microbik.ru
1


Методика оценки уровня квалификации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности


В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).


Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.


Цель: оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

^ Задача преподавателя в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

^ Общие требования к написанию конспекта:

  1. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).

  2. Конспект предполагает отражение основных этапов занятия: организационный момент, опрос обучающихся по заданному на дом материалу, изучение нового учебного материала, закрепление учебного материала, подведение итогов. При написании конспекта преподаватель может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.

  3. Преподавателю должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

4. При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности преподавателя и обучающегося, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание профессионального обучения соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей групп, в котором проводилось данное занятие в предшествующий период.(табл. 1).


Конспект (проект) занятия (при реализации классно-урочной системы обучения)


Тема занятия:

Цели занятия:

Задачи занятия:

Место проведения занятия:

Продолжительность занятия:

Материально-техническое обеспечение занятия:

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Тип занятия:


1. Организационный момент

Основные элементы




постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

• организация планирования деятельности по достижению целей;

• описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание














































2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Основные элементы




• определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• организация выявления критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса;

• описание методов, форм и средств, способствующих достижению поставленных целей и задач.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание























































3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы




• организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ( на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов организации изучения нового учебного материала, используемых средств;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание









































































4. Закрепление учебного материала


Основные элементы




• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание























































5. Подведение итогов занятия

Основные элементы




• организацию определения продвижения к целям занятия;

• определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися;

• описание методов, позволяющих определить достижения обучающихся на уроке;

описание критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности учащихся.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание















































Критерии оценки письменной работы( 1- да, 0 – нет)

Таблица 2



Уровни проявления компетентности

Количественные показатели по этапам занятия

Оргмомент

Опрос

Изучение нового

Закрепление

Подведение итогов

Сумма баллов




Профессиональная компетентность



















^ I. Компетентность

в области постановки целей и задач педагогической деятельности



















1.

Преподаватель разделяет тему занятия и цель занятия.



















2.

Цели формулируются в понятной для обучающегося форме.



















3.

Сформулированные цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебно-профессиональной

деятельности.



















4.

Поставленные перед обучающимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.




















5.

Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.




















6.

Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий

достижению основной цели занятия.



















7.

На начальном этапе занятия преподаватель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности, учебному содержанию и теме занятия и т. д.).




















8.

Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют содержанию, излагаемому педагогом.



















9.

Цели и задачи, поставленные преподавателем, способствуют развитию профессиональных компетенций обучающихся, воспитанию социально и профессионально значимых качеств личности



















^ II. Компетентность в области мотивирования обучающихся























Преподаватель демонстрирует обучающимся возможности использования достижений науки и техники по профилю обучения.























Преподаватель демонстрирует знание приёмов и методов, направленных на формирование интереса к осваиваемой специальности и теме занятия.






















Преподаватель использует знания об интересах, потребностях обучающихся в организации учебно-профессиональной деятельности, при постановке учебно-профессиональных задач, выборе методов и форм работы.























Преподаватель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и мотивации обучающихся.






















Преподаватель использует различные задания для создания у обучающихся ситуации успеха.























Преподаватель даёт возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать учебно-профессиональные задачи в рамках изучаемой темы



















^ III.Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности






















^ Уровень развития компетентности по владению учебным материалом






















Преподаватель в ходе написания конспекта демонстрирует:






















- знание последних достижений науки по преподаваемой дисциплине ( междисциплинарному курсу);






















- владение современной техникой и технологией производства по профилю обучения, правилами технической эксплуатации производственного обучения;






















- знания правила по охране труда и пожарной безопасности; умение оказать, при необходимости, первую медицинскую помощь;






















- способность выстраивать связь содержания обучения как внутри своей дисциплины ( модуля), так и с содержанием других модулей и учебных дисциплин по профилю обучения.






















Преподаватель хорошо ориентируется в учебных пособиях по профилю обучения.






















