microbik.ru
1


Муниципальное образовательное учреждение

«Батыревская средняя общеобразовательная школа №1»




Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Майриной Альбины Николаевны по проблеме:


«Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».


Батырево - 2007 год.

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я - концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.

Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

  1. Вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);

  2. Формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

Основной задачей уроков литературы является не только овладение литературоведческими понятиями и элементами анализа текста, а воспитание компетентного, вдумчивого читателя, формирование личности коммуникативной, стремящейся к самореализации и социализации.

Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. Используя в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, другие интерактивные методы, отдаю предпочтения технологии развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся.

К этой технологии я шла всю свою педагогическую деятельность. В 90-е годы я работала над проблемой «Групповая работа, как форма активизации познавательной деятельности учащихся». Проведение деловых игр, семинаров, практикумов, зачётов в групповой форме прочно вошло в мою работу и привело к определённым результатам. Обобщив свои наблюдения я пришла к выводам, что работа в группе помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие качества:

  1. Умение вырабатывать совместные решения;

  2. Терпимость к другим мнениям и позициям;

  3. Необходимость поиска компромисса;

  4. Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  5. Стремление к диалогу;

  6. Умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.

На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых педагогических технологиях, интерактивных методах обучения. Ознакомление с ней, а также прохождение курсов в ЧРИО по данной теме дало возможность развить, расширить и углубить взятую мною проблему и трансформировать её в технологию развития критического мышления.

Базовая модель этой технологии включает следующие стадии: вызов-осмысление-размышление». Она помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.

На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. На этой стадии использую следующие методические приёмы: парная мозговая атака, групповой мозговой штурм, ключевые термины, перепутанные логические цепи, свободное письменное задание, создание кластеров.

На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, двойные и тройные дневники.

Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Размышление». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Эта технология была использована мною в проведении мастер-класса по теме «Весь мир отражается в человеке», проведённым в 7а классе в октябре 2005 года. На нём присутствовали 23 учителя Батыревского района и представители кафедры русского языка и литературы ЧРИО – Ермакова Г.А., Васильева Ф.И. и Никифорова В.Н. На уроке ученики анализировали рассказ М.М. Пришвина «Отражения» и попытались философски его осмыслить.

Чтобы вызвать интерес у учащихся я попросила детей принести на урок зеркальца. Вглядевшись в свои отражения, ученики сделали комплимент себе, затем соседу по парте, а потом перешли к тексту М. Пришвина. После самостоятельного чтения рассказа (жужжащее чтение), нашли ключевые слова, название текста, сравнили с авторским названием. Каждый ученик получил разработанную мной «Карту деятельности», где фиксировал этапы своей работы. Ученики определили цели работы над текстом, построили словесные ряды, через кластер выразили содержание текста, нашли тропы и фигуры, которые помогают понять текст, иллюстрировали рассказ. Каждый выбрал свою форму постижения текста. Затем шла рефлексия: ученики анализировали, что их заинтересовало в работе над текстом, чему каждый из них научился (находить ключевое слово, выстраивать словесные ряды, составлять кластер, выстраивать диалог, высказывать одноклассникам слова, поощряющие работу), чего на уроке он не принял (текст, способ деятельности, общение). Работая над философским осмыслением текста был составлен кластер, написаны мини-сочинения, созданы рисунки и символы. С интересом ребята работали над двойным дневником, где вспоминали слова и мысли родителей, близких людей, великих личностей и определили, как они отразились на жизни каждого из них. В итоге учащиеся пришли к важной философской мысли: «В воде отражается окружающий материальный мир, а в человеке – мир социальный». Дома учащиеся написали мини-сочинение «Весь мир отражается во мне», работы получились интересные, эмоциональные.

Умение учащихся добывать знания, анализировать и обобщать было продемонстрировано на открытом уроке в 6а классе (2006 год) по теме «Роль глагола в тексте». На нём присутствовали члены экспертного совета по научно-исследовательской работе Батыревского района. Я поставила следующие цели на этот урок:

  1. организовать групповую работу по осмыслению роли глагола в текстах на русском, чувашском и английском языках;

  2. выработать

    • навык мобилизации и актуализации предшествующего опыта и знаний;

    • ответственность как за личный успех, так и за результат коллективного труда;

    • навык адекватной самооценки и взаимооценки;

  3. организовать межпредметные связи для целостного восприятия мира;

  4. подвести учащихся к пониманию того, что глагол является «двигателем» фразы.

Для работы были взяты следующие тексты: О.Никифоровой «Зимние радости» (на чувашском языке), стихотворение М.Лисянского «Пейзаж», отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (описание метели), текст о зиме из учебника по английскому языку.

Для вызова интереса учащихся к теме на доске было записано привычное слово «Здравствуйте», которое к удивлению детей, оказалось глаголом в форме повелительного наклонения.

Актуализируя предшествующие знания, составили кластер глаголу. Затем началась групповая работа: сначала над стилистикой глаголов-синонимов, затем по текстам. Тексты и задания у каждой группы были разные.

^ 1 группа. Отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задания:

  • Составьте цепочку из глаголов и определите их видо-временную форму.

  • К какому типу речи вы отнесёте текст и почему?

  • Что такое «градация» и присутствует ли она в данном тексте?

  • Найдите в словаре иностранных слов слово «динамика» и объясните термин «динамическое повествование».

2 группа. Стихотворение М.Лисянского «Пейзаж» и репродукция картины К.Ф. Юона «Русская зима. Липачёво».

Задания:

  • Что такое пейзаж в живописи и в литературе.

  • Что такое олицетворение и метафора? Найдите примеры в тексте.

  • Запишите 2-3 предложения к картине К.Ф. Юона.

3 группа. Текст О.Никифоровой «Х.ллехи савёнё=».

Задания:

  • Переведите текст на русский язык.

  • Сравните каково местоположение глагола в чувашском и русском текстах.

4 группа. Текст на английском языке «Зима».

Задания:

  • Переведите текст на русский язык.

  • Сравните количество видо-временных форм глаголов в русском и английском языках.

  • В форме какого времени стоит глагол в предложении «Зимой дуют холодные северные ветры». Как он соотносится с формой настоящего продолженного в английском языке?

Когда каждая группа ознакомила с результатами своей работы, был составлен новый кластер по теме «Глагол», и дети пришли к выводу, что глагол «даёт движение фразе».

На стадии рефлексии ученики конструировали текст К. Ушинского «Зима», который был дан с пропусками глаголов. После чтения вариантов каждой группы, был дан текст-оригинал. Нужно сказать, что дети достаточно близко к автору подобрали глаголы. Ученики сами оценили работу каждого члена группы; оценки были достаточно объективные. Проделанная на уроке работа позволила детям успешно справиться с домашним заданием, - мини-сочинением «Зимние забавы».

Технологию развития критического мышления использую и в проведении классных часов и других внеклассных мероприятий. В ноябре 2006 года провели открытый классный час «Я выбираю ЗОЖ», для заместителей директоров школ района. Дети узнали о Порфирии Иванове, читая текст методом ИНСЕВТ, анализировали его программу «Детки», создали плакаты, написали синквейн на тему «Здоровье». Занятие прошло живо, эмоционально, интересно.

«Каша – пища наша. Я выбираю здоровое питание» - такую тему я разработала и провела открытый классный час в феврале 2007 года в рамках районного конкурса «Самый классный классный !!! На занятии была использована мультимедийная установка для презентации. Работая в группах «Рис», «Пшено», «Геркулес», и «Гречка», дети убедились в том, что каша – вкусный и полезный продукт.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

«Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард. И я с ним абсолютно согласна.