microbik.ru
1

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

Мамоновой Любови Юрьевны

учителя географии МКОУ «Дубневская СОШ»

Ступинского района Московской области


«Изучение географии своего края на уроках

в курсе географии России 8-9 класс»


РАЗРАБОТКА УРОКА

Урок № 15 «Ступинский край на карте Московской области».

Московскую область в курсе «География России 8-9 класс» изучаю с детьми на своих уроках в течение всего учебного года после прохождения соответствующих тем. Это отражено при составлении тематического планирования. Как показывает такой опыт работы, у учеников заметно возрастает интерес к познанию географии своей малой Родины. При таком изучении родных мест учащимся легче запомнить и выделить основные черты и особенности географического положения, природы, населения, хозяйства области, района. Узнавая прошлое и настоящее деревень, городов и рек, каждый интересующийся этим вопросом ребенок открывает перед собой индивидуальные черты родного края, особенности его природы: рек, рельефа, полезных ископаемых, а также исторических мест и других особенностей, присущих своему краю.

Мы живем в одном из прекраснейших уголков южного Подмосковья – в Ступинском районе, и можем по праву гордиться этим. Поэтому, в своем тематическом планировании я в первой части курса «Россия на карте мира» при прохождении темы: «Границы и административно-территориальное устройство России» я отвожу урок №14 не только на изучение «Территория: границы, географическое положение Москвы и Московской области», но и урок №15 на изучение своего района «Ступинский край на карте Московской области».




Темы глав, уроков



Срок


1.


2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.


12.


13.


14.


15.

Введение – 1 час

Что изучает география России.

Часть 1. Россия на карте мира - 14 часов

(11 и 3 для Московской области)

Географическое положение России. – 4 часа

Географическое положение как зеркало России.

Особенности физико-географического положения России.

Экономико- и транспортно-географическое положение.

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.^ Практическая работа №1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

^ Границы и административно-территориальное устройство России - 10 часов

( 7 и 3 для Московской области)

Государственная территория России.

Российские пространства: вопросы и проблемы.

Государственные границы России. Их типы и виды.

Сухопутные и морские границы.

Россия на карте часовых поясов.

^ Практическая работа №2. Определение поясного времени. Этапы и методы географического изучения территории.

Особенности административно-территориального устройства России.

Административно-территориальное деление Москвы и Московской области.

Территория: границы, географическое положение Москвы и Московской области.

Ступинский край на карте Московской области.



стр. 3


1

2

3

4


5

6

7

8

9


10

11








«Ступинский край на карте Московской области». (Слайд №1)

Тип урока: урок-практикум. (Слайд №2)

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная – познакомить с положением Ступинского района на карте Московской области, сравнить область и район; дать характеристику города Ступино – административного центра района.

  2. Развивающая – развивать умение самостоятельной поисковой работы с различными источниками географической информации (дополнительным материалом, учебником, картами), работать с контурными картами-схемами.

  3. Воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой родной край, дружбы и взаимопомощи при групповой работе, повышать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

    • учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области,

    • карты: «Физическая карта Российской Федерации», административная «Московская область» и физическая «Ступинский район»;

    • дополнительный материал из газет «Ступинская панорама», книги о городе Ступино и районе, топонимический словарь;

    • компьютер, презентация «Ступино».

    • флаг Ступинского района.

Выставка книг по Ступинскому району из школьной и личной библиотеки.

Раздаточный материал:

Задания для групповой работы -

    • Таблица «Основные сведения»

    • Карта-схема «Ступинский район» (собственная разработка)

    • Кроссворд «По улицам города Ступино» (из методической копилки учителя)

Х о д у р о к а:

1.Организационный момент.

Класс делится на 3 равные по силам группы. Группа самостоятельно избирает «старшего» (как правило, учащегося с хорошими знаниями, а также пользующегося у остальных членов группы уважением).

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Вы сегодня будете работать по группам, как мы с вами делали не раз. Выберите «старшего» в вашей группе, который будет следить за её работой. Очередность ответов определяет «старший» по группе. Работа над заданиями может быть как групповой, так и в парах или индивидуально. Группа оценивает ребят, получивших опережающее задание. Оценки выставляются в ведомости, а «старший» подводит итоги работы в группах.

^ Ведомость учета ответов (в трех экземплярах)

Ф.И.О.

