microbik.ru
1

Кошелева Марина Александровна

Как пробудить интерес

к творчеству Марины Цветаевой?


Важную роль в приобретении прочных и глубоких знаний играет интерес к изучаемому предмету. Если удается увлечь учеников, то они не только изучают программные произведения, но и самостоятельно читают дополнительную литературу, черпая новые сведения о писателях, поэтах.

Разными способами можно пробудить интерес к творчеству того или иного писателя. Однако самое главное – увлеченность самого учителя. Ведь известно, что писателей, которых любит учитель, любят и хорошо знают и ученики. Многое зависит от того, как мы проведем первый урок. В дальнейшем ребят будет увлекать сам материал, хотя существенно и то, какими методами мы будем знакомить с этим материалом; разнообразие методов также способствует повышению интереса к познанию темы.

Я хочу на примере изучения поэзии М. Цветаевой в 11 классе показать, какую работу я организовала, чтобы повысить интерес к изучению поэзии Серебряного века. Мне хотелось привлечь внимание учащихся к личности поэтессы, поэтому до начала изучения темы я оформила выставку, которая, по моему мнению, позволила наглядно познакомить ребят с основными вехами жизни М.И. Цветаевой. Используя на уроке компьютер, я продемонстрировала выставку фотографий. Это был первый урок по творчеству Цветаевой, представлявший собой комментарии учителя к фотографическим снимкам и подготовленное учениками чтение стихов наизусть. Конечно, предварительно я индивидуально занималась подготовкой художественного чтения поэтических произведений, поскольку считаю, что нужно с каждым учеником пережить стихотворение, прочувствовать его, научить по – цветаевски верно произносить слова, расставлять акценты, слышать знаки препинания. Только тогда можно достичь желаемых результатов. Мне кажется, что все, о чем говорится на уроке, должно нести в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд. Поэтому, к отбору материала, комментирующего снимки, подхожу творчески, стараюсь представить каждое событие жизни поэта так, чтобы оно отозвалось в душах моих учеников. Для усиления эмоционального напряжения использую музыкальное сопровождение. В самом начале урока перед чтением стихотворения «Идешь, на меня похожий…» под музыку высвечиваю на экране портреты М. Цветаевой разных лет, портреты ее родных. Рассказывая о ее встрече с Сергеем Эфроном, использую тот же музыкальный отрывок, а на экране показываю фотографии, отражающие драму любви М. Цветаевой и С. Эфрона. В экскурсию по изучению биографических данных поэтессы включаю видеоматериалы и комментарии к ним, связанные с жизнью отца Марины Ивановны – Ивана Владимировича Цветаева – создателя музея изобразительных искусств. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил дочь с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущей поэтессы.

Для отбора материала использую книгу М. Белкиной «Скрещение судеб», а также воспоминания Анастасии и Валерии Цветаевых и очерки самой Марины Ивановны «Открытие музея» и «Отец и его музей».

Для меня важно, чтобы с самого начала школьники представили себе то время, в которое жила и создавала свои великие стихи Цветаева, поэтому в экскурсию я включаю материалы, отражающие годы первой мировой войны, революции и послевоенное время, а также знакомлю со сборниками стихов, написанными Мариной Ивановной в столь тяжелые для России времена. На уроке не анализируются и не комментируются стихи. Происходит только вживание, погружение в цветаевское слово, распознание образов лирических героев. Заочная экскурсия пробуждает интерес к поэзии Цветаевой. Учащиеся одновременно видят фотографии мест, людей, связанных с жизнью поэтессы, и слышат рассказ учителя, сосредотачивающий их внимание, развивающий их воображение. Думаю, что внимательно прослушанное и увиденное хорошо запоминается.

Продолжая знакомство с творчеством поэтессы на следующем уроке, я посчитала важным остановить свой выбор на теме «Мой Пушкин». Эта тема позволяет окунуться в яркий мир цветаевского детства и через неординарное восприятие поэта маленькой девочкой, гениально выраженное взрослой Мариной, приобщиться к Пушкину. Открываю урок показом видеомонтажа о ее детстве, родителях. В процессе просмотра видеосюжетов и прослушивания к ним комментариев необходимо определить, насколько культурно насыщенным было детство поэта, как оно повлияло на дальнейшую жизнь, была ли духовно готова девочка воспринять Пушкина. Использую отрывки из воспоминаний А. Цветаевой, из книги В. Швейцер, которые делают представления о детстве Марины гораздо богаче, у ребят создается понимание того, что Пушкин вошел в жизнь ребенка очень органично. Конечно, проза Цветаевой – не для легкого чтения, но без нее невозможно представление о поэте.

