microbik.ru
  1 2 3
^

Задачи урока:


Образовательная: закрепление учащимися различных видов информации, способов передачи и получения информации.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, дисциплинированности, воспитание трудолюбия, чувства уважения друг к другу, к окружающим, к науке.

^ Знания и умения: знать виды информации, органы человека, соответствующие видам информации, понятия приемников и источников информации.

Оборудование


^ Аппаратное обеспечение: компьютер, экрана, проектора;

Программное обеспечение: презентация по теме; программа "Поймай меня";

Книга: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке";

Раздаточный материал: самостоятельная работа.
^

План урока


  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Разминка – 2 мин

  3. Актуализация опорных знаний и умений – 15 мин.

  4. Изучение и закрепление нового материала – 20 мин.

  5. Подведение итогов урока – 2 мин.
^

Ход урока


Экран

Действия учителя и учеников

^ Организационный момент

Слайд приветствия:




Учитель приветствует учеников. Ученики встают, приветствуют учителя.

Разминка



Учитель:

Приходили ко мне в гости

Цифры 2, 5, 6, 4, 8

Все по кексу подарили.

Сколько кексов мне купили?


Ответы учащихся.


После получения правильного ответа – смена слайда.



^ Актуализация опорных знаний



Учитель: Какие же виды информации были мною использованы для стихотворения?


Ответы учащихся.



^ Учитель: А какие органы человека принимали участие в этом процессе?


Ответы учащихся.



Учитель: Сейчас мы немного поиграем. Но будьте внимательны, потому что затем вы ответите на вопрос: зачем человеку несколько органов чувств? Для игры потребуется два человека. Я завязываю обоим глаза. В руках у меня находится два предмета. Что вы можете сейчас о них сказать?

^ Ответы игроков.

Учитель: Таким образом, Петя и Маша не могли воспользоваться зрительной информацией. Но нам надо решить проблему: что же я держу в руке? Давайте попробую потрясти предмет. Что теперь можете сказать о нём?

^ Ответы игроков.

Учитель: А что именно находится?

Ответы игроков.

Учитель: Замечательно, но этого мало, чтобы сделать вывод о предмете. Сейчас я вам развяжу глаза. Что теперь можете сказать?

Ответы игроков.

Учитель: Спасибо игрокам за участие. Ребята, какой вывод можно сделать из игры?

^ Ответы учащихся.

Учитель: для принятия правильного решения одного вида информации бывает не достаточно. Для принятия решения человеку нужна информация. И в первую очередь она обеспечивает нашу безопасность. В одних случаях не обойтись без зрительной информации, в других – без слуховой или вкусовой.

Физкультминутка




Все ребята дружно встали,

На месте тихо (!) зашагали,

Пальцы сжали и разжали,

Головою покивали.

Руки вверх потянули, потянули.

Отдохнули? – Отдохнули.

^ Практическая часть №1



Учитель: Ребята, сейчас вы по двое сядете за компьютеры и будете работать в программе "Поймай меня". Но давайте сначала вспомним, как же правильно следует сидеть за компьютером? Пояснения правильной осанки.

Учитель: Напоминаю, что сначала упражнение делает один из вас, затем вы меняетесь местами и упражнение выполняет другой ученик. В ходе работы вами будут использоваться различные виды информации. По окончании вы дадите ответ на вопрос: "Какие?"

Во время практического упражнения учитель ходит по классу, наблюдает за учениками. Поправляет осанку, положение руки на мышке.

Учитель: молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. Рассаживайтесь на свои ученические места и давайте подведем итог. Какие же виды информации были использованы вами для выполнения упражнения?

Ответ: зрительная, слуховая информация.

^ Изучение нового материала



Учитель: ребята, а как же называть те предметы, которые могут передавать и получать информацию? Наша сегодняшняя цель – определить понятия двух слов: источник и приёмник информации.

Источник способен передавать информацию кому-то другому, он как родничок, который течет в лесу.

Приёмник может получать информацию. Он как человек, который пьёт воду из родника.



