microbik.ru
1

МОУ СОШ № 3 им. С.А. Красовского п. Монино

Щёлковского района Московской области


«Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала».


Автор работы: учитель начальных классов Холодкова И.В.


Московская область

п. Монино

2008 г.

«Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала».


К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья - различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств.

По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда.

Одним из последствий длительного стресса является синдром эмоционального выгорания (профессионального выгорания). Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

Педагогическая деятельность обладает наличием большого числа стрессовых факторов, в связи с которыми учителя в большой степени подвержены профессиональному выгоранию, снижению нервно-психической устойчивости, что оказывает негативное воздействие на психическое здоровье и эффективность деятельности специалистов данной профессиональной группы. Исходя из этого, актуальным в настоящее время является изучение этих факторов и работа по повышению стрессоустойчивости учителей.

1) Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко показали, что в фазе «напряжения» симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» у 9 респондентов (30%) находится в стадии формирования, у 8 респондентов (26,7%) является сложившимся симптомом. Этот симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно устранимы или совсем не устранимы, что сказывается на поведении и психическом здоровье респондентов.

Симптом «неудовлетворённость собой» у 6 респондентов (20%) находится в стадии формирования, у 4 респондентов (13,3%) является сложившимся симптомом. Этот симптом проявляется в недовольстве человека собой, конкретными выполняемыми обязанностями. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность. Механизм «эмоционального переноса» направляется на себя.

Симптом «загнанность в клетку» у 8 респондентов (26,6%) находится в стадии формирования, у 1 респондента (3,3%) является сложившимся симптомом. Этот симптом говорит о чувстве безысходности, состоянии интеллектуально-эмоционального тупика из-за неудовлетворённости своей профессией.

Симптом «тревога и депрессия» у 3 респондентов (10%) находится в стадии формирования, у 6 респондентов (20%) является сложившимся симптомом. Этот симптом показывает, что чувство неудовлетворённости работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, конкретной должности. Таблица 1

Показатели эмоционального выгорания в фазе «напряжения»

по отдельным симптомам у респондентов (n=30), (%)

Фаза «напряжение»

Несложившийся симптом

Складыва-

ющийся симптом

Сложившийся симптом

Переживание психотравмирующих обстоятельств

43,3

30

26,7

Неудовлетворённость собой

66,7

20

13,3

«Загнанность в клетку»

70

26,7

3,3

Тревога и депрессия

70

10

20

В фазе «резистенции» (сопротивлении) симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» у 14 респондентов (46,7%) находится в стадии формирования, у 10 респондентов (33,3%) является сложившимся симптомом. Симптом проявляется в ограничении эмоциональной отдачи за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Со стороны такое поведение воспринимается как чёрствость, неучтивость, равнодушие, что переходит в плоскость нравственных отношений.

Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» у 17 респондентов (56,7%) находится в стадии формирования, у 4 респондентов (13,3%) является сложившимся симптомом. Этот симптом проявляется в усугублении неадекватной реакции в отношениях с членами коллектива.

Симптом «расширение сферы экономии эмоций» у 11 респондентов (36,7%) находится в стадии формирования, у 9 респондентов (30%) является сложившимся симптомом. Этот симптом проявляется вне профессиональной деятельности в общении с родными и знакомыми. На работе человек в такой степени устаёт от эмоциональных контактов, что ему не хочется общаться даже с близкими людьми.

Симптом «редукция профессиональных обязанностей» не сложился у 8 респондентов (26,7%) находится в стадии формирования, у 16 респондентов (53,3%) является сложившимся симптомом. Симптом проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Таблица 2

Показатели эмоционального выгорания в фазе «резистенции»

по отдельным симптомам у респондентов (n=30), (%)

Фаза «резистенция»

Несложившийся симптом

Складыва-

ющийся симптом

Сложившийся симптом

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

20

46,7

33,3

Эмоционально-нравственная дезориентация

30

56,7

13,3

Расширение сферы экономии эмоций

33,3

36,7

30

Редукция профессиональных обязанностей

20

26,7

53,3

В фазе «истощения» симптом «эмоциональный дефицит» у 8 респондентов (26,7%) находится в стадии формирования, у 4 респондентов (13,3%) является сложившимся симптомом. Симптом проявляется в том, что профессионалу приходит ощущение, что он не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать, сопереживать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более сложную форму: всё реже проявляются положительные эмоции и всё чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют этот симптом.

