microbik.ru
1

Критерии оценки программ элективных курсов:
- актуальность содержания, соответствие общим целям образования;
- мотивационный потенциал;
- диагностичность и процессуальность поставленных целей;
- соответствие содержания поставленным целям;
- системность содержания;
- использование дифференцированного подхода;

- использование адекватных содержанию и психолого-педагогическим особенностям всех субъектов образовательного процесса педагогических технологий;
- практическая направленность;
- контролируемость программы;
- реалистичность программы с точки зрения времени
- выдержанность дидактической структуры программы.

^ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Цель изучения элективных курсов - ориента­ция на индивидуализацию обучения и социализа­цию учащихся, на подготовку к осознанному и от­ветственному выбору сферы будущей профессио­нальной деятельности. Исходя из этого, а также принимая во внимание отмеченные выше цели профилизации обучения, тематика и содержа­ние элективных курсов должны отвечать следу­ющим требованиям:

· иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки ква­лифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;

· способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для вы­бора индивидуальной образовательной траекто­рии, осознанного профессионального самоопре­деления;

· поддерживать изучение базовых и профиль­ных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной спе­циализации обучения;

· обладать значительным развивающим по­тенциалом, способствовать формированию целос­тной картины мира, развитию общеучебных, ин­теллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенции учащихся.

В соответствии с целями и задачами профиль­ного обучения [4] элективные курсы могут выпол­нять различные функции:

· изучение ключевых проблем современно­сти;

· ориентация в особенностях будущей про­фессиональной деятельности, “профессиональная проба”;

· ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

· дополнение и углубление базового предмет­ного образования; компенсация недостатков обу­чения по профильным предметам.

Каждая из указанных функций может быть ве­дущей, но в целом они должны выполняться комп­лексно.

Методы и формы обучения должны опреде­ляться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

· междисциплинарная интеграция, содейству­ющая становлению целостного мировоззрения;

· обучение через опыт и сотрудничество;

· учет индивидуальных особенностей и по­требностей учащихся;

· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);

· личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личнос­ти учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);

· фасилитация.

Ведущее место в обучении следует отвести ме­тодам поискового и исследовательского характе­ра, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля само­стоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя — фасилитация — лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на до­стижение общей образовательной цели. Такой под­ход позволяет создать лишенный духа соперниче­ства, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого — вза­имообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традицион­ном обучении учитель-фасилитатор превращает­ся в “проводника” в мир знаний: эксперта и кон­сультанта - при изучении теоретического мате­риала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего - в имитационной игре и тренинге, коор­динатора и консультанта — при выполнении учеб­ного проекта.

При определении форм, организации учебных занятий следует исходить прежде всего из спе­цифических целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть ва­рианты изучения как в коллективных, так и в ин­дивидуально-групповых формах. В то же время, если содержание курса может быть освоено толь­ко в групповых или коллективных формах, то сле­дует оговорить минимальную численность учеб­ной группы.

Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы пред­ставление учащимся об условиях и процессах бу­дущей профессиональной деятельности в соответ­ствии с выбранным профилем обучения, т.е. в ка­кой-то степени моделировали бы их.

Не менее важно продумать систему форм кон­троля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы проме­жуточного контроля, так и формы итоговой зачет­ной работы по курсу.

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как на­блюдение активности на занятии, беседа с учащи­мися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентнос­тей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетиро­вание, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений прежде всего как ин­струмент положительной мотивации, а также сво­евременной коррекции деятельности как учащих­ся, так и учителя.

Для проведения итоговой аттестации по ре­зультатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоя­тельно выполненных работ (схемы, чертежи, ма­кеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, ко­торые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка опреде­ляется по завершении изучения курса в зависимо­сти от актуального уровня подготовки учащихся.

Таким образом, основные требования к содер­жанию и методике изучения элективных курсов следующие:

· личностно-актуальная и социально значимая тематика;

· поддержка базовых курсов, а также возмож­ность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

· опора на методы и формы организации обу­чения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

· включение учащихся в теоретически обосно­ванную практическую деятельность, соответству­ющую профилю обучения;

· обеспечение формирования и развития об­щеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

· система диагностики и оценивания, стиму­лирующая стремление к личностному росту и про­фессиональному самоопределению.


Эти занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности

Можно сформулировать следующие требования к элективным занятиям:

  • Предлагаемыми учащимися для изучения материала должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

  • Содержание элективных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащихся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находить отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.

  • Большое значение следует придавать самостоятельной исследовательской работе учащихся, как наиболее интересной для них форме работы. При этом учащихся надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

  • Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, группой и коллективной работы.

  • Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

  • Элективные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации элективных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащегося.

  • Анализ качества проведения элективного занятия приучает каждого критически подходить к работе товарища, не повторять отмеченные при обсуждении ошибки. Открытые обсуждения элективного занятия повышают значимость и интерес к этой работе.
^

Анализ посещенного урока


ФИО учителя:

«+ »

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

  • Организация урока.

  • Постановка цели. 

  • Выделение главного на уроке.

  • Своевременный контроль.

  • Активная занятость учащихся.

  • Самостоятельная работа.

  • Практическая работа.

  • Четкая структура урока.

  • Плотность урока.

  • Результативность.

  • Уровень обучения.










Формы и методы работы

  • Проблемно-поисковые. 

  • Словесно-наглядные. 

  • Новые формы и методы. 

  • Индивидуальный дифференцированный подход. 

  • Использование ТСО.










Личность

  • Умение владеть классом.

  • Личная культура.

  • Педагогический такт.

  • Эрудиция.

  • Взаимоотношения с учащимися











Лист наблюдения урока.( Анализ методов обучения. )

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________Тема урока ___________________________________________--_________

^ Оборудование урока:




- какие средства обучения использовал учитель




- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО




- как подготовлена классная доска к уроку




^ Тип и структура урока:




-Какой тип урока избран




-Место урока в системе уроков по данному разделу




^ Методы обучения:




- Объяснительно-иллюстративные
















- Репродуктивные
















- Методы проблемного обучения




а/ проблемное изложение




б/ частично-поисковые




в/ исследовательские методы










- Методы контроля и самоконтроля
















- В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока










- Какой характер познавательной деятельности они обеспечивали










- Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности уч-ся










- Какова эффективность использованных приемов и методов обучения





^ Лист наблюдения урока.( Анализ организации учебной работы на уроке )

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока ______________________________________________________________

^ Оборудование урока:




- какие средства обучения использовал учитель




- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО




- как подготовлена классная доска к уроку




^ Тип и структура урока:




-Какой тип урока избран




-Место урока в системе уроков по данному разделу




^ Организация учебной работы на уроке:




— Как осуществлялась постановка задач на каждом этапе урока
















- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная
















- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся
















- Как учитель осуществлял развитие уч-ся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы )






















- Какие приемы использовал учитель для организации уч-ся






















- Как подводил итоги этапов и всего урока





























^ ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА: ФОРМ, СРЕДСТВ ИЛИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.