microbik.ru
1


  • Молодежные

  • субкультуры


Теория субкультур

  • Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и прочее. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии



В социально-психологическом плане субкультура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью.

  • В социально-психологическом плане субкультура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью.



Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

  • Вызов обществу, протест.

  • Вызов семье, непонимание в семье.

  • Нежелание быть как все.

  • Желание утвердится в новой среде.

  • Привлечь к себе внимание.

  • Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

  • Копирование западных структур, течений, культуры.

  • Религиозные идейные убеждения.

  • Дань моде.

  • Отсутствие цели в жизни.

  • Влияние криминальных структур, хулиганство.

  • Возрастные увлечения.





Молодежная идеологическая субкультура

  • Молодежная идеологическая субкультура

  • К данной субкультуре можно отнести субкультуры "эмо", "готов", "хиппи", "рокеров", "скинхедов", "панков", "пацифистов" и т.д. Представители данных субкультур имеют особый взгляд на существующую реальность и пропагандируют свои, отличные от общепринятых ценностей, зачастую подобные группы называют движениями андеграунда и сравнивают с представителями контркультур.



ЕМО

  • ЕМО



Худые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, особенно мило это смотрится в сочетании с пухлыми губками и большими наивными глазками. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с hello kitty или powergirls. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - это такие большие дырки (в среднем 12-16 мм), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые эмо-киды носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые). Эмо-киды часто являются стрейтэйджерами. StraightEdge («четкая черта)» - движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. Скажи «НЕТ!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям. Если вы видите в интернете ник, с «Х» в начале, середине или конце (xemo-kid_x_BrokenHeart), то знайте, что крестики здесь не для красоты, они обозначают, что человек с таким ником принадлежит к стрейтэйджерам.

  • Худые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, особенно мило это смотрится в сочетании с пухлыми губками и большими наивными глазками. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с hello kitty или powergirls. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - это такие большие дырки (в среднем 12-16 мм), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые эмо-киды носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые). Эмо-киды часто являются стрейтэйджерами. StraightEdge («четкая черта)» - движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. Скажи «НЕТ!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям. Если вы видите в интернете ник, с «Х» в начале, середине или конце (xemo-kid_x_BrokenHeart), то знайте, что крестики здесь не для красоты, они обозначают, что человек с таким ником принадлежит к стрейтэйджерам.





ПАНКИ



Происхождение термина «панк» не вполне ясно: обычно считается, что он происходит от англ. «punk» — никчемный, гнилой, на американском сленге — плохой; можно добавить, что в XVI-XVII вв. так называли людей «дна».

  • Панк-культура создавалась как движение протестного типа, с ярко выраженной направленностью против господствующей культуры, против массового суррогата. Таким образом, Панк являлся и является контркультурой. Шокирующий имидж: экзотические прически, раскрашенные в разные цвета волосы и лица, собачьи ошейники и цепочки от унитазов на шеях, булавки (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши) и другие мелкие металлические предметы, носимые как серьги, стоптанные башмаки, либо высокие армейские ботинки, разодранные в клочья джинсы. Мироощущение панков охарактеризовал Э. Берджесс: «Я дешевка, я отвратителен и отвергнут обществом, но, черт возьми, я горжусь всем этим».





ГОТЫ



ГОТЫ близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-ирокезы, но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на черный гуталин. Главное отличие гота от обычного

  • ГОТЫ близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-ирокезы, но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на черный гуталин. Главное отличие гота от обычного

  • человека – это особенные «готические»

  • жизненные принципы,

  • которые для непосвященного могут

  • показаться безобразными. Один из таких принципов,

  • «carpe diem», гласит что сегодняшний день

  • может быть последним в жизни, поэтому прожить его

  • нужно соответственно. Но вместо того чтобы в

  • полную силу наслаждаться позитивными эмоциями,

  • готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и

  • душевной боли. Готическое искусство, будь то рисунки,

  • музыка, книги или что-то еще, должно обладать

  • одной единственной характеристикой – атмосферой,

  • соответствующей стилю «темной романтики».



Наиболее типичный внешний вид у кибер-готов это:

  • Наиболее типичный внешний вид у кибер-готов это:

  • Фетиш-обувь — блестящие высокие сапоги или высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков;

  • Блестящие (светоотражающие) облегающие черные или фольговые виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические жилетки на молнии, виниловые плащи, как в фильме Матрица;

  • У девушек виниловые мини-юбки и поперечно-полосатые (черно-белые) колготки и нарукавники. Топы-бюстье с открытым животом и спиной;

  • Выбритые виски, разноцветные волосы «кислотных» цветов (зеленый, синий, красный, фиолетовый).

  • В собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов);

  • Газосварочные очки (goggles);

  • Пирсинг;

  • Обилие хай-тековской атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электро-технической символикой, наколенники и щитки, как у роботов, провода, датчики, разъемы, розетки;

  • Черные ошейники, напульсники и подвязки;

  • Агрессивный контрастный макияж: подведенные черным глаза и черные ногти.