Сообщение

Оценка














































Учитель: Для работы мы будем пользоваться учебными материалами и рабочей тетрадью по географии Москвы и Московской области. Задания для работы лежат на ваших столах, но об этом чуть позже.

  1. Повторение:

Учитель: Сегодня мы поподробнее познакомимся с нашей малой родиной – Ступинским районом. И тема нашего урока «Ступинский край на карте Московской области». (Слайд №3)

Давайте вспомним, а где находится наша Московская область.

    • Дать краткую характеристику географического положения Московской области.

Примерный ответ ученика: М.О. находится в европейской части Российской Федерации в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье рек Волги и Оки. Площадь - 47 тыс. кв. км. вместе с Москвой. Площадь М.О. больше площадей некоторых зарубежных стран Дании, Швейцарии, Бельгии и некоторых областей. Граничит она с 7 областям: на западе – Смоленской, на юго-западе – Калужской, на юге – Тульской, на юго-востоке – Рязанской, на востоке – Владимирской, на северо-востоке – Ярославской, на севере и северо-западе – Тверской. М.О. делится на 39 административных районов.

    • Самостоятельная работа с учебными материалами по заполнению таблицы «Основные сведения». (Слайд №4.)

Учитель: А теперь сравним область и наш район по основным показателям.

Командам предлагаются пустые таблицы, которые заполняются с помощью учебных материалов по географии Москвы и Московской области страницы 3-6.

Основные сведения

Регион

Первое упоми –

нание в летописи


Год образо

вания



Площадь



Числен-

ность населения



Юбилей

с момента упоминания

Юбилей с момента образования

Город Москва


_



год



км



чел.

_

год

лет

Московская область

_


год


км


чел.

-

год

лет

Город Ступино


год


год

_



чел.

год

лет

год

лет

Ступинский район

_


год


км

чел, в т.ч. город

_

год

лет


^ Проверка полученных сведений по таблице.

(Слайды № 5, 6,7.8)

Основные сведения.

Регион

Первое упоми –

нание в летописи


Год образо

вания



Площадь



Числен-

ность населения



Юбилей

с момента упоминания

Юбилей с момента образования

Город Москва

_



1147

год

1тыс.91 км

10,4 млн.чел.

_

2007 год

860 лет

Московская область



_

14.01.

1929 год

46 тыс. км

6,6 млн.чел.


_

2009 год

80 лет

Город Ступино

1507 год

1938

год

_

67,5 тыс. чел

2007 год

500 лет

2008 год

70 лет

Ступинский район


_

03.06.

1959 год

1тыс. 696 км

118,8 тыс. чел, в т.ч. город


_

2009 год

50 лет




  1. Изучение нового материала:

    • Первая часть.

Слово учителю. История образования Ступинского района.

(Слайд №9.)

Учитель: Проследим её на протяжении последних 100 лет.

Как мы уже с вами знаем, что в старое деление состояло из губерний, уездов, волостей.

В 1898 году эти земли относились к Московской губернии, но к двум уездам Серпуховскому (Белопесоцкая и Киясовская волости) и Коломенскому (Хатунская и Семеновская волости).

^ Весна 1917 года. Киясовская и Белопесоцкая волости слиты в одну Жилевскую волость, которая в 1924 году вошла в состав Каширского уезда.

14 января 1929 года Московская губерния была преобразована в Московскую область, в том же году были расформированы уезды и вместо них введено новое более мелкое районное деление, было отменено деление на волости. При этом Жилевская волость разделилась на 2 части – северная вошла во вновь образованный Михневский район, а южная осталась за Каширским районом.

В 1932 году началось строительство завода и поселка «Электровоз».

17 июня 1938 года рабочий поселок преобразован в город Ступино.

^ 16 августа 1939 года город из районного подчинения перешел в областное подчинение.

С 1956 по 1959 год город Ступино с пригородной зоной (тогда он так назывался) расширялся. В его состав вошли Малинский и Михневский районы.

3 июля 1959 года Указом Президиума верховного Совета РСФСР образовался Ступинский район с центром в городе Ступино.

    • ^ Вторая часть. Работа на картах-схемах (разработанных учителем) и защита сообщений.

ЗАДАНИЕ: установить и подписать:

      1. С какими районами граничит Ступинский район (смотри учебные материалы стр. 5)

      2. Подписать город Ступино, рабочие поселки Михнево, Жилево. Малино, название рек, свой населенный пункт.

      3. Раскрасить герб, района.

