microbik.ru
1

План - конспект

повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе

по теме «Электрические явления».


Учитель физики

МОУ «Рылякская основная

общеобразовательная школа

имени генерал-полковника М.И. Потапова»

Ильющенкова Елена Ивановна


Цели урока:


Образовательная

- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;

-выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления» и подготовить их к контрольной работе.


Развивающая

-организация активной мыслительной деятельности учащихся;

-развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

- учить извлекать пользу из образовательного опыта.


Воспитательная


- формировать познавательный интерес к предмету физика;

- учить сотрудничать и работать в парах;

- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность,

аккуратность в работе;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.


Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор, экран, опросные листы, карточки со списком теоретических вопросов, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для характеристики приборов, карточки с электрическими схемами, карточки с итоговым тестом, амперметр 8 шт., вольтметр 8 шт.


^ ХОД УРОКА.


1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Елена Ивановна.


2. Введение в тему и создание эмоционального настроя. Целеполагание. (3 мин)

Мне очень хочется поздороваться со всеми с вами за руку. Давайте сделаем так: я возьму за руку Никита, Никита возьмет за руку Руслана и т.д.

^ Все берутся за руки, учитель замыкает цепь

Что у нас получилось?

- Образ электрической цепи.

Сегодня на уроке мы повторяем тему «Электрические явления». Запишите в тетрадях: Повторение темы «Электрические явления».

^ Тема записывается на доске учителем, дети пишут в тетради.

Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Электрические явления»: вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.

Все эти знания вам пригодятся при решении контрольной работы, которая состоится

на следующем уроке.


Перед каждым из вас находится Ваш опросный лист. (На листах заранее подписаны фамилии учащихся) В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы

за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.


3. Проверка домашнего задания - теоретический опрос. (11 мин)


Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Перед вами список вопросов, на которые необходимо ответить. Кто готов ответить на первый вопрос?

Ответ правильный. Поставь в опросном листе 1 балл.


^ Список вопросов:

1.Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? Как взаимодействуют заряды одного знака, различных знаков?

2.Как вы думаете, можно наэлектризовать эбонитовую палочку то «+»,

то «-».

3.С помощью какого прибора можно обнаружить, наэлектризовано тело или нет?

4.Как с помощью «+» заряженной палочки можно определить заряд электроскопа.

(Опыт с электроскопом)

5. Каково строение атома? Как образуются положительные и отрицательные ионы?

6.Как меняется масса положительно заряженного тела

7.Что такое электрический ток? Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем существовал электрический ток?

8.Открытие физика Араго в 1820 году состояло в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в медные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление. А какие действия тока вы еще знаете ?

9. Покажите и назовите, из чего состоит простейшая электрическая цепь.

(Собрана простейшая цепь)

Как определить направление электрического тока в цепи?

10.О связи каких трех величин говорится в законе Ома? Как формулируется закон Ома? Записать на доске формулу.


(Дети пишут формулу в тетради)


А знаете ли вы…

Что Георг Ом (СЛАЙД), был немецким школьным учителем. Отец его был слесарем.

Для опытов Георгу нужна была проволока разной толщины, а купить её в то время было негде. Ом сам научился вытягивать проволоку и в 1827 году открыл основной закон электричества.


4. Работа с формулами. (5 мин)


Формула I=U/R (СЛАЙД) - это первая формула, которую мы повторили на уроке. Давайте вспомним остальные. Поможет нам сделать это игра «Домино». Предлагаю из предложенных карточек составить цепочку формул. На одной карточке будет начало формулы, а окончание на следующей. Работаем парами. Кто быстрее всех справится, поднимите руку. Ученик собирает «Домино формул» на магнитной доске.

Учитель показывает первую карточку: R∙I



R∙I

U

q/t

I

ρ∙l/s

R

U∙q

A





Все формулы озвучиваются и записываются детьми в тетрадях и одновременно

СЛАЙД с формулами.


5. Решение задачи. (5 мин)


Воспользуемся формулами для решения задачи.

Возьмите карточку с задачей.

^ Вызывается учащийся для решения задачи на доске.

При правильном решении задачи ученик у доски получает – 2 балла.

Задачу решайте в тетради. На решение задачи у вас 5 минут.


Задача (2 балла). Сварочный аппарат соединяют с источником тока алюминиевыми проводами длиной 100 м и сечением 50 мм2. Определите напряжение на проводах, в которых сила тока 25 А. (удельное сопротивление алюминия равно 0,028 Ом•мм2/м).