Риветхеды В некоторых источниках утверждается, что риветхеды являются неким подобием кибер-готов. Рассвет этих движений приходится примерно на одно и то же время. Но все таки это разные определения. Риветы являются более агрессивной субкультурой в отличие от готов, как во внешнем, так и во внутреннем плане. У риветхедов в одежде преобладают: милитари стиль, плащи. У киберготов в моде: латекс, различная клубная атрибутика, микросхемы, готический грим, обилие ярких неоновых цветов. В музыкальном плане риветы являются менее клубной субкультурой, которая не ограничена своими музыкальными предпочтениями в индустриальной музыке.

  • Наиболее типичный внешний вид у риветов это

  • Футболки с логотипами индустриальных групп, майки, черные кожаные куртки.

  • Камуфляжные штаны, шорты милитари, черные джинсы и т. д.

  • Армейские ботинки, тяжелые ботинки (Dr. Martens, Grinders, New Rock и т. д.).

  • Пирсинг, татуировки.

  • причёски варьируются от полностью выбритой головы до ирокезов, дредов и т. д.

  • Аксессуары: сварочные очки (гогглы), цепи, противогазы.

  • Символика: символ радиации, символ «biohazard», молнии, череп с костями и т. д.





Скинхеды



Скинхэды или скины — от англ. skin head — бритоголовые, дословно «лысая голова».

  • Внешний вид представителей группировки соответствует названию — скины. Предполагается, прежде всего, начисто выбритая голова. Стандартной одеждой скинхэда являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и дутая куртка «бомбер», на которой часто можно встретить нашивку в виде кельтского креста или свастики. Считается, что основным идеологическим базисом скинхэдов являются воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана, а идеальным режимом — немецкий национал-социализм. Это движение абсолютно неоднородно: оно стоит на пересечении музыки, стиля, политики и социальных теорий. В основном, скинхеды в России — это движение столиц — 90-95% скинхэдов обитает в Москве и Санкт-Петербурге. Необходимо отметить крайне негативное отношение к наркотикам, они предпочитают поднимать общий тонус пивом, причем отечественного производства.





Футбольные фанаты



Спортивные фанаты представляют собой группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются.

  • Состав групп: школьники, учащиеся ПТУ. Как правило, они собираются на площадке перед стадионом, знакомятся, обмениваются новостями о футболе, определяют сигналы, по которым хором будут скандировать лозунги в поддержку любимой команды и т. д. Носят шарфы и шапочки цветов и символики своей любимой команды или клуба, джинсы или спортивные костюмы. У подростков, увлекающихся футболом, существуют свои проявления принадлежности к числу футбольных фанатов: - внешняя атрибутика (стиль одежды, клубная атрибутика); - особый стиль разговора; - футбольный сленг; - коллективные практики (гимны и кричалки, перепевки, выезды, фанатские войны, а так же различные виды проявления агрессивного поведения).





Флешмо́б (англ. flash mobflash — вспышка, mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий), и затем одновременно, быстро расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

  • Флешмо́б (англ. flash mobflash — вспышка, mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий), и затем одновременно, быстро расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.







Хиппи





Растаманы



Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов».

  • С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.



Толкиенисты



Название субкультуры происходит от фамилии всемирно известного автора, основателя литературного жанра «фэнтези» — Джона Роналда Руэла Толкиена. В основном, среда толкиенистов — старшеклассники и студенты. Отожествляя себя с героями книги, читатели — толкиенисты живут и в реальной жизни, питаясь писательскими фантазиями. Играя отчасти в предложенные писателем, а отчасти уже додуманные ими самими роль. Толкиенисты вживаются в свой выдуманный мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Внутри себя движение подразделяется на два направления — представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и проводят настоящее состязание, ностальгическую пионерскую игру «Зарницу», где нужно уметь хорошо бегать, прыгать, плавать, биться на мечах, ориентироваться на местности.

  • Название субкультуры происходит от фамилии всемирно известного автора, основателя литературного жанра «фэнтези» — Джона Роналда Руэла Толкиена. В основном, среда толкиенистов — старшеклассники и студенты. Отожествляя себя с героями книги, читатели — толкиенисты живут и в реальной жизни, питаясь писательскими фантазиями. Играя отчасти в предложенные писателем, а отчасти уже додуманные ими самими роль. Толкиенисты вживаются в свой выдуманный мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Внутри себя движение подразделяется на два направления — представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и проводят настоящее состязание, ностальгическую пионерскую игру «Зарницу», где нужно уметь хорошо бегать, прыгать, плавать, биться на мечах, ориентироваться на местности.



Байкеры



Список литературы

  • Список литературы

  • 1. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000. 2. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9. 3. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с. 4. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с. 5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с. 6. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с. 7. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004. 8. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98 9. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997. 10. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.



Молодежные субкультуры