      4. Отметить исторические места: Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, усадьба Авдотьино, усадьба Орловых-Давыдовых «Отрада» в селе Семеновское.

Ряд ребят получили заранее задание подготовить сообщения. Они выходят к доске, показывают объект на карте Ступинского района и рассказывают про него. Учащиеся за столами одновременно слушают и наносят объект на карту-схему.

Темы сообщений.

    • Герб Ступинского района: (Слайд №10




Дата принятия: 28.06.1995
Автор/авторы герба: П.И. Челпан, С.В. Володин, Б.В. Макаров

Описание:
Герб города Ступино представляет собой изображение золотого летящего справа налево сокола, помещенного в центре геральдического щита на голубом фоне. Под соколом размещены две золотые четырехлучевые звезды, в виде скрещенных пропеллеров, окруженных золотым сиянием в виде ромбов. Под звездами в нижней части геральдического щита располагается изображение реки Оки белого цвета с малыми волнами.



На верхней части голубого щита золотой сокол – символ храбрости, разума, красоты и устремленности в будущее. Под ним две золотые эмблемы: два скрещенных пропеллера, вписанные в ромб – символ авиации и причастности города к самолетостроению.

В нижней части извилистая серебряная лента – символ реки Оки. Нижняя часть щита зеленого цвета – есть сельское хозяйство.

Топонимика

    • Населенные пункты:

Рабочий поселок Михнево – первое упоминание в 1577 году. От имени Михаил (кто как бог) или Михно, или фамилии из него Михнов, Михнев. В 1521 году на купчей села Остафьево в 5-7км от Михнево упоминается послух Елка Михнов (народное форма имени Елизарий). Возможно, но и есть основатель рода дворян Михневых.

^ Рабочий поселок Малино - первое упоминание в 1353 году в завещании великого Московского князя Ивана Ивановича Красного. Возможно. Название получило от переселенцев из города Малина в землях древних племен, и известно со времен княгини Ольги (X век), или был свой князь, боярин, владелец по имени Мал (Мала).

^ Рабочий поселок Жилево - первое упоминание в 1577 году. Возможно, название произошло от имени Жила (Жило) – задорный человек или фамилии от него. В 1578 году действительно жил Булгак Захаров сын Жилин.

^ Город Ступино - первое упоминание в 1507 году в жалованной грамоте великого князя Московского Василия Ивановича игумену Белопесоцкого монастыря Владимиру как починок Ступинский.

Есть несколько версий происхождения названия.

1. По народному преданию, в селении был жестокий помещик на одной ноге (вторая деревянная), имевший поэтому прозвище Ступа.

2. Монастырь мог принимать к себе крестьян из других мест. В Рязанском княжестве много помещиков с фамилией Ступин. На вопрос крестьян: «Вы чьи?». Крестьяне могли отвечать: «Ступинские». Возможно, поэтому первоначально починок и стали называть Ступинский.

    • Реки:

Ока – 1. название от балтийской основы «АК» - источник.

2. от древнерусского «ОКО» - взгляд, глаз. Ока служит пограничной рекой.

Каширка – «ОКА» широкая.

Лопасня – известна с 12 века. Название балтийского происхождение от слова «лисица».

Северка – 1. основа «Шивер» - связана с севером. 2. Древнебалтийская основа «Сювярь» - глубина.

    • Исторические места района: (Слайды № 11,12,13)

Наш район славится историческими и архитектурными памятниками. У нас 181 объект культурного наследия. Из них 114 – федерального значения и 25 – регионального, а также есть 42 вновь выявленных объекта и 99 памятников воинской славы.

^ Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь: Наибольшую ценность представляют Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь постройки конца XV века. Первое упоминание о монастыре содержится в жалованной грамоте Магмет Амина, датируемой 1498 годом. По народному преданию, в августе 1380 года московский великий князь Дмитрий Иванович. Двигаясь на Куликово поле, дал обет в случае победы на Куликовом поле, поставить у переправы через реку Оку церковь в честь своего духовного наставника Сергия Радонежского, настоятеля Троицкого монастыря.

^ Усадьба Авдотьино – родовое имение выдающегося деятеля истории русского просветителя и книгоиздателя Николая Ивановича Новикова, где сохранилась часть усадьбы, 8 уникальных каменных домов конца XVIII века, построенных Новиковым для своих крестьян и Тихвинския церковь.

