microbik.ru
1



План – конспект


урока русского языка в 8 классе


учительницы русского языка и литературы


МОУ « Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева»


Порфирьевой Валентины Михайловны


c. Аликово – 2007г.


Тема урока:

«Синтаксический разбор простого предложения»


Цели урока:

  • обобщить навыки об односоставных предложениях;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • формирование умений: разбирать простые предложения;

  • развивать речевую культуру учеников.



Оборудование:

  • Бархударов С.Г. Русский язык. М. : Просвещение,2003г.

  • Мультимедиапроектор;

  • Компьютер

  • Раздаточный материал ( таблицы и задания)

  • Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс.

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Русский язык. 8-9 класс.



Ход урока


I. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Орфографическая разминка «Найди ошибки».

(Текст «Советы чемпиона мира» - на листочках)

  1. Работа с текстом «Притча о сыне, предавшем мать».

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.

^ Беседа по вопросам:

- О чем эта притча?

- Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает?

- Что волнует автора?

- Какую проблему затрагивает автор?

- Как вы понимаете мораль: «Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель»?

Примерный план:

  1. Женщина на костре.

  2. Мать спасает сына.

  3. Сын отрекается от матери.

  4. Мать: переживания и смерть

  5. Сын: одиночество и муки совести.

Мораль: «Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель»?


^ II. Основная часть.

  1. В этой притче автор использует двусоставные и односоставные предложения.



Двусоставные – это ..? Примеры из текста.

^ Односоставные – это ..? Примеры из текста.


Составление схемы односоставных предложений.






  1. Выполнение задания В-4 ЕГЭ-2007.

^ 3.Чтение домашнего задания: составление четверостиший с использованием односоставных предложений.

Физкультминутка

4. Порядок разбора простого предложения

(на компьютере)

- План разбора простого предложения.

- Образец разбора.

- Самостоятельный разбор 2 предложений.

- Выводы.

III. Домашнее задание:1. Выписать из учебника литературы 3 простых предложения и сделать синтаксический разбор.

^ 2. В рабочих тетрадях выполнить упражнения на стр. 54.


Приложения

I. План синтаксического разбора простого предложения

1. Указать тип простого предложения по цели высказывания

(повествовательное, вопросительное или побудительное)

^ 2. Указать вид предложения по интонации

(восклицательное или невосклицательное)

3. Определить вид предложения по строению грамматической

основы

( двусоставное или односоставное)

Если предложение односоставное, то указать его тип (определенно –

личное, неопределенно- личное или безличное или назывное)

^ 4. Определить тип сказуемого, если оно есть (простое глагольное,

составное глагольное или составное именное)

5. Указать, есть ли в предложении второстепенные члены

(распространенное или нераспространенное)

Если предложение распространено, то определить, чем они

выражены.

^ 6. Указать, есть ли в предложении пропущенные члены, которые легко восстанавливаются из речевой ситуации (полное или неполное)

7. Объяснить все знаки препинания.

II. Образцы синтаксического разбора простого предложения

^ 1. Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие.

(М.А.Булгаков.)

2. Бухгалтеру Василию Степановичу срочно предстояло выполнить две задачи. (М.А.Булгаков.)

^ Это повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное с составным глагольным сказуемым, распространенное, полное предложение.


III. Самостоятельное выполнение синтаксического разбора.

  1. ^ Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина.



Это предложение , , с , , .



  1. ^ Маргарита сидела, заткнув пальцами уши, и глядела на сову, дремавшую на каминной полке.


Это предложение , , с двумя





сказуемыми, , .


Запятые перед словом ЗАТКНУВ и после слова УШИ выделяют


оборот. Запятая после слова СОВУ стоит, так как после


него следует оборот.


^ IV. ВЫВОДЫ.

- Синтаксический разбор предложения – это указание всех возможных его признаков и характеристик. Такой разбор предполагает определение вида предложения по цели высказывания, по интонации, по строению грамматической основы и наличию второстепенных членов. В ходе синтаксического разбора необходимо указать, чем выражен каждый член предложения, а также является ли предложение полным, или в нем пропущен какой-то член предложения.

- При письменном синтаксическом разборе предложения необходимо подчеркнуть все слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются, а сверху, над каждым словом, указать часть речи. Далее, в одной строке нужно указать, пользуясь планом, все признаки этого предложения.