Симптом «эмоциональная отстранённость» у 9 респондентов (30%) находится в стадии формирования, среди исследуемых респондентов нет таких, у которых этот симптомом сформировался. Симптом проявляется в том, что личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, её почти ничего не волнует. Ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Это мешает процессу общения.

Симптом «личностная отстранённость (деперсонализация)» у 12 респондентов (40%) находится в стадии формирования, у 2 респондентов (6,7%) является сложившимся симптомом. Симптом проявляется в полной или частичной утрате интереса к людям, с которыми человек общается в рамках профессиональной деятельности. Они воспринимаются как неодушевлённые предметы, тяготят своими проблемами, неприятно их присутствие. Возникает деперсонализированный, защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. В наиболее тяжёлых формах таким личностям противопоказана профессиональная деятельность, смыслом которой является общение и взаимодействие с людьми.

Симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» у 12 респондентов (40%) находится в стадии формирования, у 6 респондентов (20%) является сложившимся симптомом. Этот симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается работы, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях. Иногда даже мысль об общении в рамках профессиональной деятельности вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Таблица 3

Показатели эмоционального выгорания в фазе «истощения»

по отдельным симптомам у респондентов (n=30), (%)


Фаза «истощение»

Несложившийся симптом

Складыва-

ющийся симптом

Сложившийся симптом

Эмоциональный дефицит


60


26,7


13,3

Эмоциональная отстранённость


70


30


0

Личностная отстранённость (деперсонализация)


53,3


40


6,7

Психосоматические

и психовегетативные нарушения


40


40


20


2) На следующем этапе исследования респондентам была предложена методика выявляющая причины стресса.

Результаты опросника «Стрессогенные ситуации» показали, что 22 респондента (73,3%) среди стрессовых факторов отметили нехватку времени. В связи с низкой оплатой труда учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку, при этом повышается необходимость совмещения профессиональных и семейных обязанностей, что негативно сказывается на их психическом здоровье.

20 респондентов (66,7%) считает для себя стрессогенными условия труда. Так в данной школе были отмечены плохое освещение, отопление, отсутствие собственного кабинета, что создаёт определённые неудобства для работы учителя, плохое оснащение кабинетов. Все эти причины вызывают стрессовые реакции. Можно констатировать отсутствие желательных условий труда, которые должны быть совместимы с физическими потребностями человека и содействовать достижению трудовых целей.

19 респондентов (63,3%) отметили конфликтные ситуации с администрацией. Большое влияние на конфликтность в школе оказывает несоблюдение психологических требований к составлению расписания, неравномерное или несправедливое распределение учебной нагрузки, классного руководства, учебных кабинетов, переполненность классов учениками. Стрессонасыщенность взаимоотношений учителей и администрации школы связана с постоянным оцениванием и контролем их профессиональной деятельности. Особенно вызывают стрессовую реакцию незапланированные (неожиданные) формы контроля. Жёсткая регламентация школьной жизни, недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога, нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя, нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога также приводят к стрессовым ситуациям.

18 респондентов (60%) отметили большой объём ведения документации. Это также составляет дополнительную нагрузку для учителя и провоцирует нехватку времени.

По 16 респондентов (53,3%) отметили конфликтные ситуации с учащимися и их родителями, необходимость проводить открытые уроки и прохождение аттестации, неудовлетворённость результатами работы и оплатой труда.

Работая с ученическим коллективом, учитель, как правило, находится в сильном психическом напряжении, т.к. он должен активно регулировать как своё поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. Не всегда педагоги владеют знаниями в области психологии личности и не умеют найти личностный подход к ученику. Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не принимаемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя проявляется в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, в манипулировании отметками, в «навешивании» ярлыка» неуспевающим ученикам, в акцентуации психологических недостатков ученика. Со стороны учащихся данный конфликт может быть спровоцирован неподготовленным домашним заданием, умышленным нарушением дисциплины, пропуском уроков без уважительной причины. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Учителю необходимо научиться адекватно реагировать на возникновение конфликтной ситуации, разрешать конфликт при установлении личного контакта в совместной деятельности.

