microbik.ru
1

Урок по технологии 5 класс

"Приготовление бутербродов"


Цели урока:

  • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с видами бутербродов, с технологией приготовления и оформления бутербродов;

  • развивающая - развивать умение анализировать и сравнивать, планировать свою работу, развивать эстетический вкус при оформлении блюд и сервировке стола, использовать полученные знания на практике;

  • воспитательная – воспитывать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, этикет.

Методическое оснащение урока.

1.  Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;

  • набор кулинарных инструментов и приспособлений;

  • посуда, продукты;

  • скатерти, салфетки;

2.  Дидактическое обеспечение:

  • учебник ''Технология –5-й кл.'' В.Д. Симоненко;

  • рабочая тетрадь;

  • плакат'' Виды бутербродов'';

  • плакат '' Сервировка стола к завтраку'';

  • учебно-технологическая документация: техника безопасности, технологическая карта – на бригаду, материалы для контроля знаний и умений

  • способы оформления бутербродов

Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный и текущий инструктажи и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;

  • бригадная.

^ Тип урока: комбинированный.

На классной доске: бутерброды открытые, канапе, сандвич.

Литература для учителя: Ермакова В.И. «Основы кулинарии»,

О.Ф. Карягина «Блюда-минутки», Журналы по кулинарии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • проверка явки учащихся;

  • проверка готовности к уроку и рабочей одежды;

  • настрой учащихся на работу;

  • доведение до учащихся плана урока.

2. Изложение нового материала.

^ 2.1. Сообщение познавательных сведений.

Среди изобилия кулинарных блюд первое место по простоте приготовления занимают бутерброды. В переводе с немецкого языка это слово в буквальном смысле обозначает «хлеб с маслом». Бутерброды – это уникальная закуска, помогающая разнообразить повседневное меню и служащая прекрасным украшением праздничного стола. Они удобны для питания, как в домашних условиях, так и в дороге или на пикнике. Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье или тартинки. Бутерброды могут быть различной формы: прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной или фигурной.

^ 2.2. Творческая работа в рабочей тетради.

Учащимся предлагается зарисовать схематично несколько кусочков хлеба и предложить разрезать их для бутербродов разными способами. (Время выполнения 5 минут). Анализ работы.



Существует много различных видов бутербродов. По технологии приготовления бутерброды бывают холодными и горячими. По месту расположения начинки и форме различают бутерброды открытые, закрытые, комбинированные и закусочные (канапе).

По виду используемых продуктов бутерброды делятся на простые и сложные, кроме того, на:

  • мясные (колбаса, ветчина, сало и др.);

  • рыбные (икра, форшмак, копченая или вареная рыба и др.);

  • сладкие (варенье, мед, шоколадное масло и др.);

  • овощные (кетчуп, жареные баклажаны и др.);

  • с молочными продуктами (сыр, творожная масса).

^ 2.3. Работа с таблицей «Приготовление бутербродов»

Учащимся предлагается рассмотреть изображение видов бутербродов и ответить на вопросы:

  • Что общего между всеми бутербродами? (Основу составляет хлеб)

  • Чем отличаются простые бутерброды от сложных? (Количеством продуктов: в простом - 1 вид продукта, в сложном – от 2 и более)

  • Чем отличаются открытые бутерброды от закрытых? (Для закрытых бутербродов используется два ломтика хлеба или булочка)

  • Какие названия закрытых бутербродов вы знаете? (Гамбургер, сандвич и т.д.)

  • ^ Назовите отличие закусочных бутербродов. (Это маленькие бутербродики, которые можно скалывать шпажкой.)

Технология приготовления бутербродов. Учащимся раздаются инструкционные карты, которые анализируются совместно с учителем.

  • Дать рекомендации относительно использования технологических карт, способах оформления бутербродов.

  • Обратить внимание учащихся на правила приготовления бутербродов, на требования к качеству готовых бутербродов

^ После объяснения проводится вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?

  2. Что может произойти, если не соблюдать эти правила?

^ 3. Практическая работа “Приготовление бутербродов” проводится по технологической карте.

3.1. В ходе выполнения практической работы проводится текущий инструктаж и осуществляется контроль:

  • за организацией рабочего места;

  • за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;

  • за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;

  • за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;

  • за взаимодействием членов бригады

^ 3.3. Заключительный инструктаж:

  • еще раз обратиться к плакату и папке с рисунками оформления бутербродов;

  • показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;

  • предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения бутербродов и подготовить блюдо к подаче на стол

  • обратить внимание на сервировку стола

^ 3.4. Сервировка стола и оценка качества готового изделия.

Контроль и оценка знаний и умений. (Самооценка, взаимооценка, оценка учителем)

В оценочной карте учитель, ученик или бригадир подчеркивает соответствующую оценку и выставляет средний балл.

Организация рабочего места

5

 4



 2

Соблюдение технологической последовательности приготовления

5

 4



 2

Соблюдение правил санитарии и гигиены, техники безопасности, требований культуры труда

5

 4



 2

Внешний вид готового изделия, сервировка стола.

5

 4



 2

Вкусовые качества блюда

5

 4



 2

Итого: общий балл разделить на 5




 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

  • Что получилось?

  • Какие трудности возникли?

  • Что труднее: приготовить бутерброд или его оформить.

Домашнее задание: способы сохранения свежести хлеба, использование зачерствевшего хлеба в вашем доме.