющие свои территории, проявляют поразительное единодушие в выборе соседей: они ничего не имеют против, если в их владении поселятся дальние пернатые родственники. Но птицы делают все, чтобы избавиться от представителей своего вида. Предположите, как юные биологи объяснили это явление. Ответ: Участки рьяно охраняются главным образом потому, что именно здесь будет добываться весь корм, чтобы появившиеся птенцы нормально росли и развивались. Многие родители, пока птенцы малы, не могут надолго от них отлучаться. Малышей надо обогревать. А добыть корм поблизости проще, если рядом нет других претендентов на него.

2. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнездах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните «открытие» юных орни тологов. Ответ: На тупом конце яйца расположена воздушная камера, положение яиц способствует лучшему газообмену с окружающей средой при развитии зародыша.


3. Экспедиция орнитологов отправилась в степь и обнаружила там много таких птиц, каких нет ни в лесах, ни в тундре. В сухой степи, не тронутой человеком, расхаживают тяжеловесные дрофы. Там живут хохлатые и черные жаворонки, быстроногие бегунки, кулики, большие кроншнепы, белый журавль, перепела и серая куропатка, в воздухе парят орлы-курганники, стремительно проносятся соколы-балобаны, трепеща крыльями, «висят» в воздухе соколки-пустельги... Объясните причины многочисленности и разнообразия видов птиц в нетронутой степи. Ответ: Птицы приспособлены к жизни в условиях открытой местности: одни из них прекрасные летуны, другие скрываются в траве, третьи в качестве спасительной защиты используют быстрый бег.

4. Данные многочисленных наблюдений убедили юных орнитологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек — прямо на земле из опавших веточек ели; дрозды — на высоте 2—3 м из трав, сцементированных глиной; зяблик — в развилке берез из мхов, облицовывая гнездо лишайниками; глухари, тетерева — на земле. Помогите орнитологам объяснить значение различий в выборе места постройки гнезд. Ответ: Каждый вид птиц занимает свою экологическую нишу; это проявляется и в различных местах гнездования, разнообразных материалах, используемых для строительства птичьих гнезд. Эти приспособления снижают конкуренцию между популяциями разных видов птиц и обеспечивают выживаемость в лесном биоценозе.

5. Орнитологи отмечают в Москве и городах области быстрый рост численности серой вороны. За последние 20— 30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция. Ответ: Серая ворона хорошо приспособилась к изменившимся условиям обитания. Птицы научились размачивать в воде сухой хлеб, охотиться на зазевавшихся голубей. Вороны перестали откочевывать зимой к югу, находя себе корм в городах. В весенний период они гнездятся на зданиях.

6. Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц. Ответ: Птицы гибнут от голода. При наличии достаточного количества пищи обеспечивается необходимый уровень обмена веществ и птицы не замерзают.

7. Отары пасущихся овец и коз часто сопровождают небольшие птицы с большим ртом. Эти птицы были названы козодоями, поскольку некоторые люди предполагали, что они лакомятся молоком. Молодой пастух знает, что это не так, но он в затруднении: зачем тогда козодои часто сопровождают пасущихся животных, дайте ответ пастуху. Ответ: Птицы ловят насекомых, спугиваемых пасущимися животными. Признак приспособленности к питанию насекомыми на лету — широкий рот.

8. Ученики долго спорили о том, как и где синицы питаются зимой. Оказалось, что зимой в смешанных стайках большие синицы ищут корм на деревьях, в кустах, па пнях, а часто и на снегу; синицы-гаечки обследуют в поисках корма преимущественно крупные ветви; длиннохвостые синицы кормятся на концах ветвей. Объясните ученикам значение, которое имеют различия в особенностях добывания пищи птицами родственных видов. Ответ: Птицы избегают конкуренции друг с другом за счет разных мест и характера поиска пищи.

9. Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу. Ответ: Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной.

10. Орнитологи утверждают, что у каждой птицы — свой потолок полетов. Мелкие певчие птицы, разыскивая пищу, редко поднимаются на большую высоту. Ласточки и стрижи летают в поисках пищи значительно выше, Определите значение, которое имеют подобные различия. Ответ: Особенности питания характеризуют экологическую нишу, занимаемую каждым видом птиц. Различия в питании снижают конкуренцию между видами.

*11. Во время тетеревиных токов на одной полянке можно видеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А в стороне на ветвях деревьев сидят тетерки, ожидающие исхода боев. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетерки остаются со старыми косачами, а старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения. Ответ: При подобном разновозрастном скрещивании рождается жизнестойкое, наследственно разнообразное потомство.

