microbik.ru
1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя полная общеобразовательная школа №1

ЗАТО г. Радужный


Методическая разработка

внеклассного мероприятия на тему:

«Суд над токсикоманией»


Выполнила

Валикова С.А

Педагог – психолог

МБОУ СОШ №1


2011 год


Пояснительная записка

Токсикомания среди молодежи  в России стремительно набирает обороты. Неблагополучные семьи, отсутствие воспитания и нехватка информации о ПАВ и их влиянии на подростковый организм, а также негативное влияние старших, более авторитетных товарищей толкают подростков на необдуманные поступки. Они не видят ничего страшного в том, чтобы один раз попробовать «понюхать». Ведь многие ребята пробовали, и ничего с ними не случилось, а кто-то «пыхает» регулярно.
Средний возраст приобщения к ПАВ в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления ПАВ детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления токсических веществ детьми в возрасте 6-7 лет.

До последних лет проблема токсикомании не затрагивала наш небольшой город, где все знают друг друга, правоохранительные органы знают, где и чем живет наша молодежь. Но в последнее время родители, чьи дети имеют проблемы с законом, проявляют признаки проблемного ребенка, стараются не решать проблему, а убежать от нее. Поэтому меняют образовательное учреждение, город, чтобы «спасти ребенка». Таким образом, дети, имеющие свои «правила» жизни в обществе, попадают в наши школы.

Все мы знаем, что подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток начинает искать «легкий» способ справиться с трудностями. Тут – то и приходят на помощь «знающие» товарищи.

Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения подростков к токсикомании является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников и, конечно, «решать» проблемы.

^ Данная разработка адресована классным руководителям, социальным педагогам и психологам для работы с подростками в возрасте от 13 до 16 лет.

Форма работы – деловая игра.

Цель:   сформировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; познакомить детей с системой работы правоохранительных органов; ввести подростков в мир правового общения.


Задачи:  

-    способствовать формированию негативного отношения к токсическим веществам;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- развивать стремление творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

^ Предполагаемый результат:

Наличие у подростка устойчивой тенденции к отрицанию асоциальных проявлений; формирование потребности в здоровом образе жизни.

^ Условия реализации разработки:

Наличие помещения, оборудованного в соответствии плана (приложение 2) и необходимой аппаратуры для просмотра видео фрагментов; костюмов для участников.

Предварительная работа:

  1. Опрос среди учащихся 13-16 лет (приложение 1)

  2. Определение проблемы, которая существует в обществе и волнует подростков.

  3. Определение формы работы над проблемой.

  4. Определение и распределение ролей среди участников игры.

  5. Подготовка (правовая) участников к игре.

Участники игры:

Судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, подсудимые: Клей, Лак, Газ, потерпевшие, свидетели со стороны обвинения, свидетели со стороны защиты, присяжные заседатели, судебный пристав.


СУД над ТОКСИКОМАНИЕЙ

(сценарий внеклассного мероприятия)
^

Секретарь


Прошу всех встать,  суд  идет!

Прошу всех садиться.

Судья


Слушается уголовное дело в отношении подсудимых Лака, Клея и Газа.

Судья заседания Вилков Павел Игоревич, секретарь Павлова Инга Романовна, прокурор Орлов Олег Иванович, защиту представляет адвокат Николенко Константин Эдуардович, интересы потерпевшего в данном судебном разбирательстве представляет мать погибшего Калинина Ирина Сергеевна.

В зале суда присутствуют присяжные заседатели. Ваша задача, как присяжных заседателей, выслушать рассматриваемое дело, взвесить все положительные и отрицательные стороны дела, вынести справедливый вердикт «Виновны или Не виновны»

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор

Подсудимые обвиняются в убийстве несовершеннолетнего Калинина Виктора 1998 г.р. Труп мальчика был обнаружен рабочими на стройке. Экспертиза показала, что в крови погибшего содержится большая доля токсических веществ. На голову трупа был надет пакет, в котором находилась смесь лака и клея. В ходе предварительного следствия было доказано, что подросток скончался от остановки сердца из – за употребления токсических веществ. Считаю, что подсудимые должны понести заслуженное наказание за смерть ребенка.

