microbik.ru
1

Метод проектов, как способ организации индивидуального образования учащихся.


Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.

Педагогическое обоснование метода проектов – учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпа работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося. До настоящего времени я метод проектов достаточно широко применяла в индивидуальной работе с отдельными учащимися во внеурочное время. В этом году я сделала попытку использовать проект для работы на уроке, сделать его долгосрочным.


При разработке курса информатики в 8 классе мною была предпринята попытка решить некоторую, сравнительно большую, задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со сбора информации, через её анализ и заканчивая оформлением результата. Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать клумбу на пришкольном участке. Теоретические исследования сопровождаются конкретной работой, то есть созданием клумбы.

Актуальность проблемы очевидна — желание видеть школу красивой.

Практичное решение задачи заключается в создании яркой, красивой клумбы, но с минимальными финансовыми затратами и с учетом уже проделанных работ.

Ребятам предлагалось выполнить четыре проекта:

  • Реферат о растениях, используемых в дизайне клумб;

  • Придумать клумбу, нарисовать её план и схему;

  • Составить презентацию для защиты своего проекта.

Выполнение данных пректов предполагало использование информационных технологий. Знакомство с тем, как можно быстрее и грамотнее решить стоящую задачу с привлечением ресурсов Интернета и компьютерных программных средств. Эти навыки пригодятся ребятам в будущей профессиональной деятельности – ведь сегодня сложно представить себе компанию, работающую без использования компьютеров и Интернета. Важно было показать учащимся, что информационные технологии – это универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Сейчас компьютер – один из атрибутов жизни. Важный атрибут, но не самый главный. Главное – это умение человека думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их ( как самостоятельно, так и сообща).

Первый проект: Написание реферата «Дизайн цветочных клумб».

За период обучения в школе каждый ученик пишет ряд различных научных работ. Культура владения приёмами творческой переработки информации является важной составляющей учебного труда. Для начала ребята ознакомились с материалами по дизайну клумб. На основании этих материалов были сделаны рефераты. Для этого мы очень подробно разбирали требования, которые предъявляются к рефератам, учились правильно составлять оглавление, списки используемой литературы. В рефератах ребята широко использовали иллюстрации, учились правильно их располагать в тексте, чтобы сделать реферат визуально привлекательным. Одним из требований было структурировать информацию в виде таблицы.

Следующим шагом было придумать саму клумбу и представить её план в виде растрового рисунка и схему своей клумбы в виде векторного рисунка. Для создания такого плана ребята учились копировать, поворачивать, отражать и выполнять различные операции с фрагментами рисунков.

Весь созданный материал учащиеся использовали в мультимедийной презентации при защите своего проекта.

И завершающий этап – создание клумбы.

Представленную систему занятий можно отнести к одному из средств, обеспечивающих возможность педагогу сместить акцент целей для учеников с содержания на деятельность.

Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ребенок действительно начинает учиться, то есть учить самого себя.

Такая позиция – не импульсивное, случайное «озарение» ребенка, а результат длительной систематической его работы над собой в специально созданных условиях образовательной среды, в которой он может быть инициативным, творческим и самостоятельным деятелем, развивая при этом свою индивидуальность.