microbik.ru
1

Программа духовно-нравственного воспитания

Название программы: «Судьба и Родина – едины»



«Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем–нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою»
Л.Н.Толстой






  1. ^ Актуальность программы


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. В настоящее время для большой части общества материальные ценности доминируют над духовными, это проявляется и в семьях, и в социуме, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи, утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание способно сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Включаясь в процесс духовно-нравственного воспитания и образования, надо помнить, что в России гарантированы права ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Создание программы является закономерным итогом многолетних поисков педагогами района путей воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Название программы «Судьба и родина - едины» не случайно: сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости и уважения к своим согражданам, ответственность не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа, развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.



  1. ^ Законодательная основа программы


Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся» разработана в соответствии с:

1. Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),

2.Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),

3.Федеральным Законом «Об образовании РФ»,

4.Национальной доктриной образования,

5.Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,

6.«Всеобщей декларацией прав человека»,

7.Гражданским кодексом РФ,

8.«Основами законодательства РФ о культуре»,

9. «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова (в рамках стандартов 2 поколения)


3. Пояснение понятий:

  • Духовно-нравственное воспитание - передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Это целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

  • Духовность - проявление таких качеств, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.

  • ^ Духовно развитый человек - человек, обладающий богатством мыслей, силой чувств и убеждений, высоконравственными качествами. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувства. По мнению Н. Г. Чернышевского, это тот, «кто приобрел много знаний, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, привык «мыслить». И, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

  • Нравственность - есть внутренняя установка личности действовать, как диктует совесть и свободная воля, в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с действующими в обществе законами. Именно с нравственностью связано различение таких понятий как добро и зло. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны со свободным нравственным выбором личности.

  • Патриотизм – это, прежде всего, то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ведь Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма.

  • Гражданственность- освоение и реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.





^ Цель Программы


Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.


^ Задачи Программы


  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства на основе изучения национальных культурных традиций. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей.

  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  • Развитие форм ученического самоуправления на основе сотрудничества и взаимодействия.

  • Создание условий для восприятия целостной картины мира.

  • Развитие способности воспринимать произведения искусства, понимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, овладевать культурой речи, правилами этикета.

  • Привитие трудовых навыков, обучение продуктивной деятельности.


Основные принципы программы

  • Гуманистическая направленность воспитания.

  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

  • Принцип сотрудничества.

  • Деятельностный подход.

  • Многоуровневостъ.

  • Личностно-ориентированный подход.

  • Вариативный подход.

  • Связь теории с практикой обучения и жизнью.

  • Наглядность, научность, доступность.

  • Возрастной подход.

Этапы реализации Программы

I этапАналитико-диагностический (Проведение необходимой для планирования работы психолого-педагогической диагностики, социальный опрос).

II этап – Методологический (Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Определение стратегии и тактики деятельности школы: администрации, старшего вожатого, отв. за воспит. работу, учителя, классного руководителя, библиотекаря, руководителей кружков, семьи, сельская библиотека, дом культуры ).

III этап - Учебно-воспитательный (Построение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, организация социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы классов. Взаимодействие школы, семьи и общества.)


IV этап – Отчётно-обобщающий (Обработка и интерпретация данных за 1 год, 3 года, 5,7 и 10 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы школы, классов).


^ Сроки реализации программы: 2011-2016 гг.


Заказчик Программы: Администрация Моготовской МООШ


Разработчики: старший вожатый Ситников С.И.


^ Исполнители Программы: Администрация Моготовской школы; старший вожатый; ответственная за воспитательную работу; классные руководители; учащиеся и их родители.


^ Предполагаемые результаты (педагогические ориентиры)


  • Знание и понимание учащимися истоков отечественной духовной и материальной культуры.

  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  • Осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли Православия для России.

  • Способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  • Духовно-нравственный облик школьника, сформированность его моральных принципов, культуры поведения.

  • Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

  • Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  • Умение работать в коллективе, строить отношение в социуме, организовывать деятельность на принципах сотрудничества, взаимопомощи, толерантности.

  • Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

  • Воспитание экологической культуры.

  • Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания.

  • Бережное отношение к природе, активная жизненная позиция в борьбе за сохранение мира на Земле.



