microbik.ru
1


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Куединский районный методический центр»


Утверждаю:

директор ____________

/Ахмадыльшина О.Л./

___ «_________» 20__г.


Программа дистанционного курса

«Создание электронных дидактических материалов»


Разработала:

Зартинова Л.А.,

методист Куединского РМЦ


Куеда 2011


Цели и задачи программы


Образовательная цель:

Обучение проектированию и созданию электронных дидактических материалов.


^ Образовательные задачи:

  1. Изучение методических особенностей формирования электронных дидактических материалов различных видов.

  2. Изучение технологических подходов к разработке электронных дидактических материалов.



Прогнозируемые результаты обучения:

  1. Сформированы навыки проектирования электронных дидактических материалов.

  2. Сформированы навыки работы с дополнительными возможностями прикладных программ пакета. Microsoft Office.

  3. Педагогами разработаны электронные дидактические материалы разных типов и методические рекомендации по их использованию.

  4. Подготовлен систематизированный комплект разработанных электронных дидактических материалов.



^ Пояснительная записка

Одним из важных направлений профессиональной подготовки учителей является формирование умений самостоятельно создавать и применять электронные дидактические материалы, которые эффективны в решении педагогических задач на конкретном уроке или в системе учебных занятий. Тема разработки электронных дидактических материалов снова актуализировалась в связи с внедрением компетентностного образования. Для того, чтобы в классе возникали пространства формирования компетентности, необходимо, чтобы ученик имел возможность инициативно действовать. Именно это и призваны обеспечить электронные образовательные ресурсы.

Настоящая программа адресована учителям учреждений общего и дополнительного образования, ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Программа ориентирована на формирование представления об электронных дидактических материалах, их классификации, особенностях и целевых установках, на совершенствование навыков создания электронных дидактических материалов посредством использования компьютерных программ. Данный курс знакомит обучающихся с принципами работы и возможностями программ офисного пакета приложений Microsoft Office 2003 (Word, Excel, PowerPoint) и Конструктора сайтов E-publish. Компьютерные задания и контролирующие электронные материалы в среде офисных программ создаются с помощью макрокоманд, форм и других дополнительных возможностей этих программ. Рассматривается возможность создания гипертекстовых документов, как обучающих электронных ресурсов в среде программы E-publish.

Особенностью курса является комплексный подход к изучению курса, рассмотрение теоретических вопросов по проектирование электронных дидактических материалов и практическая реализация этих проектов.

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей:

  • Базовый уровень владения программами Microsoft Word; Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

  • Навыки работы в сети Интернет и с электронной почтой.

Длительность обучения составляет 40 часов. Процесс обучения осуществляется дистанционно в течение двух месяцев, по 5 часов в неделю. Обучение реализуется через специально организованную информационную среду - Web- сайт.

Обучение педагогов завершается выполнением выпускной работы в виде систематизированной коллекции из подготовленных в ходе обучения электронных дидактических материалов.


^ Учебно-тематический план


п/п

Тематика

^ Количество часов

Лекции

Лабора-

торные работы

Модуль 1. Теоретические вопросы проектирования электронных дидактических материалов (ЭДМ)



Содержание ИКТ-компетентности учителя.

1






Компьютер как средство обучения. Электронные учебные материалы.

1






Электронные дидактические материалы.

1






Принципы и этапы проектирования ЭДМ.

2




Модуль 2. Система компьютерных заданий. Методические особенности проектирования компьютерных заданий.



Компьютерные задания.

2






Технологические особенности разработки компьютерных заданий.

1






Возможности текстового редактора MS Word при создании компьютерных заданий.




2



Табличный процессор MS Excel в конструировании ЭДМ.




3



Презентации PowerPoint как средство реализации ЭДМ сложной структуры.




4

Модуль 3. Обучающие и вспомогательные электронные образовательные ресурсы.



Обучающие ЭДМ. Электронные учебные пособия.

1






Вспомогательные электронные ресурсы: справочники, тренажеры, задачники и др.

1






Гипертекстовый документ при изучении предметного содержания. Возможности Конструктора сайтов при создании обучающих ресурсов.




4

^ Модуль 4. Контролирующие электронные материалы



Тестовые технологии в образовательной деятельности. Тестирующие программы.

1






Интерактивные тесты в среде MS Word




3



Табличный процессор MS Excel как средство создания тестов.




