microbik.ru
1


Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования

Библиотечно-информационный центр


Аницына Т.М., Чикина Л.Г. , Хаустова В.В.


Библиотечное и информационо-библиографическое

сопровождение педагогов в

общеобразовательных

учреждениях


Красноярск

2006


Школьная библиотека как звено в системе
непрерывного педагогического
образования 3

Информационно-библиографическая
поддержка педагогов
(продукты и услуги). 6

1. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание 6

2. Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание 7

3. Внестационарные формы
обслуживания 12

4. Межбиблиотечное обслуживание 15

5. Справочно-поисковый аппарат для 16

педагогов 16

6. Электронные ресурсы 19

7. Основы информационной культуры 22

Список литературы 27



Хлеб науки – информация

Хлеб политики – информация

Кто владеет информацией – владеет миром

Ф. Хайдеггер
^

Школьная библиотека как звено в системе
непрерывного педагогического
образования


Познавательный потенциал личности определяется не только объемом и качеством знаний, но и уровнем развития познавательных умений.

Умения, способствующие этому, делятся на 3 группы:

Учебно-интеллектуальные - умение логически осмысливать текст, выделять главное; владение общими приемами мышления (сравнение, анализ, обобщение, систематизация).

Учебно-информационные - умение осознанно и с хорошей скоростью читать; умение подготовить реферат, доклад; умение искать информацию, обращаясь к различным источникам; умение составить план, конспект, работать с таблицами и графиками.

Учебно-коммуникативные - владение языковыми средствами и культурой речи; умение участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

Школьная библиотека формирует у педагога умения второй группы - учебно-информационной, а именно, умения

находить информацию, обращаясь к различным источникам.

Сегодня, когда мы говорим о том, что каждый человек должен иметь доступ к любой информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой, то мы понимаем, что: эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хранение и распространение

Однако, лишь формирование информационных ресурсов общеобразовательных учреждений: накопление информационных ресурсов в учебных кабинетах, и созданных новых структурных подразделениях ОУ – медиатеках - большой пользы учебному процессу не принесет.

Нет главного – не организован информационно - поисковый аппарат, нет электронной базы данных и систематизации ресурсов, не учтены потребности учителей предметников в электронных образовательных программах, учебных пособиях, видеоматериалах.

Все чаще признается т, что библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать документы, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова). Предоставлять в пользование (через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д.).

Библиотекой обеспечивается информационная поддержка работы педагогического коллектива.

Информационные услуги складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий (НИТ).

И традиционные (каталоги, картотеки, библиографические пособия, выставки, обзоры и т.д.), и нетрадиционные (организация своеобразной системы навигации в море современной электронной информации) услуги можно рассматривать как культурообразующий контекст педагогической деятельности, ориентированный на непрерывное образование пользователей библиотеки.

Многоплановую информационно-библиографическую деятельность можно выразить следующей схемой:







^ Информационный продукт есть результат создания или семантической (смысловой) переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей.

^ Информационная услуга - предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившими запросами или выявленной информационной потребностью.


^ Принципы организации библиотечно-информационной деятельности

  • Принцип систематичности предполагает, что вся библиотечная работа выстраивается в четкую систему в зависимости от перспективных и ближних целей работ. Библиотечная деятельность должна быть направлена на воспитание потребности в чтении как инструменте получения знаний и приобщения к духовной культуре, информационной культуре в целом и культуры чтения в частности.

  • ^ Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки. Знаменитый принцип «Каждому читателю - нужную книгу в нужный момент», особенно актуален в работе с детьми. Дифференциация предполагает выделение групп читателей, объединенным по каким- либо признакам

  • Принцип релевантности предполагает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением

  • Принцип креативности предполагает непрерывное развитие, поиск новых решений.