Считаю важным выделить отрывок, связанный с детскими впечатлениями Цветаевой о памятнике Пушкину. Предлагаю ученикам поговорить об этом отрывке. На экране проецирую изображение памятника гения. Ребята, углубляясь еще раз в текст, должны обнаружить духовное взросление Марины Цветаевой. Это задание они выполняют с большим интересом. Приведу примеры их размышлений:

^ Ежедневные детские прогулки можно сравнить с процессом духовного пути к Пушкину. И этот путь длится всю жизнь.

Размышления ребенка о том, что до Пушкина не дорасти маленьким фигуркам, приводят к мысли о собственной соразмерности с ним.

^ Ощущение того, из чего сделан памятник, превращается в осознание твердости, вечности Пушкина, настоящего творца.

Продолжая работу над прозой «Мой Пушкин», выделяю строку: «Я тогда же и навсегда выбрала черного, а не белого, черное, а не белое: черную думу, черную долю, черную жизнь». Я стараюсь эпизод урока, связанный с раскрытием тайны черного цвета, выстроить так, чтобы он стал ярким, кульминационным. Из лирики автора предлагаю ученикам выбрать стихи, в которых упоминается черный цвет, определить значение его в каждом контексте, затем сложить полученные результаты, графически их оформить и сделать выводы. Ребятам эта работа кажется интересной. Они создают схему, которая и обозначает кульминационный момент урока. В центре схемы – слово «черный», от него – лучи, на концах которых – значение цвета: красота, духовность, избранность, гармония, свет, озарение, молодость. Школьники начинают понимать необычность всего, что написано Цветаевой: ее «черный» - не такой, как у всех; ее памятник – иной, ее Пушкин не похож на моего, в результате, цветаевское «МОЙ» приобретает смысл. Урок цвета переходит в основу мировосприятия, мировоззрения, понимания не только памятника, но и всего Пушкина.

Намечая план изучения темы «Творчество М. Цветаевой», я стараюсь спланировать работу так, чтобы не снизился у одиннадцатиклассников интерес к поэту. В результате предварительной беседы с ними выяснила, что они хотят узнать о любовной лирике, которая также своеобразна и необычна, как и все творчество Марины Ивановны. Чтобы показать многогранность образа лирического героя стихов о любви и уникальность любовной философии поэтессы, организовала заочное морское путешествие с романтическим названием «Езда в остров любви». Я рассказала школьникам о драматической любви великой поэтессы и ее мужа – Сергея Эфрона. Мой рассказ сопровождался выразительным чтением ряда поэтических текстов, демонстрацией на экране репродукций картин, которыми восхищалась Марина Цветаева, звучанием музыки, подробным анализом стихотворения «Кто создан из камня…». На первый взгляд, Цветаева может показаться одинокой, грустной, тоскующей, и чтобы глубже проникнуть в духовный мир поэта, я стремилась открыть старшеклассникам мир чувств, образов, волновавших прекрасную и трагическую душу великой Цветаевой.

Я хотела, чтобы ребята увидели в ней богиню любви, воплощение любви, а, в целом, ее неповторимость и многогранность. И когда я им предложила в конце урока подобрать экспонаты для музея Марины Ивановны Цветаевой, они решили, что одним из таких экспонатов станет букет в память о поэте. В центр букета была помещена черная роза – символ любви. Розу окружали полевые ромашки, похожие на нашу светлую, чистую память о поэтессе.

Серьезное изучение творчества Цветаевой вызвало у моих учеников глубокий интерес к ее личности. Одна из учениц в своем сочинении написала так:

«Важно, чтобы, соприкасаясь с поэзией Марины Ивановны, мы не остались равнодушными к ее великому творчеству, к ее удивительной судьбе. Хочется, чтобы для многих на всю жизнь просто Цветаева превратилась в «мою Цветаеву».

Такие высказывания дороги учителю, говорят ему о том, что он стоит на верном пути, побуждают к новым поискам.


Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1 с. Новоселицкого

Кошелева Марина Александровна.


Кошелева Марина Александровна