^ Уровень развития методической компетентности






















Преподаватель в ходе написания конспекта демонстрирует:






















- владение основами педагогической и психологической наук, современными образовательными и информационными технологиями, цифровыми ресурсами:






















- владение методикой профессионального обучения и воспитания обучающихся с позицией компетентностного подхода.






















Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого модуля, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы.






















Преподаватель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.






















^ Уровень развития психолого-педагогической компетентности






















При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебно-профессиональной деятельности преподаватель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений с обучающимися.






















Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с которыми он работает.






















Преподаватель планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне освоения как учебного содержания, так и профессиональных умений раз личными обучающимися.



















^ IV. Компетентность в области разработки учебно-методического обеспечения






















При подготовке к уроку преподаватель учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебно-профессиональной деятельности по модулю, дисциплине: федеральный государственный образовательный стандарт по профессии ( специальности); конвенцию о правах ребёнка; основную профессиональную образовательную программу ОУ, учебную программу по производственному обучению; содержание учебных учебно-методических пособий по профилю обучения т. д.






















Конспект составлен с учётом поэтапного освоения( преемственности) учебного материала в рамках рабочей учебной программы по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу.






















Преподаватель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по дисциплине, междисциплинарному курсу.






















Преподаватель демонстрирует в письменной работе умение аргументировать предлагаемые им решения; обосновывать их целесообразность.



















^ V. Компетентность в области организации учебной деятельности






















Преподаватель организует постановку целей и задач, структурирующих и организующих деятельность обучающихся на каждом этапе занятия.

• Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

• Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

• Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа- пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

• Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
























Преподаватель владеет методами организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач.






















Преподаватель обеспечивает соблюдение обучающимися правил безопасности труда.






















Преподаватель обеспечивает овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологиями по профилю обучения.






















Преподаватель демонстрирует владение методами и приёмами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины.






















Преподаватель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.






















Преподаватель может точно сформулировать критерии оценки результатов деятельности обучающихся.






















Преподаватель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.






















Преподаватель использует методы, обеспечивающие формированию у обучающихся умения осуществлять самооценку учебной и профессиональной деятельности.






















Итого




















Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный преподавателем конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (табл. 3), «1» в случае положительной оценки или «0» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице 2.


^ Экспертное заключение об уровне квалификации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность

Таблица 3

Компетенции


Этапы

урока

В области постановки целей и задач педагогической деятельности

В области мотивации обучающихся

В области обеспечения информационной основы педагогической деятельности

В области разработки учебно-методического обеспечения

В области организации учебной деятельности

Количество оценок

Организационный момент



















Опрос обучающихся по заданному на дом материалу



















Изучение нового учебного материала



















Закрепление учебного материала



















Подведение итогов



















∑+/Колич. оценок



















Итог

Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций



Общий вывод:




Соответствует занимаемой должности











Не соответствует занимаемой должности



Рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись _________________ /________________/


Дата _____________________


^ Обработка результатов

По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому из этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.

Если итоговый балл >0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.

Он рассчитывается по следующей формуле:



где ПС - показатель соответствия занимаемой должности;

БПК - оценки по базовым педагогическим компетенциям.

Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом:

От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: преподаватель продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: преподаватель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому преподавателю, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.

Пример оценки письменной работы преподавателя представлен в таблице 4.

^ Пример оценки письменной работы

Таблица 4

Компетенции


Этапы

урока

В области постановки целей и задач педагогической деятельности

В области мотивации обучающихся

В области обеспечения информационной основы педагогической деятельности

В области разработки учебно-методического обеспечения

В области организации учебной деятельности

Количество оценок

Организационный момент

1

0







1

0,75

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

0

0




1

1

0,5

Изучение нового учебного материала

0

1

1




1

0,5

Закрепление учебного материала

0

0

1

1

0

0,5

Подведение итогов

1

1




0




0,66

∑+/Колич. оценок

0,4

0,4

1

0,66

0,75




Итог

0,642


Общий вывод:

Х

Соответствует занимаемой должности











Не соответствует занимаемой должности



Рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись _________________ /________________/


Дата __________________