  • Принцип диалогичности. Реализация этого принципа связана с созданием в библиотеке атмосферы дружелюбия, доверия, диалога между читателем и библиотекарем

  • ^ Принцип плюрализма в библиотечном обслуживании означает, что библиотекарь обязан своим пользователям предоставить условия свободного доступа к информации, раскрыть самые разные точки зрения на интересующие читателя темы.



^

Информационно-библиографическая
поддержка педагогов
(продукты и услуги).




1. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание


Один из способов индивидуального обслуживания - способ индивидуального информирования - заключается в постоянном оповещении специалистов о новых документах по их профилю, как поступивших в библиотеку, так выявленных по удаленным электронным ресурсам.

В школьных библиотеках для учителей, могут использоваться формы индивидуального информирования по определенному вопросу (теме). Подобная работа проводится с привлечением элементов избирательного распространения информации (ИРИ), если оно:

  • осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;

  • имеет два контура, то есть первоначально предоставляется пользователю библиографическая информация, и только потом по его требованию – полные тексты документов;

  • предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности пользователя.

Управленческий персонал школы получает информацию по системе дифференцированного обслуживания руководства (ДОР). Система ДОР предусматривает аналитическую переработку информации, в результате которой руководителям передают тематические подборки, дайджесты, таблицы фактических сведений и т.д.

Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографи-ческому обслуживанию (СБО). Оно представляет собой выполнение разовых запросов пользователей путем предоставления им справок, содержащих:

  1. библиографическую информацию о наличии и / или местонахождении документа (адресная справка);

  2. библиографическую информацию по определенной теме, проблеме (тематическая библиографическая справка);

  3. сведения об отсутствующих или искаженных элементах библиографического описания (уточняющая библиографическая справка);

  4. фактические сведения (фактографическая справка).
^

2. Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание


Предполагает удовлетворение культурно - информационных потребностей небольших коллективов (администрацию, учителей одного предмета, классных руководителей) пользователей, объединенными общими интересами.

^ Бюллетень новых поступлений» включает описание новых документов (книги, учебники, методические материалы из периодической печати, информация на электронных носителях и т.д.), поступивших в библиотеку (один раз в месяц, квартал, полугодие). В предисловии раскрываются принципы отбора документов, принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке (в соответствии с таблицами ББК), внутри разделов - в алфавите авторов, (названий) если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация В конце составляется вспомогательный справочный аппарат: алфавитный список авторов и названий книг, вошедшие в бюллетень.

^ Выставка новых поступлений регулярная, оперативная форма наглядной информации, поступивших в библиотеку (книги, учебники, методические материалы из периодической печати, информация на электронных носителях и т.д.). Оптимальная периодичность выставки новых поступлений зависит от новых поступлений и составляет от двух дней до 2 недель.

^ Библиографический обзор. Это распространенное и достаточно эффективное средство доведения информации до потребителя.

Библиографические обзоры подразделяются:

  • По целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные.

  • По содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы.

По видам включенных изданий: на обзоры книг, журналов и других документов

  • По форме; устные, печатные, наглядные, смешанного характера.

^ Обзор-это не собрание отдельных аннотации о документах, а связанный и последовательный рассказ.

Поэтому важно находить точки соприкосновения между отдельными документами, логику перехода в информировании или рекомендации.

При подготовке обзора необходимо составить развернутый план, указав последовательность произведений и выбрать отрывки, которые будут зачитываться. В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть простыми и сложными, серьезными и развлекательными.

Любой обзор не должен длиться более 30 минут

Тематические подборки

  • Основными этапами составления тематической подборки являются:

  • Ознакомление с темой

  • выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

  • копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и имеющихся в распоряжении библиографа;

  • группировка текстов документов;

  • оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.

Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

  • титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;

  • оглавление;

  • краткое предисловие (от составителя);

  • определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;

  • библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);

  • список просмотренных источников.

Дайджест

Возможности информационных технологий доступность электронных документов, сравнительная простота сканирования текстов, а также навыки формирования БД в сочетании с накопленным опытом библиографирования позволяют перейти от составления библиографических подборок к созданию дайджестов по актуальной тематике.

