microbik.ru
1




Ф.И.О.

Афонина Валентина Григорьевна



Название представляемой работы

Методические и организационные основы управления муниципальной общеобразовательной средней школой № 5, реализующей Программу «Преемственность обучения школьников по дидактической системе Л.В. Занкова».


Место работы, должность

МОСШ № 5, директор


^ Педагогический стаж,

стаж работы по системе Л.В. Занкова

Педагогический стаж - 33 года, стаж работы по системе Л.В. Занкова – 11 лет.

^ Учебники, по которым ведется работа (название, автор, год выпуска).


_

Почтовый домашний адрес, индекс, телефон (с кодом города)

ХМАО-Югра г. Нижневартовск, ул. Чапаева 15а

^ Адрес электронной почты

school5_nv@mail.ru


Российские учителя все чаще обращаются к реализации идей развивающего обучения. Наиболее перспективной большинством признана система Л.В.Занкова. Даже при некоторых внешних помехах в 60-80-х годах по системе Л.В.Занкова работали тысячи учителей. И везде, где принципы развивающего обучения были в достаточной степени реализованы, получены высокие результаты не только в общем развитии учащихся, но и в качестве знаний.

В 1992 году учителя начальных классов МОСШ № 5 выразили желание работать по системе Л.В.Занкова. Начали с освоения теоретических основ развивающего обучения, чтобы уверенно и осознанно внедрять систему Л.В.Занкова в работу школьного коллектива. Группа учителей-единомышленников, объединившись во временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), на первом этапе реализации помогала учителям уяснить психологические механизмы развивающего обучения.

Благодаря грамотно организованной работе, сплаву молодых и опытных педагогов ВНИКу учителей начальных классов удалось избежать ошибок в применении принципа обучения в быстром темпе и на высоком уровне трудности. Это позволяет сделать вывод о том, что главное в процессе обучения - не набор педагогических рецептов, а его осмысление. Такой подход обеспечил учителям школы I ступени свободу творчества, поскольку система развивающего обучения Л.В.Занкова предполагает открытость, свободу, гибкость, подвижность, исключает шаблоны.

В качестве основных целей и задач образования Национальная доктрина образования Российской Федерации определяет воспитание разносторонне и своевременно развитых детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализацию личности. Особо подчеркивается, что в намечающихся контурах будущего общества, образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

Вот почему проблема оптимального общего развития школьников в условиях массовой общеобразовательной школы становится перед учителями МОСШ № 5 не только одной из важных, но и поистине судьбоносной.

В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования. Поэтому педагогическим коллективом МОСШ № 5 учитывались следующие принципы:

^ Принцип целостного и универсального образования. Поскольку в дидактической системе Л.В.Занкова ведущая роль отводиться теоретическим знаниям, то это предлагает большую работу по отбору, обогащению содержания образования, формированию содержания учебного предмета, тезауруса школьного знания, реализованного в совокупности учебного плана, учебных программ и учебников. Так как только универсальность образования формирует надлежащий фундамент личности, делает её действительно свободной, способной принимать осознанные и обоснованные решения. Л.В. Занков в своих научных трудах обращает внимание, на совершенно иной подход к программным материалам, на необходимость обучения детей умению учиться: работать с учебником и справочной литературой, приемам мнемотехники, преодолению трудностей и выбору (контрольные задания предлагаются разной степени трудности для всех). Содержание обучения по Занковской педагогике отличается тем, что оно дает школьникам общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, материальной культуры. Богатство содержания образования достигается, прежде всего, благодаря включению в учебный план (при сохранении должного количества часов в неделю) новых учебных предметов.

^ Принцип реализации личности, который в дидактической системе Л.В.Занкова является центральным. Новым для педагогики (в этом заключается особенность метода Л.В.Занкова) было включение в состав его органической части психологических методов изучения ребенка. При этом общее развитие было впервые рассмотрено как критерий эффективности обучения. Леонид Владимирович при характеристике общего развития, указывал на такие традиционно выделенные стороны психики как: ум, воля и чувства. В дальнейшем он выделил следующие виды психической деятельности: наблюдение, мышление, практические действия, мотивируя это тем, что они отражают генеральные линии взаимоотношений человека и действительности. «В изучении хода общего развития - пишет Л.В.Занков, - мы исходим из представления целостности развития» («Обучение и развитие», М., 1975, с.32).

^ Принцип воспитания личности - основной закон образования. Занковская педагогика осуществляет принцип осознания учеником процесса учения. В статье «Жизнь на уроке», Л.В. Занков подчеркнул, что необходимо обустраивать подлинную, интенсивную, даже кипучую жизнь детей на уроках.

Благодаря методам, которые педагог использует в учебном процессе, возникает связь познания с многогранно проявляющимися чувствами школьников. Эти методы способствуют постоянному формированию такого важного качества как осознание себя, своего внутреннего мира.

В сущности, основные организационные формы обучения по занковской педагогике мало чем отличаются от традиционных, но, являются более гибкими, динамичными, более соответствуют задачам общего развития учащихся. Урок, благодаря новым дидактическим принципам существенно меняется. Домашние задания имеют более разнообразное содержание, вызывают у детей живой интерес, потребность в познании, в деятельности и поэтому не являются источником их перегрузки.

