microbik.ru
1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЕИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РГОУ «ЯДРИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ»


РАННЯЯ

ИСТОРИЯ ГОРОДА ЯДРИНА


ВЫПОЛНИЛА:

ученица 6 «Б» класса

Савельева Анастасия

РУКОВОДИТЕЛЬ:

учитель истории

Семёнова Е. Ю.


г. Ядрин-2005


ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ стр

Глава 1.Чувашские поселения на месте древнего Ядрина стр

Глава 2. Основание города Ядрина стр

Глава 3.Из истории гербов города Ядрина стр


Заключение стр

Список литературы стр


Введение.


Современный Ядрин – один из развитых в промышленном отношении районных центров Чувашии. Он активно развивается. По итогам развития сельского хозяйства 2004 года Ядринский район занял первое место и был награжден большой денежной премией.

Целью этой работы было изучение истории возникновения г. Ядрина и были поставлены следующие задачи:

  1. Что было на месте нынешнего Ядрина, какие народы проживали в этой местности?

  2. С какою целью и почему именно на этом месте возник город Ядрин и кто были его первые поселенцы.

Методы работы:

  1. Изучение архивных документов

  2. Изучение периодической печати

  3. Изучение литографических изданий

  4. Изучение компьютерных данных районной базы

  5. Поиск и изучение Интернет сайтов по тематике

  6. Опрос очевидцев, личностей





глава 1

Конец формы


Чувашские поселения на месте древнего Ядрина.

