microbik.ru
1 2 3


Методические рекомендации

по теме

«Использование ребусов и кроссвордов при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ»


Автор работы: Абашина Н.В.


Оглавление



  • Введение………………………………………………………………………. 3




  • Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике…………...... 4-15




  • Алгоритмы создания кроссвордов средствами Microsoft Office Excel, PowerPoint и других готовых программ ………………………………...…... 16-27




  • Создание кроссворда по информатике при помощи программы Decalion 1.2…………………………………………………………………….…. 28-31




  • Выводы …...........................……………………………………………….... 31




  • Литература ……………………………………………………………… 31-32




  • Приложения (программы и готовые материалы в папках «Ребусы» и «Кроссворды»)



«У ребенка есть страсть к игре,
ее надо удовлетворять.»
А.С. Макаренко

Введение


Цель работы: Изучение способов организации проверки и коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по информатике на основе использования ребусов и кроссвордов

Задачи:

  1. Систематизация данных об использовании ребусов и кроссвордов, как нетрадиционных способов проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике.

  2. Рассмотрение методов создания кроссвордов с  применением Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и готовых программ.

  3. Создание кроссворда с помощью программы Decalion 1.2.

Актуальность: Необходимое условие успешной сдачи единого государственного экзамен по информатике заключается в знании и понимании основных терминов и умении применять их при решении задач. На проверку знания терминов и ориентировано использование ребусов и кроссвордов.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, проверки знаний, которые представляют несомненный интерес и направлены:

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).


^ Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике


Рассматривая способы организации проверки и коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по информатике, хочу остановиться на таких компьютерных продуктах для проверки знаний учащихся, как: ребусы, электронные кроссворды.

На уроках информатики возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида, подобные задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить «кусочек» культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

В каждой теме курса «Информатики и ИКТ» выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Большое разнообразие видов заданий даёт возможность выявить результаты усвоения школьниками разных компонентов содержания образования, контролировать уровень овладения разными видами учебной деятельности, умения воспроизводить и творчески применять знания.

В моей работе приведены некоторые виды ребусов, кроссвордов для проверки знаний учащихся по отдельным разделам информатики. Представленные задания предназначены для разных возрастных групп школьников. Поэтому педагогу необходимо предварительно проработать их и сделать выборку для групп в зависимости от сложности вопросов. Представлен материал для нетрадиционной формы проверки знаний учащихся.

Ребус – один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал.

Ребусы — довольно интересный и популярный вид занимательных задач. Впервые они появились в XV веке во Франции, а в 1582 году здесь вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро. В XVI веке рисованные загадки проникли в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация». Постепенно ребусы усложнялись, расширялись возможности ребусного письма за счет введения различных кодовых знаков. В канву рисунка органически вплелись буквы, приобретающие порой самые причудливые очертания. Они часто оживают в ребусе - бегают, прыгают, карабкаются на предметы, громоздятся друг на друга, как акробаты.

Слово «ребус» произошло от латинского res, что значит «вещь» или «предмет». В творительном падеже множественного числа получится: по-латински — rebus, а по-русски — «вещами», «предметами».

Своими историческими корнями ребусы уходят в очень далекое прошлое, когда не существовало еще письменности как таковой, алфавитов с графическим изображением букв, и людям приходилось передавать ту или иную информацию с помощью рисунков (пиктографическое и идеографическое письмо). Если древний человек изображал на песке или на скале, например, лук со стрелой, животных, означающих названия племен, страну смерти в виде трех небес с тремя солнцами, лодку с людьми, плывущими в ее сторону, да еще глаз со струйками слез, то рассматривающему такой рисунок становилось ясно, что в данном месте разразилась война, принесшая людям много горя и лишений. Рисуночное письмо явилось первым шагом на пути к букве, к созданию современных систем письменности.

При всем своем внешнем сходстве с древним рисуночным письмом ребусы отличаются тем, что каждый изображенный в них предмет обычно очень далек от того, что имел в виду шифровщик. Если бы древний человек хотел сказать, что воины, допустим, шли по дороге, то он и нарисовал бы именно дорогу. В ребусе же вместо нее, возможно, будут изображены дом и рога, то есть предметы, никакого отношения к данному понятию не имеющие. Вот почему без знания приемов шифровки прочесть ребус не всегда просто.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

  1. Названия предметов читаются только в именительном падеже

  2. Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит

  3. Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве

  4. Если рисунок ребуса перевернуть «вверх ногами», то его надо прочитать на оборот

  5. Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры

  6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Числовые ребусы (криптарифмы) представляют собой зашифрованные буквами примеры на выполнение каких-либо арифметических действий. При этом одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы. Подобные ребусы представляют собой логико-математические задачи, в которых путем логических рассуждений и математических вычислений требуется расшифровать значение каждого символа и восстановить числовую запись. Их использование на уроках информатики позволяет учащимся развить уровень математического мышления и по-новому взглянуть на структуру простейших арифметических действий. Приведу некоторые числовые ребусы, разработанные и используемые в педагогической практике:

АН х A = ЛИЗ (34 х 3 = 102),

АН х AЛ = ОГИЯ (34 х 37 = 1258),

ЗА х Д = АЧА (42 х 6 = 252),

КТО + WHO = ЕСТЬ (327 + 697 = 1024),

^ ОДИН + ОДИН = МНОГО (6823 + 6823 = 13646),

АУДИО + ВИДЕО х 2 = МЕДИА (37561 + 26501 х 2 = 80563),

ША х Б = ЛОН (24 х 7 = 168).

На уроках информатики, а также во внеклассной работе,  ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета, подготовки к ЕГЭ и широкому применению информационных технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении самостоятельного образования.

Кроме того, использование на уроках готовых ребусов ведет к тому, что школьники с увлечением втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов по различным предметам школьного курса. Если школьникам, проявившим особый интерес к изучению отдельных направлений информатики и способным к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, предложить принять участие в разработке и тестировании данных заданий, это не только окажет стимулирующее воздействие на их творческий потенциал, но и позволит применить многие из созданных ими проектов в качестве наглядных учебных пособий, успешно внедрить практические результаты проектной работы в учебный процесс.

В соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и ИКТ задания по разделам курса информатики распределены следующим образом:



Название раздела

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимального

первичного балла за задания данного вида от максимального первичного балла

за всю работу (=40)

1

Информация и её кодирование

5

5

12,5%

2

Моделирование и компьютерный эксперимент

2

2

5%

3

Системы счисления

2

2

5%

4

Основы логики

3

3

7,5%

5

Элементы теории алгоритмов

9

12

30%

6

Архитектура компьютеров и

компьютерных сетей

2

2

5%

7

Технология обработки графической и звуковой информации

1

1

2,5%

8

Обработка числовой информации

2

2

5%

9

Технологии поиска и хранения информации

2

2

5%

10

Программирование

4

9

22,5%

Итого:

32

40

100%

Основные термины и определения не входят в кодификатор ЕГЭ, но это – фундамент для подготовки и успешной сдачи экзамена. Предлагаю подборку ребусов для проверки усвоения отдельных терминов



Наименование

1.

А. А. Дуванов. Роботландия. 2002. 24 ребуса

2.

Е.С. Самохина Ребусы по информатике

3.

11 ребусов с ответами

4.

В.В. Зайнуллина. Новые ребусы по информатике


Другим вариантом проверки знаний учащихся на уроке по той или иной теме может служить кроссворд.

Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов, крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

Из истории кроссворда

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад (для сравнения — шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны — Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика — оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.

 Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

 Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Один издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилось читателям, что они, в своих многочисленных письмах, просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган. Если появление первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков.

^ Существует несколько разновидностей кроссворда

Сканворд (скандинавский кроссворд) — это один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками.

В сетке идеального сканворда не должно быть пустых клеток. Чем плотнее сетка сканворда, тем сложнее его составлять и легче решать. Определения могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение «Царь» может быть горох, Салтан, государь и т.д.). При решении сканвордов важным качеством является интуиция. Главная изюминка сканвордов именно в том, что определения находятся в теле самого сканворда, а также разнонаправленность адресации к словам, возможность использовать в качестве загадок картинки и фото.

 ^ Японский кроссворд —  особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.

Существует два вида японских кроссвордов: черно-белые и цветные. Числа показывают, сколько слитных клеток данного цвета находятся в соответствующей колонке или строке. Группы клеток обязательно должны разделяться как минимум одной пустой (белой) клеткой. Задача разгадывающего сводится к тому, чтобы узнать, сколько именно пустых клеток разделяет группы. Хотя этот вид задачек по большому счету не является кроссвордом как таковым, словосочетание «японский кроссворд» прижилось.

 ^ Венгерский кроссворд, или филворд. При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать. Это очень похоже на английский кроссворд, но есть два принципиальных отличия — слова обычно изгибаются как змеи, а каждая буква не может принадлежать двум или большему количеству слов. В венгерском кроссворде нет заштрихованных клеток, а все буквы уже приведены. Необходимо отыскать слова, к которым даются определения; слова могут ломаться в любом направлении по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток остаться не должно.

 Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления, но неудобных для разгадывания. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.

Правила. Цепочка слов строится методом стыкования, где последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. Этот стык и нумеруется. В чайнворд вводятся только имена существительные в единственном числе. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. Иногда цепочку слов изгибают для придания сетке причудливой формы.

В линейных кроссвордах слова могут перекрываться не только одной, но и двумя или тремя буквами, поэтому их длина указывается скобкой, в которой дается определение слова.

«Гибрид» чайнворда и кроссворда называется кроссчайнвордом. Основное его отличие от чайнворда в том, что допускается возможность самопересечения чайнвордной цепочки.

^ Кейворд (ключворд) — буквы в кейворде заменены числами; одинаковым буквам соотвествуют одинаковые числа, разным буквам — разные. Необходимо определить это соотвествие и получить сетку с согласовывающимися между собой словами. В качестве подсказки может быть открыто какое-то слово либо буквы.

Кейворд — популярная за рубежом разновидность кроссворда — лингвистической задачи. В каждую клетку кроссворда внесено число, заменяющее букву. Одним и тем же буквам соответствуют одни и те же числа. Иногда к кроссворду прилагается табличка с цифрами, для вписывания уже отгаданных букв. Буквы или слова-ключи даются в табличке либо в самом кроссворде.

Челнок — клеточное поле с вынесенными за его пределы указательными стрелками. Значения слов, как по горизонтали, так и по вертикали даются последовательно, а сетка заполняется в соответствии с направлениями стрелок. Разделительных перегородок или клеток в сетке нет, слова на следующую строку или столбец не переносятся. Для подсказок в скобках может даваться количество букв в слове-ответе. Также важным отличием является то, что последняя буква слова не является первой буквой следующего.

 ^ Диворд (дуаль) — поле диворда представляет собой обыкновенную кроссвордную сетку, каждая клетка которой уже содержит два варианта буквы, которые могут в ней стоять. Задача игрока — выбрать из двух предложенных вариантов буквы одну так, чтобы сетка оказалась заполнена значащими пересекающимися словами (как в кроссворде). Иногда в диворд изначально вписывается готовое слово-ключ.

 ^ Американский (крисс-кросс) — рядом с сеткой кроссворда находятся слова, которые нужно вписать в сетку, иногда дается подсказка — в сетку уже вписаны некоторые слова или буквы.

^ Эстонский кроссворд — слова в этом кроссворде разделены не блоками, а утолщенными сторонами клеток, в которых расположены буквы. Данные кроссворды выглядят очень плотными.

 Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, учащихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.

Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:

  1. кроссворд – загадка,

  2. чайнворд или лабиринт,

  3. кроссворд – «лесенка»,

  4. кроссворд – пирамида,

  5. кроссворд – «спрятанное название» или головоломка,

  6. кроссворд – «уголок».

1. Кроссворд - загадка «соединенные слова». Для их решения необходимо определить, какие два слова «спрятались» в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго.

^ 2. Чайнворд или «лабиринт»

Основное правило при его заполнении - последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова



^ 3. Кроссворд – «лесенка»

Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.



^ 4. Кроссворд - пирамида.



5. Кроссворд «спрятанное название» или головоломка.

Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.



^ 6. Кроссворд – «уголок»



Все приведенные виды кроссвордов можно выполнить самому учителю, ориентируясь на приведенные образцы, можно составить свои варианты заданий, адресованные конкретному классу и по необходимой теме.

Кроссворд используется как один из вариантов тестовых заданий. Он служит хорошим наглядным и дидактическим материалом.

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Дидактические кроссворды позволяют быстро, эффективно и в игровой форме закрепить изученный школьниками материал и проконтролировать его усвоение. Поэтому они всё чаще применяются учителями-предметниками в образовательной практике. Однако кроссворды в учебниках и цифровых образовательных ресурсах встречаются очень редко, а если имеются, то не всегда удовлетворяют педагога и ученика. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости создания учителями авторских учебных кроссвордов.

Работу по созданию кроссвордов можно организовать индивидуально, по парам, группам.

Работа по созданию кроссвордов развивает учеников и стимулирует их интерес к предмету изучения.

Чаще всего, кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. Разгадываемые слова носят специфический характер нашего предмета. С помощью такого метода преподаватель может проверить и установить уровень словарного запаса ученика, в котором появились новые термины, полученные в процессе обучения. Также такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то ему дается шанс угадать его. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности.

Таким образом, использование предложенного метода позволяет:

- снять напряжение во время контроля и создать эмоциональное игровое состояние;

- угадать забытое слово при знании остальных;

- сократить время на запись ответа;

- уменьшить трудоемкость проверки.

Решающих кроссворды можно разделить на две категории. Одним нравятся задания с редкими, новыми для них словами; они считают, что кроссворд должен быть прежде всего познавательным и готовы перерыть десятки книг, справочников, энциклопедических словарей, чтобы найти ответы. Для них кроссворд тем интереснее, чем больше нового они узнают. Другие (их гораздо больше, чем первых) любят задания, выполняемые по памяти; они считают, и не без основания, что в силу своей специфики кроссворд не предназначен для получения новых системных знаний (это делается с помощью учебной и научно-популярной литературы); поэтому кроссворд принципиально не должен «спрашивать» о том, что не было известно ранее. По мнению второй группы, главная функция этой игры — дать возможность вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект. Такой подход правомерен именно по отношению к учебным кроссвордам. Исходя из этого, можно определить процедуру оценки сложности кроссворда. Она выглядит так.

Группа из 10-12 учащихся-эрудитов выполняет задание, причем исключительно по памяти, без помощи справочной литературы; затем подсчитывается среднее для группы число отгаданных слов. Отношение этого числа к общему числу слов кроссворда принимается за коэффициент сложности. Он позволяет сравнивать трудность кроссвордов, служит инструментом для более обоснованного и объективного их отбора.

Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.

Считается, что решение кроссвордов эффективно после изучения очередной темы и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года (используются кроссворды того типа, которые в наибольшей степени способствуют воспроизведению нужных учителю сведений). Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Предъявляя ученикам учебный кроссворд, нужно иметь в виду следующее. При его решении учитель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и исторического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий:

1) заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка, требования школьной программы (если ученики не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины);

2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);

3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа;

5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися (это существенно активизирует познавательную деятельность);

6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.

Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов, т.е. у кого коэффициент усвоения максимальный); некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».

Сама учительская (и ученическая) практика подсказывает дополнительные варианты использования кроссвордов в учебных целях. Это и "смешанное" решение кроссворда, при котором сначала учащийся (учащиеся) решают кроссвордные задания без использования дополнительной литературы, а затем привлекают все возможные источники информации. Обучающий эффект привносится и при многократном решении одного и того же кроссворда (или кроссвордного задания). Эффективно и пропедевтическое использование кроссвордов, а также их "сопровождающая" тему роль. При этом учитель может устанавливать определенные промежуточные правила: к примеру, группы учащихся должны представлять свою работу в процессе решения, после отгадывания 4 (5 или 6) слов. Если слова отгаданы (и записаны) верно, то группа "бесплатно" получает одну подсказку. Такой подход позволяет постоянно фиксировать правильность выполнения заданий и поддерживать соревновательный эффект. Ограничителем при этом может быть определенное заранее время для подобной работы.



следующая страница >>