Судья

Готовы ли подсудимые дать оценку своим действиям и признают ли они себя виновными?

Адвокат

Мои подзащитные готовы дать показания после того, как выслушаем потерпевшую сторону и свидетелей.

Судья

Слово предоставляется матери погибшего Калининой Ирине Сергеевне.


Потерпевшая

Погиб мой ребенок. Они убили его. В тот день я поздно пришла с работы. В это время Витя всегда был дома. Он вообще был домашним мальчиком, всегда и во всем мне помогал. Он был моя опора и надежда, ведь я его воспитывала одна. Как – то раз Витя рассказал мне о новом мальчике - Диме, который пришел к ним в класс. Он сказал, что «мальчишка такой классный, веселый, всегда на позитиве. Ему все по барабану. Живут же люди. Никаких проблем у них нет, много друзей, разные увлечения». Я сказала сыну, что, возможно так он хочет привлечь к себе внимание. Никто не может знать, что твориться у него на душе. Сын со мной согласился. За день до гибели Витя пришел домой в подавленном настроении. Оказалось, что девочка, которая нравилась ему, стала встречаться с этим «новеньким». Сын сказал, что это не справедливо, и, что он хочет жить также, как одноклассник. Мы долго разговаривали с Витей, я старалась убедить его в том, что Бог не делает, все к лучшему, но сын был влюблен безответно. Если бы я знала на что он пойдет из-за этой любви, по пятам бы ходила.

Судья

Вопросы сторон. Присаживайтесь. В зал суда приглашается свидетель обвинения.

Свидетель

Я знаю Диму, знал и Витю. Дима был моим другом. Когда его родители развелись, с ним стало происходить что – страшное и непонятное. Он никогда не пропускал уроки, неплохо учился. Потом к нему стали приходить незнакомые ребята, он уходил с ними и возвращался веселым, смеялся над всеми и над всем. Как – то раз он пригласил меня погулять. На улице он показал мне своих знакомых. Вот они (показывает на подсудимых) и предложил мне «познакомиться с ними поближе». Я отказался, так и закончилась наша дружба с Димой. А Витя, значит, не смог отказаться. За что и поплатился жизнью. Я осуждаю тех ребят, которым дружба с подсудимыми важнее собственной жизни. Считаю необходимым изолировать их от общества.

Судья

Вопросы сторон. Присаживайтесь. В зал суда приглашается свидетель защиты.

Свидетель

Я работаю на производстве и считаю необходимым оставить подсудимых без наказания, иначе без них встанет промышленное производство.


Прокурор

А как же Вы объясните гибель ребенка от их «рук»?

Свидетель

Подросток сам виноват в том, что не думал о своей жизни, о будущем, которое его ожидало, о матери, которая не знает как теперь жить. Это не их вина, в том, что он погиб, а только его.

Судья

Еще будут вопросы у сторон. Присаживайтесь.

Слово подсудимым.

Клей

Я не признаю своей вины. Я нужен людям. Без меня невозможно скрепить детали. Нужно всем знать мое истинное предназначение, а не использовать так, как кому вздумается.

Лак

Я также не признаю вину. Без меня все изделия потеряют вид. Паркет не будет блестеть, мебель потеряет лоск. И полностью согласен с Клеем, нужно знать истинное предназначение вещества, а не использовать так, как кому вздумается.

Газ

И я не виновен. Я самый необходимый элемент. Я и пища, я и свет, я и тепло. И не надо использовать меня для других целей.

Адвокат

Я считаю, что мои подзащитные косвенно виновны в смерти ребенка. А вот родители и школа не объяснили подростку прямое назначение этих веществ.

Прокурор

Ваша честь, прошу пригласить еще одного свидетеля, который прольет свет на деятельность подсудимых среди подростков.

Судья

В зал суда приглашается свидетель со стороны обвинения.

Свидетель

Я знаю подсудимых. Не раз мы встречались на школьном дворе. Я видел как они предлагали «дружбу» ребятам. Они говорили о том, как здорово в их компании весело и даже «мультики посмотреть» можно. Были ребята, которые уходили с ними со школьного двора. Некоторые из подростков, подобно Вите, ушли из жизни с их помощью.

Судья

Есть ли дополнения у сторон? Переходим к прениям сторон.


