microbik.ru
1

Приемы привлечения и удержание внимания

п/п

Название приема

Описание приема

1

Голосовая и эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота)

2

Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3

Прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух все, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой.

4

«Провалы памяти»

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., — с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

5

Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержа­нию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6

Риторические вопросы

Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик.

7

Контрольные вопросы

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных.

8

Наводящие вопросы

В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы

На основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10

Уточняющие вопросы. Встречные вопросы

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложен­ной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пой­дет речь далее. Активность поощряется оценкой.

11

Свободное конспектирование.

- Пересказ

Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использо­ванием личного конспекта.

12

Конспектирование опорных (ключевых) слов.

Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повто­ряющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста.

13

Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок

Слушателям предлагается зарисовывать возникаю­щие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.

14

Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер.)

Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д.

15

Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета.)

Преподаватель начинает пересказ материала, затем пе­редает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю.

16

Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол.)

Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ - 3 балла, правильный - 1 балл), задает свой вопрос и бро­сает мяч другому слушатели или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет).

17

Тренировка кратковременной (слуховой) памяти. (Эхо.)

Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».

18

Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание

Главное условие - внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение магнитофон, радиоприемник, включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.

19

Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала

Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.

20

Тренировка внимания. (Соколиный глаз.)

Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправление волос, очков, руки за спину получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз».

21

Активация внимания.

(Будильник). Рекомендуется

для вечерних занятий и во

всех случаях, когда в группе

слушателей ощущается

усталость.


Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Сидоров; Петров), вставай, нас ждут великие дела!». Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», - затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала, не обращая внимания на их диалог.