microbik.ru
1

План - конспект

урока физики в 7 классе

по теме «Механическая работа. Мощность».


Учитель физики

МКОУ «Основная

общеобразовательная школа

имени генерал-полковника М.И. Потапова»,

д.Рыляки Юхновского района

Калужской области

Ильющенкова Елена Ивановна


Цели урока:


Образовательная

- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Механическая работа. Мощность»;

-выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Механическая работа. Мощность» и подготовить их к самостоятельной работе;0


Развивающая

-организация активной мыслительной деятельности учащихся;

-развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

- учить извлекать пользу из образовательного опыта.


Воспитательная


- формировать познавательный интерес к предмету физика;

- учить сотрудничать и работать в парах;

- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность,

аккуратность в работе;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.


Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор и экран, опросные листы, карточки со списком теоретических вопросов, карточки с формулами, карточки с задачей, карточки для лабораторной работы, карточки с итоговым тестом, трибометр, брусок, динамометр.


^ ХОД УРОКА.


1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята!


2. Введение в тему и создание эмоционального настроя. Целеполагание.


Мне хочется поздороваться с вами и познакомиться.

Давайте сделаем так: я передаю мяч Никите и называю свое имя – Елена Ивановна, Никита передает мяч Соседу и также называет свое имя и т.д.

Что мы совершали, передавая мяч?

- Работу.

Правильно. Тема урока – «Работа. Мощность».

^ Тема записывается на доске учителем, дети пишут в тетради. «Работа. Мощность»

Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Работа. Мощность»: вспомнить формулы, решить задачи, выполнить лабораторную работу, ответить на вопросы теста..

Все эти знания вам пригодятся при решении самостоятельной работы, которая состоится

на следующем уроке.


Перед каждым из вас находится Ваш опросный лист. В ходе урока вы будете записывать

в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.


3. Проверка домашнего задания - теоретический опрос.

Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Перед вами список вопросов, на которые необходимо ответить. Кто готов ответить на первый вопрос?

Ответ правильный. Поставь в опросном листе 1 балл.


^ Список вопросов:

1.Что называется механической работой? Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

2.В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? (слайд).

3.От каких двух величин зависит совершенная механическая работа? Вычислите, чему равна работа по данным на слайде.

4.В каких единицах измеряется механическая работа. Я хочу совершить работу в 1 Дж. Как мне это сделать?

5.Одинаковые кирпичи подняли на некоторую высоту. Одинаковая ли при этом совершена работа?

6.Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути?

6.В каких случаях работа бывает положительной? Отрицательной? Равной 0. А чему равна умственная работа?

7.Что показывает мощность?

8.Как вычислить мощность, зная работу и время?

9.Одинаковую ли мощность развивают двигатели вагона трамвая, когда он движется с одинаковой скоростью без пассажиров и с пассажирами?

10. Падение шаров одинакового объема с некоторой высоты.

11.Кто из бременских музыкантов совершает работу?

12.Какие единицы мощности применяют в технике. Я хочу развить мощность в 1 Вт. Как мне это сделать?

13.Мощность всегда указывают в паспорте технического устройства. И в современных технических паспортах автомобилей есть графа:

Мощность двигателя: кВт / л.с.

Следовательно, между этими единицами мощности существует связь.


А знаете ли вы откуда взялась эта связь…


Дж. Уатту принадлежит идея измерять механическую мощность в «лошадиных силах». Для определения мощности лошади он заставил ее поднимать груз массой 68 кг. Такой груз лошадь поднимала со скоростью 4 км/ч. Предложенная им единица мощности была весьма популярна, но в 1948 г. Генеральной конференцией мер и весов была введена новая единица мощности в международной системе единиц – ватт.

1 л.с. = 735,5 Вт.

1 Вт = 0,00013596 л.с.

Эта единица мощности была изъята из обращения с 1 января 1980 г.

14. Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил? Чтобы ответить, давайте выведем и запишем формулу, связывающую мощность и скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно.

4. Вывод формулы.

1. Зная формулу мощности

давайте вспомним основную формулу для механической работы.

2. Пусть сила совпадает по направлению со скоростью тела. Запишем формулу работы этой силы.



3. При постоянной скорости движения, тело проходит путь определяемой формулой

4. Подставляем в исходную формулу мощности:

5. Получаем - мощность.

У нас получилась еще одна формула для расчета мощности, которую мы будем использовать при решении задач.

Ответим на вопрос: Правильно ли поступил водитель?

5. Работа с формулами.


Формула (СЛАЙД) - это первая формула, которую мы повторили на уроке. Давайте вспомним остальные. Поможет нам сделать это игра «Домино». Предлагаю из предложенных карточек составить цепочку формул. На одной карточке будет начало формулы, а окончание на следующей. Работаем парами. Кто быстрее всех справится, поднимите руку. Ученик собирает «Домино формул» на магнитной доске. Получает 3 балла.