В XIV в. продвинулись к Суре с запада русские, а с востока - чуваши. Русские вытеснили коренное население - мордву (эрзя) с левобережья Суры, а чуваши, преобладая численно, ассимилировали последних. В 1372 нижегородский князь поставил город Курмыш на Суре и подарил своему Благовещенскому монастырю землю от речки Урги до Волги. «Это был район, богатый природными дарами и в те времена мало заселенный, - писал академик М.Н.Тихомиров. - Земли, годной для распашки, было много, но не она привлекала к себе русских князей, бояр и церковников, которых князья (нижегородские. -Авт.) наделяли обширными землями и всякого рода угодьями. Предметом их (русских феодалов. - Авт.) вожделений были рыбные ловли в проточных и непроточных озерах, впадающие в них речки, бобровые гоны и стрежень, то есть, основное русло реки Суры вплоть до Волги».
Освоение этого края русскими усилилось после основания города Васильсурска в 1523 г. и ускорилось после покорения Казанского ханства в 1552 г. Нижняя Сура, как и вся территория Чувашии, стала владением русского государства. Возникновение города Ядрина связано с намерением Русского государства управлять вновь присоединенными землями.
В свою очередь чуваши и марийцы, населявшие в основном правый берег Суры, стремились закрепиться и на мало населенном левом берегу и имели на той стороне ряд поселений. Одно из них выселок деревни Етерне (нынешнего Ядрино) стояло на том месте, где находится теперь Ядрин.
О происхождении названия существуют как русские, так и чувашские предания. Русскому человеку проще было объяснить, что название города произошло от слова "ядро". Якобы Иван Грозный, идя походом на Казань, отливал ядра на берегу Суры. Поверив в такую версию, 18 октября 1781 г. императрица Екатерина II утвердила представленный Сенатом доклад о гербах городов Казанского наместничества. В частности, герб Ядрина получил такое описание: помимо сохранения основных элементов герба губернского города, «треугольного пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собою имя сего города». На основе названного факта и соответствующей легенды прочно закрепилась такая версия о названии Ядрина: «На месте города лились ядра во время последнего похода Грозного на Казань, в память чего и на гербе города изображены треугольной пирамидой сложенные чугунные ядра в красном поле».
Однако такая легенда не имеет исторического подтверждения, так как в 1552 г. войско Ивана IV переправилось через Суру совсем в другом месте, в районе Алатыря, и по местности, где расположен ныне Ядрин, совсем не проходило. Ни в одном историческом документе не упоминается о нахождении в Ядрине литейного заведения (артиллерийского склада). Тем самым символ старого герба был выдумкой чиновников.
Эта версия отвергнута была еще до революции. В 1916 г. в апрельском номере журнала «Русская старина» вышла работа Н.Сутырина «По родной земле (Предания и легенды глухих уездов)», где автор легенду о Ядрине позаимствовал из рукописи «Летопись Троицкой церкви». Как в рукописи, так и в публикации Сутырина говорится следующее:
«Город Ядрин получил название не от литья в нем ядер пушечных, ибо тут негде брать материалу для этого, да и о литейном заводе не сохранилось ни следа, ни предания; а говорят, что в старину жили на месте сем черемисы, чуваши, а после них татары. Из черемис был богач Чебак. А из чуваш жил богач же Ядрый. От Чебака близ города Ядрина горка получила название Чебаковой, а город сам, де, название получил от Ядрыя. Болото, и теперь существующее в городе, называется Татарским от живших около него татар.
Когда русские вытеснили инородцев за Суру, то Ядрый-чувашенин поселился уже в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в Козьмодемьянск, и это место слывет доныне село Ядрино. А почему герб ядринский изображает кучкою ядер, не известно.
Город же в старину писался Ядрын, а не Ядрин. Чебак поселился около Ядрыя за Сурою, там и теперь слывет это место деревнею Чебаковой». «Впрочем, истинно ли это определение, не ручаюсь», - дополнил от себя летописец.
В книге «Чувашские исторические предания» (часть вторая) доктор исторических наук В.Д.Димитриев упоминает другое предание. В старину царскую грамоту на право основания уездного города оспаривали трое чувашских старейшин: Тогачь, Сарплат и Азамат (основатели разных деревень) Грамота досталась Тогачу. Но ночью на его дом напал чуваш по имени Етерне из деревни Ядрино и овладел грамотой. Он и основал город Ядрин.
Между прочим, Етерне - не единственное название населенных пунктов в мире. В современной Турции, в европейской ее части, на северо-западе, вблизи границ с Грецией и Болгарией, есть город Эдирне. Основали его греки, до прихода в эти края турок он назывался Адрианополем, но затем турки - завоеватели изменили это название на свой лад. Город на Суре Етерне и турецкий Эдирне между собой никаких связей даже по филологической линии не имеют.