Дайджесты (краткое изложение) — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Для дайджестов характерны:

  • узость тематики;

  • различие аспектов рассмотрения проблемы;

  • различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

  • возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.

Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

  1. титульный лист;

  2. оглавление;

  3. предисловие (от составителя);

  4. основной текст, обычно разделенный на параграфы;

  5. список использованной литературы;

  6. приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

  7. словарь основных терминов (в случае необходимости).

^ Дни информации

Комплексное мероприятие для широкой информации пользователей о документах по межотраслевой тематике, представляющий интерес для педагогов.

Включает открытые просмотры и тематические выставки документов (книги, учебники, методические материалы из периодической печати, информация на электронных носителях и т.д.). Проводятся библиографические обзоры, встречи с представителями науки, с авторами учебников, программ Знакомство с информационно-поисковой системой библиотеки

Продолжительность проведения мероприятия один день

^ Презентация (премьера) книги.

Здесь происходит детальное ознакомление педагогов с ее содержанием.

Презентация может сопровождаться выставкой – продажей книги.

^ Книжные выставки

В библиотечном обслуживании самым популярным и одним из базовых средств доведения информации для пользователей библиотеки является книжная выставка

Книжная выставка – комплекс специально отобранных и систематизированных документов, расположенных таким образом, чтобы вызвать непроизвольное внимание читателя, заинтересовать его или удовлетворить существующий интерес или информационную потребность

Возникновению интереса способствуют место расположение выставки, стиль ее художественного оформления использование новых конструктивных материалов

  • выразительные заголовки,

  • красочные иллюстрации,

  • символы,

  • эмблемы

  • художественные изделия

Книги с выставки выдаются читателям, экспонироваться выставка должна не более 1-2 месяцев, квартал

Основные требования, предъявляемые к выставочной работе в библиотеке

  • Комфортность

  • Наглядность

  • Доступность,

  • Оперативность

Книжные выставки для педагогов включают документы:

  • Нормативно-правовые

  • Программы

  • Методика,

  • Дидактика

  • Воспитание



^

3. Внестационарные формы
обслуживания



В структуру обслуживания библиотеки ОУ входят пункты внестационарного обслуживания, передвижки.

Обслуживание пользователей вне стен библиотеки (методический кабинет, предметные кабинеты) помогает в организации дифференцированного подхода и более полного удовлетворения запросов.

Количество документов во внестационарном пункте обслуживания может составлять от 50-200экземпляров. Из числа читателей (педагоги) библиотеки выбираются добровольные помощники, которые ведут записи в читательских формулярах, статистические данные передвижки заполняются в дневнике работы библиотеки

Систематически используемые площадки обслуживания за пределами библиотеки, школы называются зоной обслуживания школьной библиотеки


^

4. Межбиблиотечное обслуживание


Абонемент, основанный на использовании документов из фондов других библиотек, при их отсутствии в данном фонде (ГОСТ 7.0-99)

Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды библиотек региона и страны, а не ограничиваться возможностями данной библиотеки

Основанием для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным за работу МБА, и заверенный печатью библиотеки-абонента.

С документами, полученными по МБА, пользователям библиотеки предоставляется возможность работать в читальном зале библиотеки, а их хранение производится отдельно от фонда библиотеки

Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несет абонент, запросивший данный документ.

При внедрении информационных технологий в библиотечное дело объектом доставки является электронный документ. В сервис- систему электронной доставки документов должны входить следующие компоненты:

  1. автоматизированный заказ литературы (в том числе через Интернет) с помощью межбиблиотечной поисковой системы;

  2. автоматизированная электронная доставка документов в виде сканированных изображений страниц



^

5. Справочно-поисковый аппарат для

педагогов


Справочно-поисковый аппарат (СПА) для педагогов состоит из библиотечных каталогов и картотек (баз данных), используемых при обслуживании для поиска необходимой информации.

