microbik.ru
1

Концепция воспитательной системы школы

В условиях современного образования возникает необходимость изменения сущности воспитательного процесса. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние воспитательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности. Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

^ Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

^ Главная функция школы воспитательная.  Цель воспитания свободное самоопределение воспитанников и их творческая самореализация. Источником цели воспитания в школе служит сам ребенок. Цель заключается не в усвоении как можно большего объема информации, школа должна помочь детям понять мир и себя в этом мире, почувствовать свою ответственность.

Мы считаем, что достичь этой цели возможно, решив следующие задачи:

  • Расширение культурно-образовательного пространства.

  • Совершенствование социально-психологических отношений.

  • Укрепление и модернизация материально-технической базы.


Воспитательная система школы рассматривается нами как целостный социально-педагогический комплекс, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы и традиционные формы, способы жизнедеятельности. Результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Система школьного воспитания делится на три этапа:

  • раскрытие личности (1 – 4 классы);

  • развитие личности (5 – 8 классы);

  • становление и самоактуализация личности ( 9 – 11 классы).

Каждому этапу соответствуют цели и задачи в зависимости от возраста, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся.

Для реализации обозначенных (намеченных) воспитательных задач предполагает использование следующих системообразующих видов деятельности:



  • Традиционные общешкольные мероприятия

  • Школьное самоуправление

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах и параллелях классов

  • Система дополнительного образования

  • Профориентационная деятельность

  • Диагностика и мониторинг

  • Система взаимодействия семьи и школы

  • Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

  • Организация взаимодействия школы со средой


Системообразующими звеньями являются направления
воспитательной деятельности.



Воспитательная система школы включает 7 основных направлений

  1. «Ученик - патриот и гражданин»

Главные цели:

  • воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, своего класса, своего народа, государства;

  • формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;

  • признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи воспитания:

  • формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

  • обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

  • проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.


^ 2. «Ученик и его нравственность»

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

^ Задачи воспитания:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

  • знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

  • изучать с учащимися нравственные позиции их семей и поколений;

  • развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

  • способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

  • создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

^ 3. «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

^ Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

  • поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

  • давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;

  • разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.


4. «Ученик и его здоровье»

Главная цель:

Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

  • формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как к бесценному дару природы;

  • создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

^ 5. «Общение и досуг ученика»

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

^ Задачи воспитания:

  • формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

  • развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

  • использовать активные творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

  • создавать кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;

  • учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;

  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

  • воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

  • оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, для занятий досуговой деятельностью;

  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;

  • предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса демонстрация его достижений в динамике.


6. «Ученик и его семья»

Главная цель:

Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;

  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Своеобразие воспитательной системы нашей школы заключается в том, что годовой цикл ее работы концентрируется вокруг программ:

^ Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот»

Цель: Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Ожидаемые результаты:

Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:

  • Высокие этические нормы поведения и жизни;

  • Активная гражданская позиция;

  • Стремление к духовному обогащению и развитию;

  • Чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

  • Знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

  • Стремление к здоровому образу жизни;

  • Участие в ежегодных школьных проетах.

«Программа нравственного воспитания школьников»

Цель:

создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на самостоятельный выбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.


^ Ожидаемый результат:

Программа нравственного воспитания школьников позволит сформировать духовно-нравственные качества учащихся, их сознание, сохранить и развить чувство гордости за свою страну, за свой край. Сформировать духовно-нравственную, творческую, нравственно и физически здоровую личность, способную на сознательный выбор жизненной позиции.

^ Программа «Одарённые дети»

Цель:

создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся

через оптимальную структуру основного и дополнительного образования.


Ожидаемые результаты

  • Совершенствование системы работы с одаренными детьми

  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся

  • Создание механизма индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся

  • Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями

  • Создание в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.

  • Повышение качества обучения путем рационального использования педагогических кадров, использующих инновационные педагогические технологии, подготовки специалистов в области новых информационных технологий



^ Программа «Здоровье»

Цель: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Ожидаемые результаты:

  1. сохранить репродуктивное здоровье учащихся;

  2. внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;

  3. постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;

  4. помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  5. сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

^ Программа организации дополнительного образования и досуговой деятельности учащихся «Досуг»

Цель: создание условий для эффективного развития воспитания, дополнительного образования и досуговой деятельности детей в образовательной системе.

^ Задачи:

Ожидаемые результаты:


1.Рост профессиональной компетентности педагогов в сфере организации досуговой деятельности и дополнительного образования детей.

2.Рост социальной, культурной и гражданской компетентности выпускников школы

3.Создание условий для развития одаренных детей в разных сферах

4.Укрепление материально-технической и научно-методической базы образовательного учреждения.

^ Программа «Родители, дети, школа»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классных руководителей по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.


^ Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей.

2. Развитие их творческой инициативы.

Программа организации занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков в летний период «Лето»

Цели и задачи: создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их трудовой, экологической и спортивной деятельностью; укрепление здоровья детей в летний период; осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха.

^ Ожидаемые результаты:

  1. создать условия по обеспечению оздоровительного процесса учащихся, их трудовой, досуговой занятости;

  2. увеличить охват детей и подростков организованными формами отдыха;

  3. поднять творческую активность детей, уровень саморазвития ребёнка в творческой деятельности;

  4. развить навыки управления и взаимопомощи в ходе деятельности разновозрастных отрядов;

  5. снизить социальную напряжённость среди семей и детей, входящих в группу повышенного социального риска.


^ Организация системы школьного самоуправления.

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

  

^ Структура самоуправления.

    • Первый уровень – ученическое самоуправление в классах. Классное ученическое собрание, совет класса, рабочие органы самоуправления /сектора: учебный, культурный, спортивный, трудовой, дежурный,старосты/

    • Второй уровень – школьное ученическое самоуправление. Общее собрание учащихся, совет учащихся, школьные ученические отделы/отделы: науки и образования, культуры и досуга, здравоохранения и спорта, труда и заботы, правопорядка/.

    • Третий уровень – общешкольное самоуправление. Совет школы.