microbik.ru
1

Методика подготовки к дискуссии

Подготовка к дискуссии включает три этапа: 1) предварительная под­готовка, 2) проведение дискуссии, 3) подведение итогов.

Задачи первого этапа:

  1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учите­лем, подсказана жизненной ситуаци­ей или определена на основе предвари­тельного опроса (анкетирования) уча­щихся. Для обсуждения следует вы­бирать вопрос, который бы был ин­тересен учащимся, затрагивал и вол­новал их.

  2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

  3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

  4. Подготовить объявление о дискус­сии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить по­мещение (афоризмы, правила веде­ния спора, выставка книг и т. д.). При подготовке помещения к проведе­нию дискуссии стулья лучше расста­вить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

^ Второй этап — это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия — почти искусст­во. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функций ведущего.

^ Несколько советов ведущему дискус­сию:

  1. Перед началом дискуссии необходи­мо назвать тему, обосновать ее выбор, яс­но сформулировать цель.

  2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обста­новку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

  3. Не препятствовать желающим высту­пать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии ца­рил дух искренности и откровенности.

  4. Стимулировать активность участни­ков. В этом поможет продуманная систе­ма вопросов, которые представляют инте­рес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос — визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которых следует помнить:

парадокс — неожиданное, своеобраз­ное мнение, резко расходящееся с общепри­нятым, даже противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу. В нем неизмен­но присутствует вызов;

неожиданный вопрос;

репликакраткое возражение, заме­чание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

  1. Умело сопоставлять различные точ­ки зрения, обобщать их с тем, чтобы по­зиции участников дискуссии были пред­ставлены как можно отчетливее, направ­лять дискуссию в русло намеченной цели.

  2. Не торопиться исправлять заблуж­дающихся, предоставлять такую возмож­ность слушателям.

7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переад­ресовывать слушателям.

8. Не спешить навязывать готовое ре­шение.

9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логи­ку развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью сво­его авторитета, резких оценочных суж­дений, замечаний в адрес присутст­вующих. Не вызывает симпатий веду­щий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отно­шение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении ито­гов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить од­но обстоятельство: если участники дис­куссии забывают об этике спора. По­этому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора. Вот некоторые из них:

1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумывайте то, о чем буде­те говорить.

2. По возможности коротко и ясно изложите свою точку зрения; ваша речь должна быть весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являют­ся точные и бесспорные факты. Если до­казана ошибочность вашего мнения, имей­те мужество признать правоту своего «противника».

4. Доказывая и опровергая, говорите ясно, отчетливо, точно.

5. Помните о культуре общения. Умей­те выслушать другого, уяснить его пози­цию, уважайте мнение товарищей, не по­вышайте голос, не прерывайте выступаю­щего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.


^ Актуальность дискуссии по теме «Нужно ли говорить правильно?»


В качестве темы дискуссии предла­гается один аспект сложного понятия «культура речи». Почему именно он достоин особого разговора? Правиль­ность речи, т. е. ее соответствие ли­тературному языку, является основным коммуникативным качеством, исход­ной точкой всех остальных свойств речи образованного человека: логич­ности, чистоты, выразительности и т. д. То, что речь наша должна быть правильной, ясно каждому образован­ному человеку, и все же центральным вопросом дискуссии станет следующий: «Нужно ли соблюдать нормы литера­турного языка?» Цель полемики — раз­венчать достаточно распространенное вульгарное представление о том, что нормы — это нечто бесполезное, лиш­нее, искусственное изобретение ученых, которое в реальной речевой практике не слишком нужно («Как хочу, так и говорю, все равно меня поймут»). Чтобы достичь этой цели, учитель дол­жен решить ряд задач. Первое — со­здать такую атмосферу занятия, кото­рая позволит каждому ученику выска­зать собственную точку зрения на центральный вопрос дискуссии, пусть даже самую «крамольную», открыто поделиться своими сомнениями. Второе — помочь детям найти убедитель­ные аргументы в пользу грамотной речи.


Урок проводится после изучения в 11 классе материала параграфа «Дискуссия» (страница 278 в учебнике А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».


^ Подготовка к дискуссии

Предварительная работа по подго­товке дискуссии достаточно сложна и многоаспект-


на: ее результаты будут прямо пропорциональны затрате усилий учителя и класса. Эта дискуссия — ро­левая игра, которая предполагает де­ление класса на условных противни­ков: одна группа учащихся опровер­гает норму, другая защищает ее (ро­ли распределяются заранее с учетом желания ребят). Игровая форма дис­куссии представляется наиболее эффек­тивной: она снимает скованность де­тей, позволяет провести подготовитель­ную работу с каждой группой. Роле­вая игра позволит учителю остаться арбитром в споре: не будучи обременен необходимостью аргументировать, сообщать информацию, он возьмет на себя решающую роль ведущего — ди­рижера дискуссии.

Необходимо подготовить каждую из сторон к защите своей позиции. Для этого рекомендуем школьникам спи­сок книг для чтения (например: Язовицкий Е. В. Говорите правиль­но.—Л., 1969; Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983; Люстрова 3. Н., Сквор­цов Л. И., Д е р я г и н В. Я- Беседы о русском слове.— М., 1976; Горбачевич К- С. Нормы современного русского литературного языка.— М., 1981; и др.— учитываются возможно­сти кабинета русского языка и школь­ной библиотеки). Целесообразно пред­ложить каждой стороне список во­просов, которые будут так или ина­че затронуты в дискуссии, помочь найти конкретную информацию по каждому (возможно предварительное распределение обязанностей в рамках одной группы). Например, сторонники нормы готовятся к дискуссии по сле­дующему плану: 1) история борьбы за правильность русской речи; 2) по­нятие нормы, ее необходимость для общества; 3) норма и художественная литература; 4) подбор высказываний о борьбе за правильность нашей ре­чи; 5) источники нормы. Противники нормы обдумывают следующие вопро­сы: 1) объективные причины отклоне­ния от норм; 2) авторитеты среди ан­тинормализаторов; 3) норма и демо­кратия; 4) изменение норм русского языка.

Должны быть подготовлены и мате­риалы, которые обеспечат активное уча­стие в дискуссии каждого ученика не­зависимо от его роли.