F*s

A

m*g

F

ρ*V

m

A/t

N





Все формулы записываются детьми в тетрадях и одновременно СЛАЙД с формулами.

Озвучивание формул. За каждую правильно озвученную формулу ученик получает по 1 баллу.


6. Решение задачи.

Воспользуемся формулами для решения задачи.

Перед вами карточка, на которой написана задача.

К доске пойдет Петя и решит данную задачу.

Задачу решайте в тетради.


Задача (2 балла).

Определите мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3

на высоту 5 м за 5 мин.


Дополнительные вопросы:

1.Как изменится мощность насоса, если высота увеличится

в 2 раза?

2.Что произойдет с мощностью, если время уменьшится в 2 раза?


7. Работа с таблицами.

А теперь самостоятельно заполните таблицы (вычислите неизвестную величину). На выполнение задания у вас 2 минуты.




Работа

А (Дж)

Сила

F (Н)

Пройденный путь

S (м)




?

5

20




150

?

30




200

50

?


















































Мощность

N (Вт)

Работа

А (Дж)

Время

t (с)

?

20

5

5

?

30

50

200

?


Обменяйтесь таблицами и проверьте правильность выполнения задания с помощью слайда. За каждое правильно выполненное задание поставьте по 1 баллу. Запишите полученные результаты в опросный лист.

8. Динамическая пауза.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку. Предлагаю выполнять упражнения как я.


9. Лабораторная работа “Измерение работы при подъеме тела”.

При изучении темы «Работа. Мощность» мы работали с физическими величинами: сила, время, путь, для измерения которых используются приборы. Предлагаю вам выполнить лабораторную работу для измерения работы при подъеме тела. На выполнение этого задания у вас 3 минуты. Работаем парами.

Приборы и материалы: динамометр, линейка (или измерительная лента), трибометр..



Порядок выполнения работы

значения

1

Измерьте вес бруска при помощи динамометра, (Н)

 

2

Поднимите брусок на высоту трибометра.

 -----------

3

Измерьте высоту трибометра, (м)

 

4

Вычислите работу, совершенную при подъеме бруска, (Дж)

 

5*

Вычислите мощность, которую вы развивали при подъеме бруска в

течение 1 с, (Вт)

 

6

Результаты измерений и вычислений запишите в тетради.

 

Проверьте и сравните ваши результаты с результатами на слайде. За правильное выполнение работы поставьте в опросный лист 3 балла.


10. Итоговое тестирование.


Ребята, завершит наш сегодняшний урок небольшой тест по теме: «Работа. Мощность». Вам предстоит выбрать (обвести кружком) правильный ответ на каждый вопрос из 4-х предложенных вариантов.


ТЕСТ.


1. В каких из приведенных ниже примеров тела совершают механическую работу

А. Рабочий складывает детали в ящик.

Б. Штангист удерживает над головой штангу.

В. Гиря стоит на столе.

Г. Ученик сидит за столом и решает задачу.

^ 2. Укажите единицы измерения, которые не являются единицами измерения работы.

А. кДж.
Б. МДж.
В. Дж.
Г. Н.

3. Для вычисления мощности надо работу …

А. умножить на время.
Б. разделить на путь.
В. умножить на путь.
Г. разделить на время.

4. Определите работу, совершаемую при подъеме груза весом 4 Н на высоту 40 см.

А. 0,1 Дж.
Б. 10 Дж.
В. 1,6 Дж.
Г. 80 Дж.

5. Мальчик поднял ведро воды, используя усилие 80 Н, из колодца глубиной 10 м за 20 с. Какую мощность развил мальчик?

А. 40 Вт.
Б.
16 к Вт.
В. 1,5 Вт.
Г. 200 Вт.

Взаимопроверка теста: Обменяйтесь, пожалуйста, листами и давайте проверим, как вы справились с тестом. За каждый правильный ответ ставьте по 1 баллу.


11. Оценивание результатов работы на уроке.

А теперь подсчитаем баллы за тест и баллы за весь урок.

Если у вас 14 и более баллов, то поставьте оценку «5».

Если вы набрали 11 - 13 баллов, то оценка за урок «4».

Если у вас 8 -10 баллов, то ваша оценка «3».

Но если у вас меньше 8-и баллов, то вам предстоит много потрудиться, чтобы завтра справиться с самостоятельной работой.

Я рада, что в классе так много хороших отметок. Спасибо за работу.


12. Домашнее задание.

Домашнее задание: п.53,54 (повт.) упр.29 (3,4)


13. Итоговый вопрос.


Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Чем вам запомнился урок?

Может у вас остались еще какие- нибудь вопросы?

Спасибо вам за урок. Очень приятно было с вами работать. До свидания.