microbik.ru
1

Ошуркова Л.В. Тема урока: Деньги. Инфляция


Не в деньгах счастье.

Народная пословица

Цели урока:

  1. Показать, что такое деньги; какие функции выполняют деньги; какие бывают деньги; какие деньги самые «удобные», сколько нужно стране денег; что такое инфляция; причины, виды и последствия инфляции.

  2. Раскрыть основные понятия: деньги, инфляция, цена, покупательная способность денег, скорость обращения денег, эмиссия денег.



Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Разминка.

    • Почему нельзя иметь всё?

    • Как вы понимаете утверждение «Покупатель всегда прав» с точки зрения маркетинга?

    • Существует поговорка: «В долг не давай и в долги не влезай». Объясните, приняли бы вы этот совет в условиях рыночной экономики?

    • Деньги, подобно воде, либо хранятся где-то, либо находятся в движении, «текут». Откуда и куда направлены денежные потоки, какие «насосы» заставляют их двигаться?




  1. Изучение нового материала.

План

  1. История возникновения денег.

  2. Что такое деньги.

  3. Основные функции денег.

  4. Виды денег.

  5. Факторы, влияющие на величину денежной массы.

  6. Инфляция. Виды инфляции.

  7. Последствия инфляции. Антиинфляционные меры.




  1. Сообщения учащихся заранее подготовленные.

  2. Деньги – исторически развивающаяся экономическая категория. Современные деньги прошли в своём развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т.е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствовала номинальной (т.е. той, которая на этой монете обозначена).

С XIX в. развитые страны перешли на золотой стандарт. Золотым стандартом называется такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты или денежные знаки, размененные на золото.

Согласно современным представлениям, деньги – это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.


  1. Иначе говоря, деньги – это то, что они делают, т.е. всё, что выполняет функции денег, и есть деньги. Деньги выполняют следующие функции:

- Мера стоимости, т.е. деньги служат мерой стоимости всех товаров. Денежное выражение стоимости товара называется ценой.

- ^ Средство обращения. Обмен товаров, совершаемый при помощи денег, называется товарным обращением. Этот процесс выражается формулой

Т-Д-Т (товар – деньги – товар). Деньги выполняют здесь роль посредника обмена, и в таком качестве выполняется их специфическое свойство – ликвидность. Деньги есть наиболее ликвидное имущество, т.е. такое имущество, которое можно обменять на любое другое имущество.

- ^ Средство накопления. Деньги, выходя из сферы обращения товаров, не перестают быть деньгами и вновь обращаются в процессе обращения, не теряя при этом покупательной способности. Таким образом, деньги выступают как средство сохранения стоимости или накопления. Однако надо иметь в виду, что при длительном их хранении в условиях инфляции они обесцениваются.


  1. ^ Виды денег

Безналичные денежные средства

Это форма осуществления денежных платежей, при которой не происходит передачи денежных знаков, а осуществляются соответствующие записи в специальных книгах

^ Наличные денежные средства

Переходят от покупателя к продавцу в виде передачи денежных знаков

Векселя

Это обязательство одного лица другому уплатить фиксированную сумму денег в определённый момент времени


Бумажные деньги

Чек

Это письменное распоряжение владельца счёта банку выдать другому лицу или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег

Разменная монета




^ Пластиковая карточка

Содержит закодированную информацию

( данные о банке, о владельце, номер счёта, сумма и т.д.) и позволяет владельцу управлять своим счётом практически из любой точки земного шара

5.Сколько денег можно и нужно иметь в стране? Ответ на этот вопрос выстрадан многовековым опытом: денег в стране должно быть столько, сколько нужно для достаточного развития торговли и производства. Для определения конкретного количества денег существует формула Фишера:

М=P*Q/V

Где: M- средняя масса денег, необходимая стране для обеспечения нормального денежного обращения;

P – средние цены товаров и услуг, продаваемые в этой стране за год;

V – скорость обращения денег ( среднее число оборотов денег, число раз за год).

Таким образом, формула Фишера показывает, что количество денег в стране не может быть произвольным.

