microbik.ru
1



Музей одного образа.

Новогодняя елка.


Встреча Нового года всегда начинается с елки. Деревом, приносящим праздник, мохнатым чудом, лесной красавицей называем мы самую желанную гостью зимы. В наших домах она «поселяется» в конце декабря, однако, думать о ней мы начинаем намного раньше: присматриваем для елочки блестящие обновы, самостоятельно мастерим украшения из бисера, бумаги, разнообразных природных материалов.

Традиция украшать елку на Рождество появилась в 16 веке в Германии. Согласно самой популярной легенде о Рождественской елке предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер однажды в ясный и морозный сочельник шел домой через лес. Вдруг он обратил внимание на елку, сквозь лапы которой красиво просвечивали звезды. Это произвело на Лютера такое большое впечатление, что дома он поставил елку для своей семьи и прикрепил к ее веткам свечи. Огоньки свечей напоминали ему звезды на небе. А вот легенда о происхождении серебряной мишуры. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Как-то накануне Рождества она нарядила елку, но елка получилась скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветки, оставили на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины, младенец Христос решил ее наградить и благословил дерево – в результате паутина превратилась в сверкающее серебро.

В Саксонии, мастера-стеклодувы изготовили первый стеклянный шар. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, которые потом раскрашивали яркими красками. Вместе с немецкими принцессами, выходившими замуж за европейских престолонаследников, в конце 18 века рождественная елка переселилась в английские и французские дворы. А во второй половине 19 века в Европе началась настоящая «елочная эпидемия». Германия открыла промышленное производство рождественских игрушек из стекла и картона, на английских елках впервые засверкали гирлянды из электрических лампочек.

Россия переняла обычай украшать «новогоднее дерево» из Европы, вместе с бритыми подбородками, париками и модными камзолами. Новый 1700 год Петр вел праздновать в последний день декабря, на манер европейского, с обязательной елкой. В указе Петра 1 говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по одному древу или ветке на вороты поставить». Этот праздник очень полюбился русскому народу.

После смерти Петра этот обычай был забыт более чем на столетие - лишь в середине 19 века традиция возобновилась, новогодние елки появляются в домах петербургских немцев, а к концу 19 века елку наряжали даже в деревенских избах.

Украшалось елка согласно канону. В верхнем ярусе развешивались яблоки, символизирующие запретный плод, чуть ниже - пресные лепешки-облатки (непременную составляющую церковного причастия). На нижних ветвях зажигались свечи – символ жертвенного горения жизни Христа, верхушку деревца венчала Вифлеемская звезда. Традиционный елочный наряд дополняли орехи и конфеты, которые утром Нового года детям дозволялось съесть. Со временем сладкие украшения уступили место декоративным: дождику и снежинкам из фольги, стеклянным бусам, позолоченным шишкам, образным оловянным и картонным фигуркам. Ствол елки обвивался разноцветными лентами, символизирующими библейского аспида-искусителя.

В 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев.

После Октябрьской революции на рождественскую елку начались «гонения»: ее объявили религиозным атрибутом, пережитком прошлого. Лишь в конце 1935 года обычай наряжать елку снова возобновился - она вернулась в дома, праздничные концертные залы и на площади нашей страны, однако наряд ее стал другим: Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная звезда, ветки елки стали украшать флажками с изображением советских тружеников, пионеров и красноармейцев. В стране заработала индустрия елочных украшений из стекла, картона, гофрированной бумаги, папье-маше. Из рождественного дерева елка превратилась в атрибут светского праздника, сохранив в себе, тем не менее, ощущение тайны, чуда, волшебства. Наряду с яблоками, грушами, морковками из прессованной ваты, пластмассовыми помидорами и мандаринами елку украшали многочисленные сказочные персонажи: Золушка, Красная Шапочка, Кот в Сапогах, русские богатыри и др.

В новогодних игрушках отражалась история нашей страны. Люди постарше хорошо помнят фигурки ракет и космонавтов, появившиеся в СССР сразу после полета Юрия Гагарина, стеклянные початки кукурузы (эта сельскохозяйственная культура была необыкновенно популярна в нашей стране в 60-х годах, что не могло отразиться на елочной моде). Современная тематика елочных украшений возвращает нас к историческому прошлому вечнозеленого дерева – на ее ветвях появились рождественские звезды и ангелочки. Для каждого из нас елка стала не только атрибутом Нового года, но и чудесным символом Христова Рождества.

Иногда лесная красавица «проживает» в наших домах довольно долгую жизнь- с 31 декабря до 14 января. Сохранить деревце в хорошем состоянии такой продолжительный срок непросто - чаще всего елка осыпается, не дожив до Старого Нового года, который принято отмечать у нас в России. Все чаще в современных домах появляются елки из искусственных материалов - и не только в силу их долговечности, но и благодаря человеческому состраданию к дереву, обреченному на короткую жизнь. На площадях и улицах городов «вырастают» искусственные ели, которые не только поражают воображение оригинальной дизайнерской мыслью, но и позволяют сохранять хвойные леса.

Сочетание цветов зеленый-красный-золотой, которое католической и протестантской Европой используется, осознано и осмысленно, отсылая этот элемент дизайна к дарам Волхов родившемуся Спасителю. В православной традиции тоже было подобное осмысление, но цвета были иные - сочетание голубого, серебристого и белого, где четко читалась отсылка к Богородице, чей цвет традиционно считался голубым. Понятно, что рождественская символика успела подзабыться за советский период, но не до такой степени, как может показаться. Во всяком случае, традиционное православное сочетание цветов в новогоднем дизайне никуда в СССР не делось - шуба советского Деда Мороза всегда была голубая с белой оторочкой, сменившись на красную Санта-Клауса сравнительно поздно, в конце 70-х годов.

Момент зажжения елки превратился в настоящий ритуал, который не обходиться без хороводов и всеми любимой песенки: «В лесу родилась елочка». Кстати, этой песне уже почти 100 лет. И слова ее отнюдь не народные, как думают многие. Написала их Раиса Кудашева. Она окончила женскую гимназию, работала гувернанткой, учителем, библиотекарем. Стихи писала с детства и мечтала о литературной карьере. С 18 лет успешно печаталась в детских журналах. Инициалы А.З. стояли перед первой публикацией стихотворения «Елка», оно предназначалось для декламации на рождественских праздниках. А музыку написал композитор Л.К. Бекман.