  • Алфавитный каталог

  • Систематический каталог научно-методической и педагогической литературы

  • Электронный каталог АИБС «МАРК SQL»

  • Систематическая картотека научно-методической и педагогической литературы

  • Тематические базы данных

(Методику составлении традиционных каталогов и картотек см. метод. рек: Система каталогов и картотек в библиотеке ОУ - Красноярск, КК ИПК РО, 2003).

^ Электронный каталог, как и традиционный систематический каталог, является, и универсальным, и специализированным. В традиционном каталоге специализация определяется определенным подбором документов, а в электронном — подбором документов и расширенным информационным поиском, вне зависимости от места хранения документов.

При включении электронного каталога в какую-либо компьютерную сеть он обеспечивает доступ к ресурсам не только читателям данной библиотеки, но и удаленным пользователям.

При осуществлении поиска в электронном каталоге МАРК обеспечивает:

  • отбор документов для просмотра путем формирования подмножества с заранее заданными параметрами;

  • управление просмотром путем перемещения вперед, назад, в начало или конец выбранного подмножества документов;

  • «ручной» отбор библиографических записей для последующей распечатки;

  • формирование указателя новых поступлений;

  • формирование аннотированного тематического указателя.

Ввод (или коррекция) библиографических записей в электронный каталог заключается в занесении отдельных их элементов в соответствующие поля

АИБС МАРК предполагает раздельное ведение баз данных на книжные издания, статьи, сериальные (продолжающиеся) издания. Система сервиса позволяет произвести настройку полей в соответствии с нуждами конкретной библиотеки, не нарушая целостности всего формата.

Поля данного формата делятся на несколько групп:

1.поля, содержащие элементы библиографического описания;

2.поля, позволяющие дополнить поисковый образ документа тематическими рубриками, подрубриками и ключевыми словами; использование данных полей позволяет найти нужный документ или группу документов, не зная их библиографических данных;

3.поле аннотации;

4. поля, указывающие место хранения документа на бумажном носителе или электронный адрес место нахождения электронной версии документа;

Учителя-предметники, учителя начальной школы, используя данный каталог, приобретают эффективный инструмент информационно-методической поддержки выбора методических материалов, действующих образовательных программ и т.д.


^ Технологии формирования библиографических баз данных

База данных (БД) – это совокупность источников информации относящихся к определенной области знания (теме, проблеме, взаимосвязанных данных, предоставленных в определенном формате на машинном носителе)

База данных – важная и наиболее перспективная составляющая информационных ресурсов современного общества.

  1. Подготовительная стадия

    1. определение назначения БД. Состав пользователей

    2. определение формальных границ отбора документов. Хронологические, географические, языковые

    3. определение источников отбора документов. Перечень БД, информационных изданий, разделов библиотечных каталогов и картотек, периодических изданий

    4. определение состава поискового образа документов (ПОД). (Перечень элементов ПОД)

    5. определение структуры библиографической записи В БД Перечень полей библиографической записи в выбранном коммуникативном формате




  1. Основная стадия

    1. Подготовка документов для ввода в БД

    2. Систематизация документов. Классификационные индексы, предметные рубрики, ключевые слова

    3. Формирование и составление библиографической записи

    4. Составление аннотации

    5. Библиотечный поиск информации



^

6. Электронные ресурсы



Электронные ресурсы – это совокупность первичных и/или вторичных документов, представленных в электронном виде.

Электронные ресурсы используются библиотеками в информационно-библиографическом и справочно-библиографическом обслуживании. Формируется фонд электронных ресурсов из следующих компонентов:

  • дискеты и компакт-диски (CD, DVD и др.), приобретенные по коммуникационным каналам (подписка, покупка, дар, обмен и др.);

  • сканированные документы и тексты из фонда;

  • переданные авторами электронные версии своих научно-методических материалов, в т.ч. материалы сотрудников своей школы;

  • удаленные сетевые электронные ресурсы (Интернет-ресурсы, доступ к полнотекстовым электронным ресурсам, скопированные из Интернета материалы и др.);

  • электронный каталог как электронный ресурс собственной генерации и как удаленный ресурс.