6. Произвольное увеличение количества денег в стране ведёт к тяжёлым экономическим, а вслед за ними социальным и политическим последствиям. Известны примеры из истории. «Революция цен» в Европе в связи с великими географическими открытиями и хлынувшим в Европу огромным потоком золота и серебра из богатейших колоний в Америке в XVII веке, что привело в свою очередь к резкому повышению цен на все товары. Тогда особенно пострадали Испания и Португалия по известным причинам. «Медный бунт» в России в XVII в. также напоминает нам о неосторожном, мягко говоря, отношении к деньгам. Но тогда люди ещё не знали законов рыночной экономики. В наше время слово «инфляция» знакомо, пожалуй, всем. В буквальном переводе с латинского это слово означает «вздутие». Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.

Экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Основная причина инфляции спроса заключается в том, что активная денежная масса, находящаяся у покупателей, превышает товарную массу. По причине увеличения денежной массы растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как предложение не поспевает за спросом.

Инфляция издержек – это рост цен из-за повышения производственных затрат. Это явление носит циклический характер. Попытки производителей увеличить прибыль путём повышения цен без снижения собственных издержек дают толчок инфляционной спирали.

В зависимости от темпа роста цен можно выделить три вида инфляции:

Умеренная- цены растут менее 10% в год;

Галопирующая – рост цен на 20 – 200% в год;

Гиперинфляция – такая ситуация в экономике, когда рост общего уровня цен в стране более 50% в месяц.

7. В период инфляции растёт стоимость жизни. Жизненный уровень, прежде всего бедных слоёв населения, падает. Бизнес также страдает от инфляции, так как инфляция влечёт за собой неуверенность, невозможность или неэффективность планирования.

Надо объективно отметить, что от инфляции выигрывают те, кто берёт в кредит в период инфляции: они вернут деньги, которые будут стоить меньше. Выигрывают от инфляции также те, кто может легко увеличить свой доход, например торговцы драгоценностями, недвижимостью. Во время инфляции стоимость драгоценностей, недвижимости растёт быстрее, чем стоимость жизни.


Антиинфляционные меры


  • Ограничение денежной массы




  • Уменьшение расходов государства (в том числе на оборону)




  • Снижение налоговых ставок




  • Ориентация на развитие гражданских отраслей




  • Поощрение мелкого бизнеса




  • Повышение курса национальной валюты


В экономической науке существует процесс, противоположный инфляции, - дефляция.


  1. Закрепление изученного.

Работа с основными понятиями.


Деньги

это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга

Инфляция

(от лат. – вздутие) процесс повышения общего уровня цен в стране; обесценение денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, сопровождается ростом цен на товары и падением реальной зарплаты

Дефляция

(от лат.- сдувать, выдувать) уменьшение путём различных мероприятий финансового, экономического характера количества находящихся в обращении денег (противоположна инфляции)

Покупательная способность денег

объём благ и услуг, который может быть приобретён на некоторое количество денег в данный момент времени

Цена

денежное выражение стоимости товара

Скорость обращения денег

число раз, которое каждая единица участвовала в течение года в обеспечении любых сделок

Эмиссия денег

Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется центральным банком

?? Вопросы для обсуждения и задания:

  • Каковы основные признаки товара, способного играть роль эквивалента всех товаров?

  • Зачем людям единый соизмеритель товаров?

  • Почему именно золото и серебро были главными денежными товарами?

  • Что такое деньги?

  • Какие функции выполняют деньги?

  • Какие бывают деньги (виды денег)?

  • Все ли виды денег в равной степени выполняют свои функции?

  • Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

  • Сколько денег нужно стране? (Формула Фишера).

  • Что произойдёт в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

  • Каковы причины появления инфляции?

  • Какие виды инфляции вы знаете? Дайте им характеристику.

  • Как инфляция влияет на покупательную способность денег?

  • Каковы последствия инфляции?

  • Каковы антиинфляционные меры? Как предупредить инфляцию?

Задание на дом:

  1. Работать с основными понятиями.

  2. Ответить на вопросы:

- Как связаны между собой инфляция, сбережения и инвестиции?

- Что такое дефляция? Кто выигрывает и кто проигрывает при дефляции? Укажите категории лиц.

- Как вы понимаете английский афоризм: «Цена человека – его зарплата»?