microbik.ru
1




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Радумльская средняя общеобразовательная школа




2008 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Радумльская средняя общеобразовательная школа


Художественная обработка материалов на уроках технологии (технический труд)


Учитель технологии

Гасов Николай Константинович


14 марта 2008 года

Художественная обработка материала




Занятия по техническому труду в Радумльской средней школе проводятся в комбинированной мастерской. В мастерской имеются рабочие места для ручной и механической обработки древесины, ручной и механической обработки металла.

Учебный план составлен по учебникам Симоненко, который включает деревообработку, металлообработку, электротехнические работы. Уроки технического труда проводятся с мальчиками 5,6,7 классов во 2 и 3 четверти. (1и 2 четверть – сельскохозяйственные работы), 6 и 7 класс в этом учебном году объединены. Таким образом в неделю всего 4 часа технического труда.


В нашей школе поделки и работы которые размещены на выставке детского творчества, в коридоре школы, в мастерской, выполнены в основном учащимися 5-7 классов на уроках технологии, на кружковых занятиях. То есть за такое небольшое количество часов, когда необходимо дать учащимся основные приёмы работы с инструментом, минимум теоретических сведений, закрепить полученные знания, выполнив практическое задание - надо включить и элементы различных видов художественной обработки материалов.


Конечно все изделия, выполняемые учащимися должны соответствовать эстетическим, художественным требованиям. Некоторые изделия, соответствующие программе по применяемым технологическим операциям, ребята изготавливают традиционно. 5 класс – «Сувенирный топорик». Практически все темы металлообработки. Изделие получается качественным и ребята выполняют его с удовольствием. 5 класс – коробочка из жести. 6 класс – указка, крючок. 7 класс – вешалка для одежды. Но раздел художественной обработки материалов основан на творческом развитии школьников через знакомство с высокохудожественными образцами народного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремесел, образцами эскизов и рисунков, а также посещение тематических выставок и музеев декоративно-прикладного искусства.


Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные изделия могут использоваться для украшений интерьеров школы, как экспонаты школьного музея и учебные пособия для начинающих. В нашей школе работы учащихся, посвящённые Великой Отечественной войне, находятся музее школы, а часть поделок используется в мастерской, как наглядные пособия.

При выполнении практических работ школьники осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.


Художественная обработка материалов является видом творчества, которое включает в себя технологические приемы различных видов декоративного искусства. Кроме этого, художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, разнообразными дополнительными и вспомогательными инструментами и приспособлениями, знаний свойств различных материалов. Большое внимание уделяется правилам безопасных приёмов труда, которые особенно необходимо соблюдать, при работе с острыми режущими инструментами, применяемыми при обработке древесины и других материалов.



Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы постепенно и последовательно охватить все технологические приемы, быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о традициях народного декоративно-прикладного искусства.


Один из наиболее распространенных и простых способов обработки древесины — это выжигание. Его принцип заключается в том, что при помощи сильно нагретых металлических штифтов на древесину наносятся рисунки, орнаменты и надписи.

Практически во всех классах на занятиях по деревообработке проводится отделка древесины выжиганием, панно, разделочные доски, шкатулки. Для этого в мастерской есть большой набор картинок, который периодически пополняется, в том числе и из Интернета. Редко когда ребята сами придумывают сюжет для работы, но это всегда приветствуется. Сложности: материал для работы, инструмент, который не лучшего качества.


Более древними видами художественной обработки древесины являются те, которые связаны с ее резанием. Здесь прежде всего нужно отметить выпиливание лобзиком. Этот вид обработки дерева достаточно прост и не требует сложных инструментов и больших навыков. Не случайно именно с него обычно начинают обучение художественной обработке древесины. Выпиливанием так же с удовольствием занимаются дести всех возрастов. Сложности: качественный материал, инструмент.


    Большей опытности требует такой вид художественной обработки древесины, как резьба по дереву. На занятиях в 5-6 классе вводятся элементы контурной резьбы. Ребята переводят рисунок на фанеру и специальными резцами вырезают контур рисунка. Особое внимание уделяется соблюденью техники безопасности. Работа не сложная и большинство успешно справляется с работой.

В 6-7 классах выполняется геометрическая резьба. На одном занятии тренировка на специально выделенной для этого заготовке. И на 1-2 занятиях выполнение практической работы по созданию законченного изделия. Разделочная доска, панно.

В 7 классе или на занятиях кружка «Умелые руки» предлагаются работы с элементами плоскорельефной резьбы, прорезной резьбы. Сложности: необходим качественный инструмент и материал.


    Точение древесины привлекательно тем, что при помощи достаточно несложной обработки можно получить поделку с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. И это вводит учащихся в заблуждение. Любимое изделие выполняемое на токарном станке по древесине – подсвечник. Часто сделав на цилиндрической заготовке пару канавок, дети говорят, что они уже сделали подсвечник. Рисунками, эскизами дело не поправить. Поэтому в мастерской большое количество работ, в том числе разного уровня исполнения, для демонстрации ошибок, недочётов, возможных при работе.

На выставках в школе также  большое количество игрушек, изготовленных точением. Сложности: материал для работы.


В этом учебном году впервые ребята выполняли задания по аппликации из соломки. Работы не отличались разнообразием, но у большинства ребят всё получилось.


Из различных видов художественной обработки металла планируется работа с тонколистовой латунью. (Чеканка т т.д.) . Из-за отсутствия материала и инструмента другие виды работ пока невозможны.
   

Большинство работ, выполненных своими руками, учащиеся забирают домой. Единичные экземпляры остаются на выставках в школе. Рисунки, технологические карты, оригинальные поделки, которые необходимы при подготовке учителя к урокам технологии берутся из различной методической литературы, Интернета. Раздаточный материал, карточки- задания для уроков готовятся с применением мультимедийных технологий. Отдельные элементы уроков по некоторым темам проводятся в кабинете информатики.

Художественная обработка материалов является важной составляющей технологической подготовки учащихся.