microbik.ru
1

Мастер – класс

Контроль и оценка деятельности учащихся через применение каскадных тестов на уроках математики

Учитель высшей категории

Платон Валентина Сергеевна

МОУ «СОШ № 6»

Современное общество называют информационным. Мы живем в такой момент времени, когда возрастает значение информации. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Если в прошлом легко было обойтись, только способностью читать и писать, то сейчас умение работать с информацией является важнейшей силой, определяющей развитие общества. Информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение всей жизни человека. Таким образом, сегодня не столько важно запомнить определенный объем информации, сколько научить ребенка самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов, таких как книги, СМИ, Internet, электронные учебники, энциклопедии и т.д. В настоящий момент на первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационный поиск. В связи с этим наше методическое объединение второй год работает над проблемой «Применение средств ИКТ для оценки качества знаний учащихся» по программе «Начальная школа XXI века». Если в предыдущем учебном году мы составляли электронными тестами в программе MS Excel, то в этом году наше внимание привлекли создание каскадных тестов в программе Power Point.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачёты, ЕГЭ), но и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами, на наш взгляд, можно и нужно начинать с начальной школы.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, который необходимо внедрять в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает учащихся к самоконтролю.

С помощью тестов в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Сегодня я постараюсь провести мастер-класс по теме: «Контроль и оценка деятельности учащихся через применение каскадных тестов на уроках математики». Цель мастер-класса: это показать роль каскадных тестов и место данных тестов на уроке.

За основу взят только фрагмент урока:

^ Тема урока: Нахождение периметра и площади геометрических фигур

Цель урока: 1. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.

2. Содействовать развитию у детей умений осуществлять само и взаимоконтроль учебной деятельности.

3. Содействовать воспитанию у ребят аккуратности, культуры и организации учебного труда, коммуникабельности.

Задачи:

1) отработать применение формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решении задач;

2) сформировать навыки по составлению и применению алгоритма для нахождения периметра и площади фигур;

3) актуализировать познавательную деятельность учащихся;

4) сформировать умения математически грамотно обосновывать свои действия;

Место данного урока: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы).

-Что было главным на прошлом уроке математики?

Ребята, а сейчас вам необходимо заполнить вот такую таблицу. У вас на парте лежит такая же таблица. Я вам даю минутку для того, чтобы вы справились с этим заданием. А затем мы посмотрим, что у кого получилось.


Название фигуры

Рисунок

Формула  периметра 

Формула  площади 

Квадрат










Прямоугольник











- Что такое периметр?

- Как его найти периметр прямоугольника, квадрата?

-Что такое площадь?

- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

Какие знания помогли вам вычислить периметр и площадь фигур? (знания формул и таблицы умножения).

- Решите задачу.

Длина прямоугольника равна 9см, ширина равна 3см. Чему равен  периметр  прямоугольника?

а = 9см в = 3см Р =?

Р=(9см +3см) х 2 = 24см

-Составьте обратные задачи.

Как составить обратные задачи?

- Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.

- Что было известным? Что было неизвестным?

а = ?см в = 3см Р= 24см

а = 9см в = ? Р= 24 см


Р=(а+в) х 2 а = Р: 2 – в в = Р: 2 – а

а = 24см : 2 – 3см = 9см

в = 24 см : 2 – 9см = 3см

Используя данные задачи, найдите площадь прямоугольника.

Задача: Длина прямоугольника 9 см, ширина – 3 см. Вычислите площадь.

а = 9см в = 3см S = ?

S = 9см х 3 см = 27 кв см

-Составьте обратные задачи.

а = ? см в = 3 см S = 27 кв. см

а = 9 см в = ? см S = 27 кв. см

- Как найти длину прямоугольника по площади и ширине? А ширину?

S = а х в а = S : в в = S : а


а = 27 кв. см : 3 см = 9 см в = 27 кв. см : 9 см = 3 см


- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур?

- Надо самостоятельно решать такие задачи.

-Предлагаю вам выполнить тест.

Выполнение электронного теста на компьютере.


^ Подводим итог: выполнение данного теста в конце урока, даёт возможность педагогу увидеть, насколько учащиеся усвоили решение задач на нахождение периметра и площади фигур. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

С помощью тестов в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.