^ Усадьба Орловых-Давыдовых «Отрада» - построена в конце XVIII века Владимиром Григорьевичем Орловым, директором Российской Академии наук. Усадьба расположена в селе Семеновское на левом берегу реки Лопасня. Эти земли были пожалованы Екатериной II полководцу графу Алексею Орлову за победу над турецким флотом в 1772 году в бухте при Чесме (1770 г.). Здесь, при дворце был построен фамильный мавзолей – усыпальница, в которой захоронены останки братьев Григория, Ивана, Федора и Алексея. Рядом стоит Никольская церковь.

    • Третья часть. Заочное путешествие по улицам города Ступино. Слайд № 14 -15

  1. Подведение итогов работы.

    • Вопрос: Что вы узнали нового о районе?

    • Оценки за работу:

«Старшие» по группе говорят о работе группы и сообщают отметки за работу.

    • Учитель подводит итог.

5. Домашнее задание. Слайд № 16

Учитель: Разгадать кроссворд «По улицам города Ступино», составленный учениками 9 класса Агуреевым Николаем, Барановым Олегом и Корольковым Антоном. А кто хочет получить дополнительно оценку может сам составить свой кроссворд. (Слайд №17)

Вывод:

- Выявили особенности географического положения Ступинского района на карте Московской области;

- Дали общую характеристику административного центра своего района – города Ступино, совершили воображаемое путешествие по улицам города;

- Познакомились с достопримечательностями района;

- Закрепили полученную информацию нанесением основных объектов на контурной карте-схеме.

- Продолжено формирование навыка самостоятельной работы учащихся с различными источниками географических знаний и отбор наиболее значимой и интересной информации.

- Через краеведение и работу в группах продолжено воспитание любви к Родине и окружающим.

Литература:

  1. Абсалямов Р.А.. Семар Г. На окской широте. – М., Московский рабочий, 1983.

  2. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. «Край Московский. Атлас». М., «Ювенто» 2004г.

  3. Алексеев А.И., Глушкова В.Г., Лисенкова Г.Я., Раковская Э.М. Москвоведение. География Москвы и Московской области. – М.. Экопрос, 1994.

  4. Алексеев А.И., Гаврилов О.В., Глушкова В.Г., Греханкина Л.Ф.. Ким Э.В. Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. 8-9 класс. – М.. Московский университет, 2006.

  5. Волина В. «Моя Москва». Санкт-Петербург «Дидактика Плюс. Зенит». 2001г.

  6. Воробьев А.В. Воробьев В.П. «Ступинские ступени». М., 2002г.

  7. Город Ступино. // Буклет центральной библиотеке. Сектор краеведения.

  8. «Города Подмосковья» в 3-х томах. М. «Московский рабочий». 1979 г.

  9. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. 8-9 класс. – М., Дрофа, 2006.

  10. «Душой к истокам» дворянские усадьбы Ступинского района», библиографический указатель, Ступино, 1977г.

  11. Зверев В.А. «Вокруг холмов Московских», «Московский рабочий» 1986 г.

  12. Иванов Ю.Г. «Памятные места Подмосковья» «Русич», Смоленск 2005 г.

  13. Игуменья Мария (Баранова). «Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь». Издательство «Мысль». 1998 г.

  14. Карта Московской области. – Аверс. – 2006.

  15. Лаппо Г.М. «Московский столичный регион» М., Издательство «Мысль». 1988г.

  16. Московская область. Ежегодный справочник. – М., Издательский дом Граница, 2005. – Выпуск №2.

  17. Наш край и Гурилевы. // Краеведческое пособие. МОУДОД «Михневский районный ДЮЦ». – 2006.

  18. Нефедов А.Л. «Силуэты. Прошлое Подмосковья в лицах». Из-во МГАП «Мир книги», М,. 1997 г.

  19. План-схема. Михнево. Малино. Жилево. – Ресурс-Плюс. – 2007.

  20. Солонкин И.П. «Ступинский край». Заметки краеведа. Ступино. 1998 г.

  21. Составитель и художник Глазычев В. «Москва: вчера и сегодня» Издательство «Московский рабочий» 1980 г.

  22. «Ступино. Адресно-телефонный справочник 2006».

  23. Тонин А.Б. «Историческое прошлое «землицы» Ступинской в названиях» М., 1991 г.

  24. Тонин А.Б. «Ступино. Исторические сведения» М., 2000 г.

  25. Фотоальбом «Подмосковье» Из-во «Московский рабочий». 1978 г.