microbik.ru
1

Кризис трех лет


Кризис трех лет зачастую застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок был таким милым, покладистым, и вдруг его как будто подменили. Он капризничает, упрямится, закатывает истерики, причем как назло в самых неподходящих местах – в магазине, на оживленной улице, в гостях и т.д. Попытки родителей уговорить малыша, успокоить, договориться с ним не помогают. Что случилось? Почему ребенок «испортился» и испортился ли? Давайте попробуем разобраться.

К трем годам организм ребенка достигает достаточного развития для того, чтобы малыш стал более самостоятельным. Его познавательные интересы совершенствуются, он исследует окружающий мир и свои собственные возможности. Кроме того, именно в возрасте трех лет просыпается самосознание ребенка. До того ребенок не выделял себя из окружающего его мира, был как бы слит со своим окружением, прежде всего с матерью. Теперь он осознает себя как отдельное существо и начинает психологически отделяться от своих родителей.

Признаком этого является появление в речи малыша местоимения «Я». «Я сам»- фраза, надолго закрепляющаяся в словаре ребенка. Ребенок стремится сам принимать решения и делать что-то самостоятельно. Он хочет делать сам, даже если не умеет.

Чтобы развить свое «Я» ребенок нуждается в независимости и самостоятельности, но основной конфликт этого возраста в том, что он продолжает быть зависимым и особенно остро нуждается в поддержке и любви значимых взрослых.

^ Малышу нужно, чтобы родители признавали его самостоятельность и продолжали его любить и заботиться о нем.

Важно помнить, очень бурные проявления нормального возрастного кризиса трех лет бывают, когда родители вовремя не заметили, что ребенок вырос, и пора многое менять в отношениях с ним.

Итак, каковы же наиболее типичные проявления этого кризиса?


Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться указаниям взрослых. Он поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например:

Мама говорит дочери Лене 3 лет:

- Пора нам на прогулку собираться.

-Не пойду!

-Ну пойдем, погуляем, на качелях покатаешься.

-Не пойду!!! Не хочу на качелях!

Мама смотрит в окно:

-Там ребятишки, поиграешь с ними. Ты же любишь играть с Машей, Женей. Вон и Коля с бабушкой пришел.

-Нет!!! Не хочу играть с ребятишками! Не пойду!

На самом деле, Лена с удовольствием бы побегала во дворе с друзьями, покаталась бы на качелях. Но это мама предложила, это мамино решение, именно поэтому, девочка сопротивляется.


Упрямство. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!".

Например:

Мальчик Коля 3 года 2 месяца собирается на прогулку. Он обувает резиновые сапожки. Бабушка замечает, что дождя нет, на улице сухо, жарко, и лучше одеть сандалии. Коля упрямится, настаивает, что пойдет только в сапожках, а сандалии ему не нужны.


Строптивость Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

Это протест против порядков, которые существуют дома.

Например:

Бабушка обращается к внучке Свете 2 года 11 месяцев:

-Светочка.

Света не смотрит на бабушку, продолжает играть (смотреть картинки, рисовать и т.п.)

-Света. Светочка, ты меня слышишь? Подойди ко мне.

Девочка явно услышала, но проигнорировала просьбу бабушки.

-Света, Света…. Деточка, пойдем обедать, ну пойдем. (подходит к девочке, берет ее за руку)

-Не пойду!

Девочка вырывается, убегает в другую часть комнаты, продолжает делать вид, что не слышит, не видит бабушку.


Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).


Обесценивание взрослых. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий


Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями "Все

поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в

состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",-- писал Л. С.

Выготский.


^ Чтобы легче пережить кризис трех лет

Разрешите ребенку быть самостоятельным, даже если он что-то делает недостаточно быстро или неумело. Прежде чем помогать, спросите малыша, нужно ли ему это. Дочь с трудом натягивает платье, так и хочется помочь, но девочка не оценит Вашего стремления. Скорее всего, она будет громко сопротивляться.

Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор касается второстепенных деталей. Например, собираясь на прогулку, можно спросить: «Ты оденешь красную футболку или голубую?», «Хочешь пойти в парк или на детскую площадку?». При этом не обсуждается, пойдете ли Вы с ребенком на улицу.

Ребенка обижает несерьезное отношение к нему со стороны взрослых, «сюсюканье». Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Для ребенка важны правила, установленные дома. Например, такие: утром и вечером он чистит зубы, перед приемом пищи моет руки, в определенное время убирает свои игрушки и вещи. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют многократно: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату со словами: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки, куклы сонные сидят, спать уже они хотят». Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Только будьте рядом, чтобы помочь ему. Не стоит ожидать от ребенка, что он сам сделает все то, о чем его просят. Это возраст повторений, нужно настойчиво и терпеливо показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Установите четкие запреты (нельзя трогать горячую плиту, убегать от родителей на улице и т.д.). Запретов не должно быть слишком много.

Желательно, чтобы единой линии воспитания придерживались все взрослые члены семьи. Ситуация, когда один родитель запрещает, а другой разрешает ребенку делать что-то, когда взрослыми предъявляются разные, противоречащие друг другу требования, приводит к тому, что ребенок теряется, не понимает, как же все-таки нужно себя вести, начинает манипулировать.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если дочь не хочет расчесываться, убегает, можно взять куклу и поиграть в парикмахерскую – сначала вместе расчесать куклу, заплести ей косички, потом кукла с мамой сделают прическу девочке. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...