Основные направления работы


  • духовно-нравственные ориентиры

  • гражданское самосознание

  • дисциплина и культура поведения, ответственность и исполнительность

  • готовность к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию

  • патриотизм

  • осознание связи с предыдущими поколениями

  • уважение к национальным традициям

  • понимание культурообразующей роли Православия для России.

  • общественная активность

  • сознательное отношение к народному достоянию

  • готовность к служению Отечеству, к его вооруженной защите

  • сохранение физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

  • воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов

  • формирование понимания значимости искусства в жизни

  • формирование представлений о семейных ценностях

  • формирование уважения и любви к членам семьи, к родителям

  • формирование правильных отношений между мальчиками и девочками

  • воспитание качеств личности в соответствии с их полом и возрастом

  • формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе

  • воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой

  • воспитание гуманистического отношения к людям

  • формирование правильного отношения к труду как источнику радости и творчества людей.


Направления и формы диагностики:


1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.


2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально-психологический климат в классе;

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;


3. Формы диагностики:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседы.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ по годам.


Направления и формы работы с детьми


  • Обучая, воспитываем (построение учебного процесса на целенаправленной воспитательной основе).




  • Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные наставления, советы, встречи с интересными людьми, беседы со священнослужителем, дискуссии на нравственные темы, обсуждение произведений литературы нравственной тематики, проведение благотворительных акций, Недель Добра, Дней семьи).

  • Гражданственно-патриотическое (изучение государственной символики, исторических событий, проведение мероприятий, посвящённых важным государственным праздникам и событиям, работа школьного музея, проведение Дней памяти, вахт памяти, оформление тематических стендов, военно-спортивных праздников. Работа военно-спортивных клубов, летних лагерей, юношеских военно-полевых сборов, встречи участниками миротворческих войн, солдатами и офицерами Российской армии и т.д.)

  • Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, прогулки, экскурсии, походы, соревнования, состязания, беседы с медиками, работниками МЧС, милиции, проведение Недели здорового образа жизни, ведение паспортов здоровья).

  • Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов, видеороликов, выставки рисунков, анализ произведений живописи, музыки, постановка спектаклей, сценических миниатюр, творческие вечера).

  • Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка класса и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам, участие в выставках прикладного творчества, посещение кружков прикладного творчества, конструирования, экологии, летняя трудовая практика).

  • Личностно-развивающее (изучение личности ребёнка, выстраивание личностного образовательно-воспитательного психолого-педагогического сопровождения, создание ученического портфолио, вовлечение в творческие конкурсы. Работа по развитию детской одарённости, проведение конкурсов «Ученик года», «Лучший спортсмен», «Золотой голос», «Лучший художник» и т.д.).


Формы работы с родителями:



  • наблюдение;

  • анкетирование и тестирование;

  • беседа;

  • консультации;

  • взаимодействие с социальным педагогом и психологом в работе с проблемными семьями;

  • родительские собрания (смешанные и отдельно с мамами и папами);

  • заседания родительского комитета;

  • родительский лекторий;

  • посещение семьи;

  • проведение совместных мероприятий с детьми и родителями: классных часов, вечеров, экскурсий, походов, акций, конкурсов;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • факультативные занятия совместно с родителями:

  • информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

  • тренинги;

  • ознакомление с литературой на воспитательные темы;

  • экскурсии;

  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • помощь родителей (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).


Основные документы, определяющие реализацию программы:


  • Воспитательная система школы.

  • Воспитательная система класса.

  • Разработка Положений и Проектов в контексте Программы «Судьба и родина - едины».

  • Планирование работы на год, на четверть.

  • Планирование отдельных мероприятий.

  • Своевременный анализ и диагностики.

Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я – защитник Отечества

1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
2) Содействие возрождению и развитию флотских и морских традиций.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа.

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.



Литература:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.

  2. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.

  3. Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.

  4. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.

  5. Рухиенко Н.М. Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципальной Орликовской средней общеобразовательной школы» // «Практика административной работы в школе», 2004, № 1, с. 50.

  6. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5, с. 27.

  7. Сазонов В. Воспитательное пространство лицея. // «Народное образование», 2000, № 8, с. 203.

  8. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69