*12. Найдите биологическую ошибку в тексте: «Австралийская большеногая курица закапывает свои яйца в кучу гниющего мусора для того, чтобы предохранить их от перегрева в знойные летние дни». Ответ: Закапывая свои яйца в кучу гниющего мусора, австралийская большеногая курица инкубирует их.

13. Некоторые виды мух очень похожи по окраске на ос и других жалящих перепончатокрылых. Юные зоологи проделали опыт: мух-имитаторов подложили молодым и взрослым птицам. Молодые птицы с охотой поедали их, взрослые не трогали. Помогите зоологам объяснить результаты опыта. Ответ: У взрослых птиц выработался условный рефлекс на жалящих насекомых (ос, пчел), поэтому они не трогали мух-имитаторов, у молодых птиц такого рефлекса еще нет. Имитирующая окраска для мух имеет защитное значение и предохраняет от склевывания птицами.

*14. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками — крапивника, потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника и трав. Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку - зачем же крапивник строит столько гнезд. Ответ: Крапивник иногда строит до 10 ложных гнезд. Это своеобразное защитное приспособление, обеспечивающее лучшее выживание потомства.

*15. Данные наблюдений позволили ученым установить, что при резких похолоданиях птенцы стрижей впадают в оцепенение, а взрослые птицы откочевывают на десятки километров. Когда становится теплее, родители прилетают и насильно кормят птенцов, которые постепенно выходят из оцепенения. Объясните значение способности птенцов на время впадать в оцепенение. Ответ: При оцепенении у птенцов резко снижается обмен веществ и соответственно потребность в пище, что спасает птенцов от гибели.

^ Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. Команда получает столько баллов, сколько верных ответов дал капитан.


1. Какая сова охотится днём? (Полярная).

2.Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева и вверх и вниз? (Поползень).

3.Какая птица, как только родится, так получает должность? (Секретарь).

4. Когда температура воробья выше - зимой или летом? (Одинакова).

5.Почему тушка клеста долго не разлагается в тепле? ( Пропитано смолой).

6. Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королёк).

7.Какая птица барабанит? (Дятел).

8.Из чего делают гнёзда наши ласточки? (Грязи, ила, слюны).

9. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

10. К какому отряду относится фазан? (Куриные).


1. Какая птица двигается по стволу дерева только вверх? (Дятел).

2.У каких птиц крылья покрыты чешуевидными перьями? ( У пингвинов).

3.Перелётная ли птица ворона? (Да).

4.Какая из наших птиц быстрее летает? ( Стриж).

5.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики).

6. Какого цвета самый большой дятел нашей местности? ( Чёрный).

7.Какая самая маленькая птичка в мире? (Колибри).

8.Какие наши птицы не садятся на землю? (Стрижи).

9.Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

10 К какому отряду относится белощёкая казарка? (Гусеобразные).


^ Конкурс « Чей клюв? Чья лапа?». Командам выдаются карточки с изображением клюва и лапы. За 3 минуты командам необходимо определить, каким птицам они принадлежат. Объяснить, почему у этих птиц именно такое строение клюва и лапы. За верный ответ команды получают по 3 балла.



1


2

3


4

^ Ответ: Гусь , ушастая сова , дятел, стриж.


Конкурс «Узнай по портрету»

Каждой команде предлагаются портреты птиц. В течение 5-и минут командам нужно узнать как можно больше птиц




1 2 3 4 5




6 7 8 9 10




11 12 13


Ответ:1. Иволга.2.Воробей домовый. 3.Синица большая. 4. Ласточка деревенская. 5. Крапивник. 6.Пустельга обыкновенная. 7.Ястреб- тетеревятник. 8.Филин. 9. Сыч мохноногий.10. Сова ястребиная. 11.Тетерев обыкновенный. 12. Глухарь обыкновенный. 13. Куропатка белая.


Конкурс «Они нуждаются в защите».

Выберите из предложенных вам открыток и назовите редких и исчезающих птиц Чувашии.


Чёрный аист, кряква, лебедь-кликун, большой пёстрый дятел, скопа, глухарь обыкновенный, змееяд, рябчик, беркут.

Ответ: Чёрный аист, лебедь-кликун, скопа, змееяд, беркут.


Использованная литература:

1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2003.

2.Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель,2002.

3.Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Открытые уроки по биологии. 7-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2003.

4.Редкие и исчезающие растения и животные Чувашской АССР под редакцией Олигер А.И., Чебоксары, 1988.