microbik.ru
1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА


СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА


Чем больше становится ребенок, тем все труднее и труднее делается схватывание общих характерных черт, выделяющих известный период жизни ребенка из других периодов.

В четыре года ребенок уже несколько окреп физически, его движения разнообразны, быстры и уверенны; речью он владеет довольно свободно; сведений об окружающем у него накопилось уже достаточно. Вследствие этого на пятом году жизни ребенок является способным к самой разнообразной деятельности; он направляется в разные стороны, интересуется всем, несколько разбрасывается. Поэтому и трудно схватить одну такую черту, которая господствовала бы и определяла все психическое развитие ребенка на пятом году жизни.

Ребенок на пятом году жизни становится самостоятельнее, у него возникают свои собственные интересы и желания, подчас несогласные с интересами и желаниями окружающих его взрослых; он затаивает свои помыслы на время, а потом, пользуясь удобной минутой, осуществляет свои сокровенные намерения. Ребенок начинает хитрить, скрывать, а иногда и прямо лгать – в видах осуществления своих замыслов и желаний. Он понемножку отдаляется от взрослых душевно и начинает свою особую жизнь, не только отличающуюся от жизни взрослых, но иногда и сталкивающуюся в своих интересах с жизнью взрослых. Все это понятно и даже необходимо, так как ребенок становится больше, самостоятельнее.

Если раньше ребенок не мог сам отыскать средства и орудия для исполнения своих желаний; он был вынужден постоянно обращаться к помощи взрослых, если ему что-либо нужно; он еще ничего не мог затаить в себе, в нем все наружу и открыто. А на пятом году ребенок находится в другом положении: он владеет собой, говорит, много знает, понимает, какие средства нужно пустить в ход для достижения известной цели. Ему случается желать того, чего взрослые не желают и не исполняют. Но ребенок отказывается от своих желаний, он затаивает их и само приискивает средства для их выполнения, даже вопреки заверениям взрослых; он сдерживается, хитрит, подстерегает удобный момент. Во всех подобных хитростях сказывается новое течение в душевной жизни, сказывается зарождающая новая маленькая личность, обнаруживается ее особые интересы, происходят первые сознательные столкновения этой новой личности со взрослыми. Факты эти мелки, но смысл глубок.

На пятом году дети запасаются уже довольно значительным психическим опытом. Они бывают довольно хорошо знакомы с окружающими предметами и лицами, видели город и деревни, слышали много сказок и рассказов; детская память является довольно богатой, мыслительность возбуждена, словом, - ток душевной детской жизни приподнятый, высокий. Такая усиленная внутренняя работа неизбежно просится наружу, стремится выразиться чем-либо во вне. Ребенок на пятом году жизни продолжает по-прежнему охотно и много играть, но при этом он обнаруживает еще большую склонность к разным ручным занятиям и работам – рисованию, вырезанию из бумаги, наклеиванию, сгибанию бумажных квадратов, постройки их кубов.

Есть еще одно характерное явление, встречающееся на пятом году жизни. Это способность детей глубоко поражаться каким либо впечатлениям и затем некоторое время жить им одним. Если ребенок сильно заинтересован каким-либо явлением, то, о чем бы вы ни заговорили с ним, чем ни стали бы его занимать, оно непременно сведет речь и занятие на поразившее его впечатление.

Жизнь взрослых представляет подобное же явление. Некоторое время они увлекаются одним – модой, теорией, книжкой, удовольствием, новым местом; потом гонятся за другим, более новым. Есть такие взрослые, которые, подобно детям, никак не могут остановиться на чем-нибудь надолго и твердо, которые перебегают от занятия к занятию, пробуя десятки профессий, бывают всем, а в заключении оказываются ничем. Мода на платья, мода на идеи – это явления детского характера.

В первую очередь сами родители должны формировать основные черты характера своего ребенка. Прежде всего ребенок берет пример со своих родителей. Поэтому не удивляйтесь, что у ребенка обнаружились какие-то ваши черты характера. Он – ваше зеркало. Помогите ребенку приобрести как можно больше положительных сторон характера. Принимайте ребенка таким, каков он есть, он отдельная личность со своими индивидуальными особенностями.

Зная положительные и отрицательные качества характера своего ребенка, понимая их и принимая, вы всегда будите лучшим другом своего ребенка, вам легче будет формировать в нем основные черты характера, направлять их в лучшую сторону. Да и самому ребенку будет намного проще в дальнейшей жизни. Он вырастит настоящим человеком!