4



Создание интерактивных форм контроля в программе PowerPoint.




4



Критерии оценивания ЭДМ. Экспертиза разработанных материалов.

1






Подготовка выпускной работ - систематизированной коллекции ЭДМ.




4




Всего

40



^ Содержание курса


Модуль 1. Теоретические вопросы проектирования электронных дидактических материалов (ЭДМ)

Содержание ИКТ-компетентности учителя.

ИКТ-грамотность учителя. Применение информационных и Интернет – технологий в педагогической деятельности.

^ Компьютер как средство обучения. Электронные учебные материалы.

Функции компьютера в обучении. Формы организации деятельности с использованием средств ИКТ. Электронные учебные материалы: педагогические программные средства (ППС), электронные дидактические материалы (ЭДМ), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Классификация ЭОР.

^ Электронные дидактические материалы (ЭДМ).

Характеристика, специфические особенности, виды, качества ЭДМ. Возможности ЭДМ. Требования к ЭДМ.

Принципы и этапы проектирования ЭДМ.

Технология создания и применения ЭДМ.


^ Модуль 2. Система компьютерных заданий. Методические особенности проектирования компьютерных заданий.

Компьютерные задания.

Требования, структура. Общие подходы и специфические (предметные) особенности проектирования компьютерных заданий.

^ Технологические особенности разработки компьютерных заданий.

Прикладные программы общего назначения как средство создания ЭДМ.

Возможности текстового редактора MS Word при создании компьютерных заданий.

Кроссворды. Электронные карточки-задания. ЭДМ для классификации предложенных объектов, конструирования объектов из готовых элементов и т.д.

^ Табличный процессор MS Excel в конструировании ЭДМ.

Компьютерные задания с табличными вычислениями, построение графиков. Применение ресурсов Excel в проектной деятельности.

^ Презентации PowerPoint как средство реализации ЭДМ сложной структуры.

Интерактивные демонстрационные мультимедийные дидактические материалы. Создание анимационного изображения.


^ Модуль 3. Обучающие и вспомогательные электронные образовательные ресурсы.

Обучающие ЭДМ. Электронные учебные пособия.

Проектирование электронного учебного пособия, требования к созданию: структура web – сайта и web - страницы, мультимедийное сопровождение, навигация. Этапы проектирования. Применение электронных учебных материалов по видам учебной деятельности.

^ Вспомогательные электронные ресурсы: справочники, тренажеры, задачники и др.

Основные функции вспомогательных электронных ресурсов. Структура. Основные требования к проектированию.

^ Гипертекстовый документ при изучении предметного содержания. Возможности Конструктора сайтов при создании обучающих ресурсов.

Создание гипертекстовых web-страниц. Структура web-сайта. Мультимедийное сопровождение текста. Навигация.


^ Модуль 4. Контролирующие электронные материалы

Тестовые технологии в образовательной деятельности. Тестирующие программы.

Теория тестов. Планирование теста. Формы и типы тестовых заданий.

^ Интерактивные тесты в среде MS Word

Создание тестовых заданий разных типов с помощью форм. Защита форм.

Табличный процессор MS Excel как средство создания тестов.

Создание тестов с помощью стандартных функций Excel, с помощью макросов.

^ Создание интерактивных форм контроля в программе PowerPoint.

Информационные слайды и слайды с заданиями. Создание интерактивных тестов с помощью конструктора. Тестовые задания различных типов. Таймер. Контроль результатов.

^ Критерии оценивания ЭДМ. Экспертиза разработанных материалов.

Оценка дидактических и технических качеств разработанных ЭДМ.

Подготовка выпускной работ - систематизированной коллекции ЭДМ.


Литература



  1. Каспржак А.Г. Информационное общество и школа: Учебно-методические материалы.- Москва: РОССПЭН, 2008

  2. Лебедева Т.Н., Миндоров Н.И. Информационные технологии в обучении: Учебное пособие и лабораторный практикум.- Пермь, 2004

  3. Шафрин Ю. IBM PC.-Москва: Бином, 2002

  4. Марк Зайден Excel 2000.- Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  5. Гюнтер Штайнер Excel 2003.- Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

  6. Гюнтер Штайнер Word 2003.- Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  7. Михеева Е.В. Информационные технологии.- Москва: Академия, 2004.

.