Учитель: Рассмотрим пример. Два друга – Петя и Коля – встретились после каникул. Мальчики по очереди рассказывали друг другу, как они провели лето. Когда говорил Петя, он являлся источником информации для Коли. Потом Петя слушал Колю и был в этот момент приёмником информации. Таким образом, во время общения люди по очереди выступают то в роли источника, то в роли приёмника информации.



Учитель: Ребята, давайте смоделируем жизненную ситуацию. Она не простая, но каждый из вас с ней не один раз сталкивался в раннем детстве. Вы внимательно посмотрите и послушайте. Затем мы проанализируем и сделаем вывод: кто же являлся источником, а кто приёмником информации.

Для создания первой модели нам потребуется девочка, которая будет играть роль бабушки, и книга. Бабушка читает сказки в стихах, которые написал Александр Сергеевич Пушкин. Но больше всех ей нравится "Сказка о рыбаке и рыбке" (Девочка читает отрывок из сказки).



^ Учитель: Давайте попробуем ответить, кто в этой истории является источником информации, а кто приёмником?

Ответы учащихся.



Учитель: А теперь добавим к нашей модели внука, который еще не умеет читать. Он слушает сказку, которую читает бабушка (девочка снова читает отрывок из сказки).



^ Учитель: Кто в данной ситуации будет источником, а кто приемником?

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята, посмотрите, как изменится наша исходная модель (пояснения слайда).

Учитель: благодаря книгам им человек узнаёт много-много нового, полезного и интересного. А сейчас…

Физкультминутка




Пол-урока всё считали,

Пол-урока размышляли...

И теперь пришла пора –

Разомнётся детвора.

Аккуратно потянулись.

Посмотрели в потолок…

Посмотрели в уголок…

Вот, готовы мы опять

Здесь урок наш продолжать.

^ Практическая часть №2






Учитель: Ребята, сейчас вы разделитесь на две группы. Одна будет выполнять упражнение за компьютером, а другая – работу по карточкам. Затем группы поменяются местами. В игре "Поймай меня" вам предстоит выполнить более сложную задачу: вместо одного щелчка вы будете выполнять двойной! Двойной щелчок следует выполнять быстро, но не сильно: раз-два (постучать по столу). Посмотрите, что вы должны изменить в диалоговом окне, чтобы выполнять такое упражнение. Не забывайте следить за правильной осанкой.

Одна группа ребят садится за компьютерные места и приступает к выполнению упражнения. Вторая группа приступает к выполнению самостоятельной работы на листах. Затем группы меняются местами. По окончании выполнения работы учащиеся рассаживаются на свои места.



Учитель: ребята, в игре "Поймай меня" принимали участие два объекта: человек, то есть вы сами, и компьютер. А кто был источником информации? Почему? Кто приёмником информации? Почему?

Ответы учащихся.





Учитель: а теперь давайте посмотрим, как правильно надо было выполнить задания в карточке. Вооружитесь красными ручками. Те из вас, кто не так провёл стрелку, исправьте.

Учитель дает пояснения правильного выполнения самостоятельной работы.

^ Подведение итогов




Учитель: давайте подведем итог. Что же такое источник информации?

^ Ответ: источник – это человек, животное, предметы или устройства, которые передают, отправляют информацию

Учитель: а что такое приёмник информации?

Ответ: приёмник - это человек, животное, предметы или устройства, которые получают, воспринимают информацию.

Учитель: Очень часто один и тот же предмет может выступать и в роли источника информации и в роли приёмника информации. А как вы думаете, что является самым разнообразным источником информации?

Ответы учащихся.

^ Выставление оценок. Домашнее задание.



Учитель: природа! Разную информацию можно получить от таких источников, как: солнце, звёзды, небо и облака, горы, деревья, реки и озёра, животные птицы и рыбы и многое другое.

Ну что же ребята, мы сегодня с вами и поиграли, и потренировались, и были в роли проектировщиков. Молодцы!

Дома в рабочей тетради вы выполните задания на страницах 12 и 13. Откройте дневники и запишите задание.





Фамилия, имя





<< предыдущая страница