Виды обслуживания с использованием электронных ресурсов:

  • предоставление информации об электронных ресурсах;

  • предоставление самих ресурсов в пользование, в т.ч. доступ к удаленным ресурсам;

  • предоставление услуг по поиску информации в электронных ресурсах по запросам;

  • консультирование по поиску, выбору, использованию электронного ресурса.


В настоящее время среди электронных ресурсов, которые можно использовать в практике библиотек общеобразовательных учреждений, выделяются следующие:

^ Ориентир. Юридический справочник работника образованияэлектронный справочник на CD-ROM, содержащий комплект нормативных документов по вопросам образования в Российской Федерации. Это полнотекстовая база документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений всех типов и видов (от яслей до вузов). Программа оснащена мощным и удобным механизмом поиска. Имеется возможность ежемесячно обновлять базу документов по сети Интернет. Данный справочник можно приобрести, подписавшись по каталогу агентства «Роспечать» или перечислением средств на расчетный счет издательства «Сентябрь».

^ Электронный архив журнала «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень» - электронная база нормативных правовых актов, регулирующих деятельность российской системы образования. В справочную систему на CD-ROM вошла большая часть документов, опубликованных в журнале и в приложениях к нему за все годы издания – это более 2000 документов в сфере управления и экономики образовательного учреждения, многие из которых более нигде не публиковались. Данная справочная система позволяет быстрый поиск и сортировку документов, создание электронной картотеки, работу с текстом документа. Диск приобретается по подписке по каталогу агентства «Роспечать».

^ Энциклопедия административной работы в школе – универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения на CD-ROM. На диске представлены материалы по всем аспектам деятельности школьного администратора (контроль, учебно-методическая работа, делопроизводство, циклограмма работы школы, аттестация, должностные инструкции, классное руководство, профилизация школы, сценарии мероприятий и др.). Справочник дает возможность быстрого поиска, сохранения, легкой правки и распечатки документов. Данный справочник можно приобрести, подписавшись по каталогу агентства «Роспечать» или перечислением средств на расчетный счет издательства «Сентябрь».

^ Народное образование и Школьные технологии – периодические полнотекстовые электронные версии самых востребованных журналов по вопросам образования. Программная оболочка TextAnalist Lib позволяет осуществлять смысловой поиск информации, проводить анализ содержания текстов, реферировать их. Имея такие издания, можно создать единое информационное пространство для всех номеров журнала или отдельную базу для каждого года выпуска. На указанные электронные издания можно подписаться по каталогу агентства «Роспечать».

http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - это страница сайта, на которой располагаются электронные базы данных (БД) Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. Данный удаленный сетевой ресурс считается одним из лучших ресурсов для педагогов, свободно доступен всем пользователям. Базы данных ГНПБ состоят из: Электронного каталога на книги, журналы, статьи; Каталога новых поступлений; Каталога трудов РАО; Полнотекстовой базы авторефератов диссертаций по педагогике, психологии и народному образованию.

http://www.1september.ru – это адрес сайта газеты «Первое сентября» - первой в России полнотекстовой Интернет-газеты по образованию и педагогике. Новое сетевое издание можно читать ежедневно в свободном доступе. На сайте также можно читать приложения к газете «ПС» - «Биология», «География», «Здоровье детей», «Физика», «Химия», «Управление школой» и т.д. Электронные версии приложений, в отличие от самой газеты «ПС», появляются на сайте с 3-х месячным интервалом после выхода очередного печатного номера. Использование представленных электронных текстов позволяет библиотекарю и учителю создавать архив газеты или тематический архив материалов, подбирать документы по актуальным рубрикам.