Характер взаимоотношений учителя и учащихся Л.В.Занков считал важным компонентом дидактической системы. Во всех своих работах он пишет об уважении к личности учащихся, о предоставлении возможности для их интеллектуального развития, об особой, доверительной атмосфере на уроках, о значении использования в учебном процессе личного опыта детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемое. Созданию на уроке творческой обстановки, атмосферы сотрудничества способствуют содержание обучения и методы работы, которые обеспечивают многообразие видов деятельности учащихся и позволяют каждому из них полноценно участвовать в учебном процессе.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации особо подчеркивается значимость непрерывности образования в течение всей жизни человека, преемственность уровней и ступеней образования. Этот последний постулат в МОСШ № 5 реализуется благодаря управлению реализацией Программы развития школы «Преемственность обучения по дидактической системе Л.В.Занкова», психолого - педагогической программы: «Развитие креативности школьников школы III ступени», «Программа лонгитюдного исследования учащихся с высоким уровнем обученности».

Предметно содержательные (модифицированные) программы «Реализация дидактической системы Л.В.Занкова на уроках русского языка и литературы в 5-9 классы» (автор Габдрахимова Г.А. - заслуженный учитель РФ), «Реализация дидактической системы Л.В.Занкова на уроках математики в условиях апробации учебников «Математика. Психология. Интеллект» (автор Завидова С.В.) направлены на качественную преемственность в общем развитии учащихся.

Для реализации дидактической системы Л.В. Занкова были необходимы системные изменения в школе. Обновление управления школой начиналось, прежде всего, с формирования системы индивидуально - аналитической деятельности, как основного инструмента управления школой и заключалось в характеристике циркулирующих в ней информационных потоков.

В школе был создан информационно - аналитический центр, где сосредотачивается банк данных по различным направлениям деятельности школы:

  • лонгитюдные исследования учащихся;

  • психологическое обеспечение инновационной работы в школе;

  • диагностическое и методическое сопровождение эксперимента;

  • качество знаний и качество преподавания;

  • уровень воспитанности учащихся и воспитательная работа;

  • работа с педагогическими кадрами;

  • работа с одаренными школьниками, работа НОУ.

Планирование и организация деятельности происходит «снизу» по результатам работы школы за год на основе проблемного анализа и с учетом предложений детей, родителей и учителей, что и является ориентиром на новый учебный год, и позволяет приобщить каждого к общему делу школы, подключить его к рефлексии своей деятельности, работы учителей всей школы.

Организационная структура управления нашей школы - линейно - функциональная, с элементами матричной формы представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединения специалистов, обладающих различными функциональными знаниями, опытом и квалификацией в программно - целевые группы на основе горизонтального принципа взаимодействия.

Организационная структура управления 4 - х ступенчатая:

  1. Уровень управления директора - стратегическое управление.

  2. Уровень управления заместителей директора - тактические управление.

  3. Уровень управления учителей, классных руководителей, руководителей кружков — оперативное управление.

  4. Уровень учащихся - самоуправление.

На первом стратегическом уровне модернизация управления состояла в появлении нового коллектива субъекта - совета по эксперименту, который стал бы центром инновационной работы в школе.

На втором уровне тактического управления в школе появилась новая должность - заместитель директора по инновационной деятельности (по научно - методической работе).

На третьем уровне оперативного управления - новыми субъектами являются предметно - цикловые комиссии, с 2000 года - кафедра учителей-исследователей, информационно - аналитическая служба, временные - научно-исследовательские коллективы, творческие группы учителей по обогащению содержания образования, психолого-педагогический консилиум, валеологическая служба.

На четвертом уровне самоуправления новым субъектом стало научное общество учащихся «Эврика», которое стало центральным субъектом индивидуальной работы с одаренными детьми. Совет лидеров, который со временем сменила Школьная Дума.

Учитывая, что управление должно быть демократичным, партисипативным (участвующим), мы стремимся по отношению к субъектам всех уровней создавать условия для превращения их в субъекты управления, что является важнейшим фактором развития (саморазвития) личности.

Основными условиями, обеспечивающими управление развитием нашей школы являются:

  • управление качеством преподавания;

  • управление процессом диагностики учащихся;

  • управление развитием общей культуры личности субъектов образовательного процесса;

  • управление процессом обогащения содержания образования;

  • управление процессом дифференциации и индивидуализации обучения;

  • управление процессом информации о промежуточных результатах и вносимых коррекциях;

  • управление процессом подготовки педагогических кадров к решению инновационных задач, стимулирования к самообразованию и самосовершенствованию своей личности, повышению педагогической и психологической культуры.

Позади серьезная, кропотливая, системная работа по освоению технологии развивающего обучения по Л.В. Занкову педагогическим коллективом школы.

В соответствии с планово - прогностической функцией в школе разработана Программа развития школы до 2011 года «Преемственность обучения школьников по дидактической системе Л.В. Занкова», Устав школы, Программа «Образование и здоровье», «Одаренные дети», Программа развития воспитания до 2010 года, система воспитательной работы: Солнечный город. Ребячья Республика, Положение «О совете школы», «О предметно- цикловых комиссиях», «О кафедре учителей - исследователей», «О научном обществе учащихся». Планирование и организация деятельности происходит «снизу» по результатам работы школы за год на основе проблемного анализа и с учетом предложений детей, родителей и учителей, что и является ориентиром на новый учебный год, и позволяет приобщить каждого к общему делу школы, подключить его к рефлексии своей деятельности, работы учителей всей школы.

Управление развитием школы представляет собой систему взаимосвязанных мер (управленческих воздействий), направленных на решение задач общего развития школьников и раскрывает условия для реального саморазвития каждого субъекта образовательной системы школы в рамках реализации программы «Преемственность обучения школьников по дидактической системе Л.В.Занкова».