microbik.ru
1

Конфликтная семья.

В который раз по разным причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Педагогически несостоятельные семьи являются наиболее распространенными, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и проявлении детей. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы, здесь утрачивается воспитательная роль семьи. На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное влияние на детей. Чтобы выявить неблагополучные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями.

^ Выделяют следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально-несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный стиль.

Когда родители не придают значения проступкам детей, не видя в них ничего страшного, считают, что, все дети такие, либо рассуждают так: «мы сами такими были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез взглянуть на проблемные моменты в поведении ребенка.

Позиция круговой обороны, которую так же может занять определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершенное подростком преступление не отрезвляет маму и папу. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мамы всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проделках, преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаивания за свои поступки, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педагогическо-подозрительный стиль

При котором родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытаетесь насильно изолировать от сверстников, друзей, стремятся контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общение.

Показателен пример поведения Димы, состоящего на учете в ОПН за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив, мама обеспокоена постановкой на учет, стремится ни на минуту оставить его одного, а после учебы он должен идти к маме на работу, где под ее присмотром готовит уроки. Мама не оставляет сына в комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем, всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, запрещает чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает сына на улицу. В беседе Дима хмурый, смотрит исподлобья, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанности, озлоблен.

Жестко-авторитарный стиль

Присущ родителям, применяющим к детям физическое наказание. К такому стилю отношений больше склонен отец, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия – от убеждений до административно-уголовного принуждения.

Отстраненно-равнодушный стиль

Возникает в семье, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит времени, ни душевных сил своим детям от 1-го брака. Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся уйти из дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное доброжелательное к себе отношение, что должно использоваться в воспитательной работе с ними.

Воспитание по типу «кумир семьи»

Часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами, которых становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль

Когда у родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки воспитания. Важно учитывать и знать, что исправить их гораздо труднее, чем обнаружить. Особенно трудно и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порой и отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношения.