microbik.ru
1

Методическое письмо по вопросам обучения информатике

в начальной школе


В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, и начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

1. Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 уч. года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во 2–4 классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

2. ^ Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

^ Задачи обучения информатике в начальной школе:

– познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

– дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства,

3. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

^ Основы понятия информатики.

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека до преобразования информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

^ Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

^ Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

4. Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В.Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

• по курсу информатики автора А. В. Горячева – учебники-тетради №№1–4. Во 2-ом классе используется учебник-тетрадь №2. Учебник-тетрадь №1 может использоваться по желанию учителя в 1 классе на дополнительных занятиях.

• по курсу информатики автора А. Л. Семенова – новый комплект рабочих тетрадей для 2, 3 и 4 класса.

5. Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

6. ^ Формы организации обучения информатике в начальной школе. Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

^ 1 вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках I урока в интеграции с предметами.

Совместное обучение информатике с такими предметами как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков, Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).

^ 2 вариант. Организации компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы. В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3–7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого варианта с использованием 15 минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронные средств обучения, рекомендованных для начального обучения. Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как «электронная» доска.

^ 3 вариант. Урок информатики с делением на группы, в кабинете информатики школы, в рамках 1 урока.

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для 1 группы и компьютерная часть урока для 2 группы соответственно, и наоборот.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал «Информатика и образование» №№ 4, 5, 7, 10 – «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» Роберт КВ. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. СанПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1–2 мин).

7. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения.

Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.

• Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом

• клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы

• Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы

• Компьютерные лабиринты для управления объектом

• Компьютерные мозаики

• Логические игры на компьютере

• Компьютерные энциклопедии, путешествия

• Компьютерные топологические схемы (района, метро)

• Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обсуждением

• Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды

• Компьютерные синтезаторы звука

• Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках

• компьютерные среды управления исполнителем.