^ Учащиеся у доски объясняют решение задач, остальные - проверяют свое решение. Дополнительные вопросы:

1.Как изменится напряжение если длина проводника увеличится в 2 раза

2.Что произойдет с напряжением, если площадь поперечного сечения уменьшится в 2 раза


6. Динамическая пауза. (3 мин)


Давайте мы с вами проведем физкультминутку. Предлагаю выполнять упражнения, как я.


7. Работа с физическими приборами. (3 мин)


Отдохнули. Молодцы! Продолжим наш урок. При изучении темы: «Электрические явления» вы познакомились с физическими величинами: сила тока, напряжение,

для измерения которых используют приборы.

На вашем столе находятся два прибора: прибор № 1 и прибор № 2.

Предлагаю вам дать характеристику каждого прибора, ответив на предложенные вопросы:

(Две карточки)

1 вариант берет прибор № 1 и заполняет карточку, 2-ой вариант – прибор № 2. Затем меняетесь приборами. У вас 1 минута на работу с каждым прибором.


1.Как называется прибор № 1? (№ 2)_________________________

2.Для чего он используется? _________________________________________________

3.Какова цена деления данного прибора? _________________

4.Какую максимальную величину можно измерить с помощью этого прибора? ________

5.Как прибор включается в цепь? ____________________________

6.Как обозначается на схемах? _______________________________

Самопроверка – СЛАЙД и проговаривание учащимися.

За каждый правильный ответ поставьте в опросный лист по 1 баллу.


8. Работа со схемами. (5 мин)


А теперь обратимся к электрической схеме.

Почему не горит исправная лампочка в цепи, изображенной на рисунке?

(Слайд с цепью.)

У вас на карточке дано описание электрической цепи и три изображения схем электрических цепей.

Определите, какая из предложенных схем соответствует задаваемому вопросу

и соедините описание с соответствующей схемой.


- В длинном коридоре нужно сделать такое соединение электрической лампы с выключателем, чтобы лампу можно было включать и выключать у входа и выхода независимо от положения второго выключателя.


Проверка: правильное соединение ученик рисует на интерактивной доске на СЛАЙДе ,

за правильное соединение поставьте в опросный лист 1 балл.

Задача: ответ - Схема 3


А теперь объясним решение.

Для объяснения вызывается один ученик, объяснение идет по СЛАЙДу, на котором задача.

Проверка правильности выбора на опыте. (собраны все три цепи, проверка осуществляется включением)


9. Итоговое тестирование. (5 мин)


Ребята, завершит наш сегодняшний урок небольшой тест по теме: «Электрические явления». Вам предстоит выбрать (обвести кружком) правильный ответ на каждый вопрос из 4-х предложенных вариантов.


ТЕСТ.

1. Электрический ток в металлах - это упорядоченное движение…

А. Положительных ионов.

Б. Отрицательных ионов.

В. Свободных электронов.

Г. Положительных и отрицательных ионов.


2. Эбонитовую палочку потерли о шерсть. Эбонит и шерсть при этом приобрели

А. положительные заряды

Б. отрицательные заряды

В. разноименные заряды

Г. одноименные заряды


3. К основным частям электрической цепи относятся…

А. Только источник тока.

Б. Только потребители электрической энергии.

В. Только соединительные провода и система управления

Г. А, Б и В.


4. Сопротивление проводника зависит от

А. напряжения на концах проводника

Б. силы тока в проводнике

В. плотности вещества проводника

Г. рода вещества проводника


5. При напряжении на резисторе 110 В сила тока, протекающего через него, равна 0,1 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока в нем стала равной 0,2 А

А.55 В

Б.110 В

В. 220 В

Г. 440 В


Взаимопроверка теста: Обменяйтесь, пожалуйста, листами и давайте проверим, как вы справились с тестом. За каждый правильный ответ ставьте по 1 баллу.


10. Оценивание результатов работы на уроке. (2 мин)


А теперь подсчитаем баллы за тест и баллы за весь урок.

Если у вас более 15 баллов, то поставьте оценку «5».

Если вы набрали 11 - 14 баллов, то оценка за урок «4».

Если у вас 8 - 10 баллов, то ваша оценка «3».

Но если у вас меньше 8-и баллов, то вам предстоит много потрудиться, чтобы завтра справиться с контрольной работой.

Я рада, что в классе так много хороших отметок. Спасибо за работу.


11. Домашнее задание. (1 мин)

Домашнее задание:

Упражнение № 14 (2), № 17 (2), № 20 (3, 4)

Повторите по учебнику п.44, 46 параграф.


12. Итоговый вопрос. (2 мин)


Какие ранее полученные знания вы использовали на уроке?


Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?


Вопрос: Часто один из контактов электрической вилки мощного электроприбора нагревается сильнее, чем второй. (рисунок) С чем это может быть связано?





Спасибо вам за урок. Очень приятно было с вами работать. До свидания.