Прокурор

Считаю, что в сегодняшнем процессе была доказана вина подсудимых полностью. Токсикомания, которую сегодня представляют подсудимые, - это болезнь, проявляющаяся в психической, а иногда и физической зависимости от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. При данном виде опьянения имеют место сужение сознания, торможение двигательных функций: движения плохо координированы, речь смазанная, с пропусками слогов и слов, быстрая смена настроения, тахикардия, галлюцинации, а также поражение височных долей и обонятельного мозга. Болезнь можно вылечить, а вот жизнь подростку вернуть нельзя. Нельзя и высушить слезы матери, потерявшей единственного сына. Токсикомания – опасная болезнь, которая распространяется повсюду благодаря таким, как подсудимые. С ней необходимо бороться, равнодушия быть не должно. Поэтому считаю, что подсудимые должны ответить за смерть подростка по всей строгости закона.

Адвокат

Много слов осуждения мы услышали в адрес моих подзащитных. Но не заметили главного, что недостаток информации привел подростка к смерти. Поэтому считаю, что моих подзащитных нужно оправдать, освободить из под стражи здесь в зале суда. Иначе подумайте, как нам нелегко будет жить без них.

Судья

Уважаемые присяжные заседатели, Вы выслушали позиции сторон, мнения подсудимых и свидетелей. Теперь Вам предстоит вынести свой вердикт. Для этого предлагаю Вам покинуть зал заседания и для обсуждения вердикта пройти в совещательную комнату. Пристав проводите.

Присяжные удаляются из зала на несколько минут.

Судья

Уважаемые присяжные заседатели, я надеюсь, вы приняли справедливое решение по делу, которое сегодня рассматривалось. Огласите сой вердикт виновны ли подсудимые, если ДА, то какой должна быть мера наказания.


Присяжные

В совещательной комнате мы пришли к выводу о том, что ни о каком снисхождении к подсудимым не может быть и речи.

На основании статьи 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации  суд  присяжных постановил: признать  подсудимых виновными и приговорить к исключительной мере наказания.


Судья

Таким образом, вердикт присяжных ВИНОВНЫ.

18 марта 2011 года состоялось рассмотрение дела по обвинению Лака, Клея и Газа в убийстве несовершеннолетнего. Выяснив все обстоятельства, суд и присяжные признали обвиняемых виновными и приговорили к исключительной мере наказания - изгнанию их из нашей школы, из нашей жизни!

Здоровье самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: «Здоровому - всё здорово!». Помните всегда об этой простой истине, берегите своё здоровье: занимайтесь спортом, закаляйтесь, соблюдайте режим дня, правильно питайтесь, избегайте вредных привычек. Будьте творцами своего здоровья!


Приложение 1

Анкета дл учащихся

^ В опросе приняли участие подростки в возрасте 13 – 16 лет (67 человек)

  1. Как ты относишься к людям, которые являются токсикоманами или употребляют токсические вещества?

А) с осуждением 32 чел.(48%)

Б) безразлично 8 чел. (12 %)

В) с сочувствием 27 чел. (40%)

2. Есть ли среди твоих знакомых люди, употребляющие токсические вещества?

А) да 4 чел.(6%)

Б) не знаю 28 чел.(42%)

В) нет 35 чел. (52%)

3. Возникает ли у тебя порой желание испытать «новые ощущения»?

А) да 5 чел.(7%)

Б) иногда 14 чел.(21%)

В) никогда 48 чел.(72%)

4. Почему, по - твоему, подросток начинает употреблять токсические вещества?

А) от скуки 16 чел.(24%)

Б) не знаю 9 чел. (13%)

В) для самоутверждения 42 чел.(63%)

5. Оказывают ли токсические вещества пагубное влияние на организм подростка?

А) да 44 чел.(66%)

Б) да, но не все 18 чел.(27%)

В) нет 5 чел.(7%)

6. Каким образом можно побороть токсикоманию среди подростков?

А) организация досуга 26 чел.(39%)

Б) КТД 9 чел.(13%)

В) заинтересованность родителей в жизни ребенка 32 чел.(48%)

Приложение 2

Оборудование «зала судебного заседания»



Судья



Свидетели

Секретарь