^

7. Основы информационной культуры



Учебная программа курса для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев разработана Н.И.Гендиной, доктора пед. наук, проректора по научной работе КГАКИ

(Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова – М. :Школьная библиотек, 2002)

Ориентир систем образования на усвоение определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Учебные заведения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Повышение информационной культуры членов общества в массовом масштабе возможно лишь при условии, что носителем информационной культуры станет учитель. Цель курса "Основы информационной культуры" — упорядочение разрозненных, несистематизированных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, формированием целостного представления об информационной картине мира.

Основными задачами, решаемыми в ходе его изучения, являются:

  • ориентация в информационных ресурсах по образованию и педагогическим наукам, освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

  • овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;

  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;

  • осознание возможностей новых информационных технологий в образовательной деятельности, развитие умений и навыков работы с компьютером для сбора, обработки и хранения информации.

Решению этих задач подчинена структура курса, который должен развить знания, умения, навыки по информационному самообеспечению многогранной профессиональной деятельности учителей (учебной, воспитательной, опытно-экспериментальной, организационно-административной и т. д.); содействовать росту их учебно-методической квалификации, повышению качества обучения учащихся, усилению роли учителя в повышении информационной культуры школьников. Залогом результативности и успешности изучения курса является его подчиненность задачам практической профессиональной деятельности учителя. Обязательным условием при этом является значительная самостоятельная работа слушателей курса, выполнение всего комплекса обучающих практических заданий и тренингов.

Основные отличительные черты курса "Основы информационной культуры" — деятельностно-ориентированная направленность и практическая нацеленность; междисциплинарный, интегративный характер; ориентация на использование формализованных, алгоритмических методов аналитико-синтетической переработки информации; активное освоение новых информационных технологий. Общий объем курса — 94 часа, включая 44 часа лекционных, 44 часа практических и 6 часов семинарских занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета.

Новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как "Основы информационной культуры", обусловили то обстоятельство, что составитель программы видел свою основную цель, прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем и распределение количества часов в тематическом плане носит достаточно условный характер и подлежит безусловной корректировке в зависимости от уровня информационной культуры слушателей и результатов экспериментальной проверки предлагаемого курса.


^ Тематический план курса

Основы информационной культуры




Наименование разделов и тем курса

Всего

часов


В том числе

Лек прак. сем

ции







Раздел 1^ . Информационные ресурсы общества и информационная культура










-




1.1.1 11

Введение. Информатизация общества и информационная культура

2 2

2 2

-

--




11.2

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

6 6

2 2

4 4

- -




1.1.3

Система научно-педагогической информации: центры и сети, организация информационного обслуживания учителей

6 6

2 2

4 4










^ Итого по разделу

114

6 6

8 8

- -







^ Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
















2.2.1

Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения

88

2 2

6 6

- -




2.2. 2

Библиотека как информационно-поисковая система

4 4

2 2

2 2

- -




2.2.3

Технология информационного самообслуживания в библиотеке

4 4

22

2 2

- -







^ Итого по разделу

116

6 6

110

- -







^ Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в профессиональной деятельности учителя
















3.3.1

Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды

4 4

2 2

2 2

- -




33..2

Учебная литература как объект аналитико-синтетической переработки

4 4

2 2

2 2

- -




3.3.3

Научная литература как объект аналитико-синтетической переработки

4 4

2 2

2 2

- -




3.3.4

Рациональные приемы интеллектуальной работы с текстами документов

4 4

2 2

2 2

- -




3.3.5

Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации

4 4

2 2

2 2

- -







^ Итого по разделу

224

112

112

- -







^ Раздел 4. Структура, правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя













4.4.1

Принципы и приемы конструирования учебных текстов

4 4

2 2

2 2

- -

4.4.2

Технология подготовки учебной программы

44

2 2

2 2

--

4.4.3

Технология подготовки методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины

4 4

22

2 2

--

4.4

Принципы и приемы конструирования научных текстов

44

2 2

2 2

- -

4.4.5

Технология подготовки научной статьи, отзыва, рецензии

4 4

2 2

2 2

- -

4.4.6

Технология подготовки тезисов доклада, выступления

44

2 2

2 2

- -




Итого по разделу

224

112

112

- -




^ Раздел 5. Информационная культура и новые информационные технологии










_

5.5.1

Новые информационные технологии как фактор общественного развития

4 4

2 2

- -

2 2

55..2

Автоматизированные информационные ресурсы в образовательной сфере

4 4

2 2

2 2

- -

55..3

Базы данных как основа современного информационного сервиса

4 4

2 2

2 2




5.5.4

Компьютерные сети как средство передачи информации и обеспечения доступа к национальным и мировым информационным ресурсам

4 4

2 2




2 2

5.5.5

Развитие дистанционного образования

•4

2 2

- -

2 2




Итого по разделу

220

110

4 4

6 6




Всего

994

444

444

6 6






^

Список литературы


  1. Библиографические ресурсы Интернет. Особенности библиографических разысканий в Интернет // Вестник библиотек Москвы. - 2004. - C. 35-41.

  2. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие / Брежнева В.В., В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с.

  3. Быкова В. Непрерывное образование: тенденции и перспективы развития в условиях университета/ В. Быкова // Новые знания. - 2005. - N2. - C. 15-20.

  4. Гендина Н.И. Феномен информации/ Н.И. Гендина //Учительская газета. -.2004. - №30. - C. 15

  5. Губанова Н.А. Положение о формах непрерывного образования педагогов / Н.А. Губанова // Завуч. - 2005. – N 7. - C. 23-28.

  6. Езова С.А. Культура общения библиотекарей. Вып.11 / С.А. Езова. - М.: Либерия, 2004. - 140 с. - (Библиотека и время. XXI век)

  7. Збаровская Н Педагогическая культура библиотекаря: основные подходы к изучению и развитию / Н Збаровская // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - C. 118-122.

  8. Зуева Е.М. Скудный источник: Из него еще нужно напиться / Е.М. Зуева // Учительская газета. - 2004. - № 30. - C. 21.

  9. Ивлева Т Книги напрокат?: Что такое "библиотечная услуга" и "библиотечное обслуживание"/ Т Ивлева // Библиотечное дело. - 2005. - № 5.- С. 45-47.

  10. Лунегова Е.Н. Как наладить обмен профессиональной информацией/ Е.Н. Лунегова //Библиотека. - 2005. - №3. - C. 28-29

  11. Мешалкина Ю.В. Библиография и маркетинг/ Ю.В. Мешалкина //Мир библиографии. - 2005. - №2. - C. 32-36

  12. Мелентьева Ю Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов Виртуальное электронное библиотечное обслуживание/ Ю Мелентьева //Библиотека в школе. - 2004. - №24. - C. 47-50

  13. Минченко М.М. Формирование единого школьного информационного пространства: концептуальная основа и опыт реализации: Актуальность формирования единого информационного образовательного пространства/ М.М. Минченко , Т.В. Трунова //Информатика и образование. - 2005. - №11. - C. 64-71

  14. Нечай Н.Н. Информационно-библиотечная поддержка повышения квалификации специалистов системы образования/ Н.Н. Нечай //Библиотечное дело XXI век. - 2005. - №1. - C. 178-186

  15. Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода/ Л.Г. Петерсон //Педагогика. - 2004. - N9. - C. 21-27

  16. Рогозина Е. Глаза боятся, а руки делают : Возможности новых информационных технологий/ Е. Рогозина //Библиотека в школе. - 2005. - №23. - C. 14-15

  17. Станевка Т.З. Организация информационного пространства/ Т.З. Станевка //Библиотека. - 2005. - №4. - C. 52-53

  18. Ульева Л. Образование - на протяжении всей жизни/ Л. Ульева //Библиотека. - 2005. - №9. - C. 63-65

  19. Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы в информационном обслуживании специалистов библиотечного дела/ Л.Б. Хайцева //Библиотечное дело XXI век. - 2004. - №2. - C. 86-94