Етерне - чувашское литературное название нынешнего города Ядрин. На местном диалекте, бытующем в селе Ядрино и окрестных деревнях, город издревле именуется как «Ядрна». В том, что он назван именем язычника - чуваша, вернее, по названию прежнего селения, нет никакого сомнения. «Ядрин» - русская передача этого имени. Мог существовать основатель поселения по имени Ядрый. Бытование ранее ряда похожих языческих чувашских имен зафиксировал в прошлом веке В.К.Магницкий: в составленном им списке значится «Ядар», «Ядер», «Ядияр». В Ядринском уезде еще в начале нынешнего века в простонародье существовали имена «Ядерин», «Ядарин» (как родовое отличие и как искаженное русское слово). Поэтому В.А. Прохорова в статье «Почему город – Ядрин», отклоняя версию о литье ядер, утверждает, что в «возможности бытования имени, от которого мог образоваться топоним Ядрин, можно не сомневаться». При этом она приводит вариации возможного видоизменения и закрепления названия города: Ядрна - Ядрн - Ядрын - Ядрин.
Происхождение названия Ядрина от Чувашского слова подтверждается исторически, документально. Задолго до основания города существовала Ядринская волость, входившая в состав Чебоксарского уезда. Отдельные документы опубликованы. Так, в грамоте царя Федора Ивановича Нижегородскому воеводе от 31 марта 1588 г. названы Ядринская и Сугутская волости Чебоксарского уезда. В ней излагается суть жалобы на то, что жители названных волостей - чуваши и мордва - на территории вотчины нижегородского Благовещенского монастыря от реки Урги вниз по левобережью Суры обрабатывают монастырскую пашню. Косят сено, в «леса бортные ходят». В других документах конца XVI в. названы некоторые чуваши и мордва-эрзя, ведшие сельское хозяйство и промышлявшие сбором дикого меда, ловлей бобров или собиравшие иное «добро» Пабыка Китов, Айдар, Алдеяр Агичев, Адар (Айдар) Юнин, Тотай Чорачиков, Бекяй (Бинай) Аксарин «стоварыщи» (т.е. со своими людьми).
Трения и тяжбы, начавшиеся в 90-х гг. XVI века между нижегородским Благовещенским монастырем и «черемисами (под одним названиям упоминались чуваши и марийцы) во главе с Алдеяром Агичевым, продолжались более четверти века и оставили ценные факты о том, кому принадлежала ранее эта земля и когда построен этот город. В ходе судебного разбирательства в Приказе Казанского дворца, проходившего с 22 февраля 1621г. по 3 апреля 1622 г., было установлено, что «...у черемисы у Алдеяра Агичева с товарыщи под город земля взята, и Ядрин город поставлен на их черемисской земле, и сотник, и стрельцы пашню устроены их же землею». Истец от чувашей Акилда Ахташев 26 марта 1621 г. подтверждал, что «владеют они той землею и бортами (местами медосборов. - Авт.) тридцать лет 3 годом по государеве грамоте... А дана им та земля (оспариваемая монастырем. - Авт.) в то место, что на их земле поставили новый Ядрин город».
Анализируя данный документ, исследователь истории городов Чувашии, в том числе Ядрина, профессор В.Д.Димитриев сделал следующие выводы: город Ядрин построен на земле чувашских крестьян; на их земле же размещены стрельцы во главе с сотником - первые жители города; в 1621 г. исполнился 31 год со дня постройки города, то есть он возник в 1590 г.
В упомянутой «Летописи Троицкой церкви» есть и другое предание о достопримечательностях старого Ядрина: «Есть еще предание о Мартыновой горе и о Сергиевском озере у города Ядрина. Говорят, что эти два урочища получили название себе от следующего происшествия. Двое из чуваш (в старину), были взяты в Москву и там обучены грамоте. Крещены оба: один с именем Мартына, а другой - с именем Сергия. Их послали опять в город Ядрин научать вере своих собратиев (т.е. чувашей. - Авт.) И как эти два миссионера сильно настаивали на своем (принять христианскую веру), то некресть (т.е. чуваши. - Авт.) Мартына убили на горе, а Сергия утопили в озере. Отчего получили, де, гора имя Мартыновой или «Мартышка», а озеро - имя Сергиевского, издавна доныне так зовомого.
В верстах восьми от города есть Фомин овраг. Говорят, что прежде жили тут татары. Место было лесное. Когда и татар из этого места вытеснили, то они и колодец в этом овраге весь загромоздили и ушли. После татар тут поселился пахотный солдат Фома и открыл в овраге поташный заводец. Почему овраг сей и доселе слывет Фоминым».
Здесь тоже есть ключ к пониманию прошлого Ядрина. Скажем, что обозначало не столь в давнем прошлом наличие в городе «мартышечного стада»? Помимо него имелось и другое стадо. Оказывается, «мартышечное» паслось на Мартыновой горке.
И озеро, которое с чьей-то нелегкой руки уже в советское время было переименовано в Сергач, раньше называлось Сергиевским. В войну, когда строили деревянный мост через Суру, через озеро проложили высокую земляную дамбу. Почти исчезло теперь соседнее продолговатое и узкое озеро со странным названием Бакалда.
Не забылись, не ушли в небытие предания старины глубокой. Сохранили для потомков частицы истории давних, седых времен.
Выяснился и другой интересный факт: в пору возникновения Ядрина, оказывается, еще не было той дуги Суры около него, она текла напрямую вдоль высокого правого берега. Это место потом заилилось. Три века назад от города на восток тянулись луга. Как видно из письма ядринских купцов 1767 г. императрице Екатерине II, «река Сура, оторвав [от города] оные луга, течение свое близ здешнего города восприняла... луга остались по другую сторону реки Сура - к нагорной стороне».
Потом, по-видимому, произошел огромный оползень, перекрыло русло, и полноводная река изменила свой путь. Образовавшемуся тут оврагу чуваши дали название Нуша вар (буквально «Овраг беды, несчастья). Ныне он именуется «Нажаваром».
Шаловлива была в иные времена Сура-матушка. Тому свидетельство - множество стариц выше и ниже Ядрина - озера, которые, к сожалению, вместе с лугами ушли под Чебоксарское водохранилище. Пожалуй, им тоже жить только в преданиях.


^ ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ЯДРИНА




Ядрину приписывали разные годы основания или первого упоминания о нем в летописях. Чаще всего в источниках встречался 1584 год, который был взят предположительно, так как документов, его подтверждающих, не было. В вышедшей в 1961 г. книге «Акты феодального землевладения и хозяйства» помещены документы, проливающие свет на образование города Ядрина. Выяснилось, что он возник в 1590 г. как город-крепость. Сооружение Ядринской крепости было делом продуманным и тщательно подготовленным, потому что завоеванные земли Казанского ханства и южные степи от Урала до Крыма оставались беспокойными и орды кочевников кочевников могли прорваться на Русь как с юга, так и с востока. Например, кочевникам хорошо был знаком путь по левобережью Суры через Курмыш на Нижний Новгород. Чтобы укрепить положение курмышан, необходимо было возводить поблизости еще один военно-сторожевой пункт. И в конце 80-х годов 16 века была выбрана местность в левобережье на обрабатываемой земле чувашских крестьян Ядринской волости Чебоксарского уезда. Так что слово «Ядрин» в документах закрепилось на десятки летр аньше рождения города. В конце 1598 года царь Федор Иванович вызвал в Москву свияжского воеводу князя Андрея Петровича Куракина. Ему сообщили о новом назначении: поручается сооружение крепости ниже Курмыша по Суре. Ему дали полторы сотни стрельцов во главе с сотником и несколько детей боярских (мелких помещиков) и других «разных чинов людей». С такой свитой Куракин прибыл в Курмыш и до весны занимался заготовкой дубовых бревен: десятиаршинных с заостренным концом - для забивки частокола крепости, а простых – для срубов под башни. Весной 1590 года стрельцы и другие служилые люди воеводы погрузили подготовленные бревна на плоты и спустились по Суре на место назначения. Незваных гостей встретила лишь небольшая группа аборигенов. Пользуясь весенним половодьем, русские без особых трудностей выкатили бревна на берег, где находилась хорошо обработанная пашня Чувашских крестьян. Здесь были прекрасные места для рыбной ловли, с востока и юга крепость будет защищена высоким крутым берегом. Под руководством бывалых плотников стрельцы работали споро и к концу 1590 года отсекли дубовым частоколом часть пашни. Стены острога, названного по аналогии с находившейся неподалеку деревенькой чувашей «Ядрином», выглядели внушительно: в землю были вбиты 6-метровые дубовые бревна и прикреплены между собой. Их пролеты были укреплены 14 башнями. Одна из них , сторожевая , выделялась своим внушительным видом, т.к. была шестиугольной и выше (17-метровая). Она называлась Орлиной, и здесь находился основной пост крепостной стражи. Отсюда просматривалась вся ближайшая округа. Хотя полное обустройство крепости в течении лета не завершилось – оно продолжалось и потом, завершение строительства воеводской канцелярии и «Государева двора» позволило уже в 1590 г. записать в разных государственных актах о начале функционирования военно-сторожевого поста Ядрин на Суре между городами Курмыш и Васильсурск. Его объявили новым уездным городом, прикрепив к нему редкие чувашские и мордовские селения.В 1781 г. при образовании Казанского наместничества как его уездный город Ядрин получил герб. В верхней части щита — герб Казани «во означение того, что город принадлежит к Казанскому наместничеству». В нижней части «треугольною пирамидою сложенныя пушечныя чугунныя ядра в красном поле, означающая собою имя сего города».Существует предположение, что название города произошло якобы от того, что здесь для артиллерии Ивана IV лили ядра. В то же время документов, подтверждающих это, не обнаружено. В действитель­ности же название города произошло от чувашского селения Ядрино и Ядринской волости, существовавших задолго до основания города. Селение, как гласит предание, названо по имени богатого чуваша Ядрыя. С основанием крепости чуваши вынуждены были поселиться «в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в город Козьмодемьянск, и это место слывет доныне как село Ядрино» В 1795 г. по числу жителей Ядрин был третий город в границах современной Чувашии. В нем проживал 1431 житель, что составляло 15% всего городского населения. Ядрин был преимущественно мещанским, доля мещан составляла 43% населения, 28% приходилось на долю купцов. Кроме них были государственные крестьяне, военные и отставные, что свидетельствовало о недавнем военном прошлом города"Промышленность в городе не получила развития. Товары первой не­обходимости производили ремесленники, они же занимались бытовым обслуживанием горожан (слесари, плотники, бронники, скорняки, столяры, котельники и т. д.). В Ядрине. было три кузницы. Население, используя плодородную землю, выращивало овощи. Город был преи­мущественно деревянным. Выделялись Преображенский собор, построенный в 1735 г.. Казанская (1747 г.), Воздвиженская (1717 г.), при­ходская Алексеевская (под колокольней, 1753 г.). Троицкая (1785 г.) церкви. С 1791 г. существовало Народное училище, которое содержа­лось городским обществом. Торг в городе бывал по субботам, съезжались крестьяне из разных мест «со всяким хлебом, хмелем, пухом». Из других губерний по Суре привозили телеги, колеса, бочки, кадки, ведра, горшки, деготь и т. д. Привозилось много сельскохозяйственной продукции. Из ближайших городов в разные времена года привозили мед, воск, соленую рыбу, икру и прочие продукты. В городе были соляные амбары, питейные дома, винные магазины, харчевня, 15 лавок. В 1882 г. числилось 2567 жителей, в том числе 2038 мещан, 118 дворян, 39 купцов. В городе было 4 каменные церкви, всего 423 дома (7 каменных), 41 лавка (1 каменная). Имелись мужское училище, женская школа, больница, аптека, 36 лавок на базарной площади, водяная мельница. Значительная часть крестьян занималась хлебо­пашеством, арендуя городские земли. Ремеслом занимались немногие. Промышленность была представлена одним водочным заводом и 16-ю кирпичными. Была рыбная ловля. Несмотря на свое положение на судоходной Суре, город не играл значительной роли в торговле и слу­жил лишь местом складирования сельскохозяйственных продуктов. Местное купечество вело торговлю хлебом. С пристани отправлялось до 35—40 тыс. пудов, в зависимости от урожая. С 16 сентября по 1 октября была ярмарка. На нее привозили преимущественно шерстя ные, шелковые, хлопчатобумажные ткани. Базары бывали по субботам, торговали только сельскохозяйственной продукцией. По Суре сплавляли весной хлеб, сало, спирт, лес к Васильсурской пристани. В окрестных поселениях занимались выращиванием хмеля. Во многих местах уезда имелись месторождения железного колчедана, который добывался в количестве до 10 тыс. пудов в год и отправлялся на химические заводы Костромской губернии.

