microbik.ru
1

Кузьменко Н.А., учитель начальных классов

МОСШ № 8


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Проектно-исследовательская деятельность рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой: поиск информации через Интернет, визуализация результатов через презентацию, построение статических схем и диаграмм через графические примитивы текстового редактора или электронных таблиц.

Направления использования интерактивной доски:

  • Презентации, демонстрации и создание моделей

  • Активное участие

  • Улучшение темпа и течения занятия


Использование интерактивной доски и её программного обеспечения возможно на любой стадии исследовательского проекта.

^ I. Подготовительный этап. Notebook на данном этапе применяют для создания дидактических материалов, способствующих эффективной организации проектной деятельности: инструкций к заданиям, шаблонов дневников, шаблонов для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся.

Контролирующие материалы, разработанные в среде Notebook: кнопочные и флажковые тесты, электронные карточки-задания, позволяют оценить уровень усвоения темы учеником при непосредственном анализе учителем качества их выполнения.

^ II. Этап реализации проекта

Организационный этап. Демонстрация на уроке учебной презентации, разработанной в Notebook, способствует определению темы проекта, привлечению учащихся к проектной деятельности, для повышения мотивации, активизации учащихся, принимающих участие в проекте.

^ Этап текущей рефлексии. Заполнение шаблона рефлексии.

Этап планирования. Notebook можно использовать для уточнения и конкретизации маршрута, плана исследования.

^ Промежуточные результаты и выводы. Учащиеся под руководством учителя - координатора проекта в среде Notebook, могут заполнить шаблоны результатов исследований, разработанные учителем на подготовительном этапе. Notebook на данном этапе целесообразно применять для наглядного представления исследуемого объекта (видео, фото материалов) в ходе организации обсуждения по решению проблемы. На данном этапе целесообразно провести выходной срез знаний с использованием контролирующего материала.

^ Этап текущей рефлексии. Заполнение шаблона рефлексии.

Защита проекта, отчет, оценка результатов. Мультимедийная презентация, разработанная в среде Notebook обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.

Защита результатов проекта проходит с использованием тех же инструментов интерактивной доски, что использовались во время работы над проектом. Ученики, при желании, могут провести презентацию своего проекта также красочно и наглядно, как и учитель, демонстрируя не только полученные навыки создания и разработки учебных модулей, но и умение в представлении проекта, его презентации.

^ III. Рефлексия результатов проекта. Заполнение шаблонов рефлексии.

При подготовке слайдов, редактировании документов, выполнении тестовых заданий, управлении воспроизведением аудио- и видеофрагментов, редактировании графики или работе в виртуальной лабораторной среде можно, прикасаясь к поверхности доски или рисуя на ней маркером или пальцем, нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компонентами пользовательского интерфейса, проецируемыми на поверхность доски.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить, что позволяет учителю и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах (проблемах) темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

В Приложении 1 представлена концептуальная модель организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников с использованием интерактивной доски.


^ Библиографический список:

  • Варченко В.И., Жадобко Е.Б. "Компьютерный практикум для начальной школы" – технология использования компьютеров при изучении учебных дисциплин в начальной школе. Материалы XVIII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: "Байтик", 2007.

  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа. 2004. № 2. С.96-101.

  • Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог. 2005. №18.

  • Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

  • Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. 2004.


Приложение 1.

Концептуальная модель организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников с использованием интерактивной доски.


Этапы проектной деятельности

Программные средства ИТ

Примерные виды

проектной деятельности

1

2

3

^ Подготовительный этап проекта

Создание замысла проекта и разработка структуры

MS Word


  1. заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий вопрос и проблемные вопросы, ход проекта).

Разработка и создание организационного материала

MS Word, Notebook, MS Ехсеl, MS Publisher

  1. разработка маршрута исследования;

  2. оформление пригласительных билетов для родителей и педагогов, дипломов (почетных грамот, медалей и т.д.)

Разработка и создание дидактического материала


MS Word, Notebook, MS Ехсеl,

MS Publisher


    1. разработка входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т.д.), контролирующих материалов;

    2. создание шаблонов, необходимых для реализации проекта со школьниками (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.);

    3. разработка раздаточного материала (инструкций к заданиям, памяток, бланков для рефлексии), рабочей тетради, дневника проектной деятельности.

Разработка и создание методического материала

MS Word, MS Ехсеl, MS РоwerPoint, Notebook, MS Publisher

  1. создание учебной презентации по теме исследования;

  2. создание Web-сайта проекта;

  3. определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами.

Этап реализации проекта

Организационный этап (подготовка)

MS РоwerPoint, Notebook, MS Paint, MS Word, MS Publisher, MS Ехсеl

  1. демонстрация на уроке презентации проекта;

  2. создание визитки исследовательской группы;

  3. заполнение входной анкеты;

  4. проведение первичного среза знаний по теме исследования.

Этап текущей рефлексии

MS Paint, Notebook, MS Word

1. заполнение шаблонов рефлексии.

Этап планирования

MS Word, Notebook

1. корректировка маршрута исследования учителем совместно с учащимися.

Этап поиска

Internet Explorer, мультимедиа технологии

1. поиск информации в мультимедийной энциклопедии, справочнике, сети Internet, электронном каталоге.

Промежуточные результаты

и выводы

MS РоwerPoint, Notebook, MS Word, MS Ехсеl,

MS Publisher

  1. обработка информации, полученных данных с использованием электронных шаблонов;

  2. создание отчета о проделанной работе (презентация, стенгазета, альбом и др.);

  3. заполнение выходной анкеты, итоговый срез знаний по теме исследования.

Этап текущей рефлексии

MS Paint, Notebook, MS Word

1. заполнение шаблонов рефлексии.

Защита проекта.

MS РоwerPoint, Notebook, MS Word, MS Publisher

  1. демонстрация отчета о проделанной работе;

  2. вручение грамот, дипломов.

Рефлексия результатов проекта

MS Paint, MS Word, Notebook

1. заполнение шаблонов рефлексии.