Конфликты с родителями провоцируются разным уровнем общей и педагогической культуры, несогласованностью стратегии и тактики воспитания, непониманием родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его от многих факторов помимо школы и семьи, отрицательным отношением родителей к школе, иждивенческой позицией семьи, столкновением двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения, профессиональной некомпетентностью учителей (низким уровнем подготовки, завышенными требованиями к школьникам).

Существует тенденция к усилению неудовлетворённости учителей общественным положением и условиями личной жизни. На протяжении нескольких десятков лет сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточном внимании общества к этой потребности. Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворённость работой и избранной профессией, что усиливается низким материальным вознаграждением. Работа должна способствовать росту самооценки работника. Ощущение несправедливости в зарплате понижает самооценку учителей.

5 респондентов (16,7%) указали на конфликтные ситуации с коллегами, 4 респондента (13,3%) отметили отсутствие карьерного роста, 2 респондента (6,7%) указали на монотонность работы.

Таблице 4

Показатели причин стрессогенных ситуаций у респондентов (n=30), (%)


Нехватка времени

73,3

Большой объём работы с документацией

66,7

Конфликтные ситуации с администрацией

63,3

Условия труда

60

Конфликтные ситуации с учащимися

53,3

Конфликтные ситуации с родителями учащихся

53,3

Аттестация, открытые уроки

53,3

Неудовлетворённость результатами работы

53,3

Оплата труда

53,3

Конфликтные ситуации с коллегами

16,7

Отсутствие карьерного роста

13,3

Монотонность работы

6,7



Результаты исследования показали наличие довольно высокого уровня стресса у персонала данной организации. Это проявляется в недовольстве собой и своей работой, чувстве безысходности, неадекватной реакции в отношениях, повышенной тревожности, раздражительности и других нарушениях психического здоровья. Уровень профессионального «выгорания» не зависит от возраста респондентов. Синдром проявляется у всех по-разному, что говорит об индивидуальной реакции на одни и те же условия.

Понимая причины, вызывающие стрессовые ситуации, можно направить усилия на их устранение, тем самым, сохраняя психическое благополучие работников организации.

На основании обобщения результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Переживание стресса способствует развитию ряда психических заболеваний, приводит к неблагоприятным изменениям эмоционально-личностной сферы.

2. В состоянии профессионального стресса многие учителя используют неконструктивные способы преодоления стрессовых ситуаций, что способствует нарушению психического здоровья.

3. Подверженность стрессам зависит от индивидуально-личностных особенностей, особенностей восприятия и стратегий поведения в стрессовых ситуациях.

4. Склонность к развитию стресса и стрессогенных заболеваний может быть усилена характером профессиональной деятельности.

5. Устойчивость к психологическому стрессу является профессионально значимым качеством субъекта образовательного процесса, от которого зависит не только его психическое здоровье, но и качество его труда.

Для данной организации нами была предложена программа, состоящая из двух компонентов:

1) Информационный:

- знакомство с понятием «стресс»;

- осознание значения стресса в жизни человека;

- ознакомление с проявлениями и влиянием стресса на психическое и соматическое здоровье человека;

- знакомство с понятием «стрессоустойчивость».

2) Профилактический:

- осознание того, какие именно ситуации вызывают стрессовую реакцию;

- осознание особенностей развития и протекания собственной стрессовой реакции, её последствий для психического здоровья;

- мотивация на поиск способов повышения собственной стрессоутойчивости;

- осознание того, что реакция на стресс зависит от субъективности собственного восприятия;

- овладение техникой устранения искажений в восприятии ситуаций стресса;

- обучение навыкам самоконтроля, саморегуляции, релаксации, снятию мышечного напряжения, экспресс-методам дыхательной саморегуляции.


Список литературы


1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999.

3. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте. Х.: Гуманитарный Центр, 2004.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.

6. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2001.

8. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. М.: КолосС, 2004.

9. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

10. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

11. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

13. Уткин Э.У. Конфликтология: теория и практика. СПб.: Питер, 2001.

14. Щербатых Ю. Психология стресса: популярная энциклопедия М.: Эксмо-Пресс, 2006.