До революции Ядрин был больше похож на село, чем на город, не представлял из себя ничего примечательного. В 1897 г. в нем проживало 2470 жителей.



^

Глава 3 ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА Г. ЯДРИНА




Герб города Ядрина утвержден 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.

В верхней половине щита герб Казанский, в нижней части "треугольною пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собою имя сего города".




В 1859 году для Ядрина составлен проект нового герба:

В червленом поле 3 золотые византийские монеты, 2 и 1.

Щит вероятно окружали золотые колосья.

Использованы материалы геральдического архива В.Маркова (г.Санкт-Петербург)



28 июня 1989 года Ядринский горсовет народных депутатов утвердил новую версию городского герба. Автор проекта - В.Н.Разумов.

В нижней части щита остались черные ядра на красном поле (как и на историческом гербе), но в верхней части щита вместо герба Казани был добавлен чувашский орнамент. В центре орнамента дата основания города - "1560"





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы и предположения:

  1. Город Ядрин возник не на пустом месте, здесь проживало коренное население мордва, которых с левобережья Суры вытеснили русские и чуваши.

  2. Хочу отметить историю своего села Ядрино и соседнего села Чебаково.

Согласно преданиям, из черемис (мордва) был богач Чебак, а из чуваш богач Ядрый. Когда русские вытеснили иногородцев за Суру на правый берег, чуваш Ядрый поселился в 25 верстах от того места, где находится нынешний город. Это место именуется как село Ядрино, а мордвин Чебак около Ядрый, там теперь Чебаково, расстояние между селами около 7 км.

  1. Город Ядрин был основан как военно-сторожевой острог для защиты Руси от кочевников с юга и востока. Кочевникам был знаком путь по левобережью Суры через Курмыш на Нижний Новгород. Облюбовали эту местность из-за географического положения на обрабатываемой земле чувашских крестьян Ядринской волости Чебоксарского уезда. С востока и юга острог был защищен высоким крутым берегом Суры, на западе на всю ширь тянулись леса.Основали острог стрельцы под руководством воеводы Куракина в течении весны –лета 1590 года, и острог был назван по аналогии с находившейся поблизости чувашской деревней Ядрином.



Список литературы.


1. Изоркин А. В. Ядрин. Исторический очерк. Чебоксары,-2003, издательство «Калем»,стр. 232. +фотовкладыш 24стр.


2. http://www.hrono.ru/heraldium/index.htm

  1. http://www.yadrinliber.narod.ru