microbik.ru
1

Наименование программы:


Основание для разработки программы:


Заказчик программы:


Цель программы:


Задачи программы:


Срок реализации программы:


Разработчик программы:


Ожидаемые результаты:


Перечень приоритетных направлений:


Кадровое обеспечение программы:


Возможные риски:


Программа индивидуального развития учащегося МОУ «Сятракасинская СОШ» Тихоновой Надежды Юрьевны «Познаю себя»


Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года

Моргаушский районный отдел образования и молодёжной политики

МОУ «Сятракасинская СОШ»

Родители учащихся


Создание условий для успешного развития всесторонне развитой личности, охватывающей её интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост.


  • Разностороннее развитие ребёнка, её познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.

  • Приобщения ученика к познавательной, общественно – полезной и культурной деятельности.


2008-210 годы


Фёдорова Светлана Васильевна, классный руководитель 4 класса МОУ «Сятракасинская СОШ» Чувашской республики.


  • Положительная динамика личностного роста ученика

  • Формирование коммуникативных способностей

  • Освоение учеником навыков самоорганизации самоуправления

  • Формирование ценности патриотизма, толерантного сознания

  • Формирование личностных мотивационных механизмов учения

  • Формирование опыта самосознания, самоопределения, самореализации, развитие в учебно – познавательной деятельности



«Здоровье», «Взаимодействие», «Семья», «Нравственность», «Творчество»



  • классный руководитель,

  • родители,

  • психолог,

  • учителя, работающие в классе,

  • учащиеся класса.




  • Активное включение учащегося в ученическое самоуправление, в общественную и кружковую работу может отрицательно повлиять на учёбу ребёнка.



^ Актуальность проблемы.

        В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих детей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать только классный руководитель. Ведь он находится с ними дольше, чем кто - либо! Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Задача классного руководителя как воспитателя – помочь сориентироваться учащимся не только в школьной жизни, но и за её пределами.

При поступлении в 1 класс стало известно, что Надя очень подвижная, эмоциональная и быстро запоминает стихи, выступала на телевидении в передаче «Ҫывãр, аптраман тавраш». Поэтому я разработала индивидуальную программу развития для своей воспитанницы – Тихоновой Надежды.

Так как я учу детей младшего школьного возраста, срок реализации программы должен быть 4 года, но моя программа рассчитана на – 3 года, т к. я разработала её только начиная со 2 класса.

^ Цель: Развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности  и раскрыть её индивидуальные особенности, создавая условия для самоопределения и самореализации

^ Индивидуальная программа развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

      поддерживать высокую учебную мотивацию школьника;

      поощрять её активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

      развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

      формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность.

Практические задачи:

1. Провести диагностику и анализ речевого творчества ученика.

2. Определить методы и приёмы, способствующие развитию выразительной, эмоциональной речи.

3. Выработать навыки, связанные произносительной культурой речи (тон, сила и тембр голоса ритм, темп речи, логическое ударение).

4.Способствовать постановке сценической дикции, артикуляции, жестикуляции, расширению кругозора, развитию творческого воображения.

5. Воспитать эстетические чувства.

 

Моя работа проводилась в три этапа:

1.Цель предварительного этапа - сбор информации о ребёнке.

2.Цель диагностического и коррекционного этапа - Изучение эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития..

^ 3.Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающегося в школе, коррекционно- развивающей работы и др.


В своей работе использовала такие методы и формы :

Наблюдения

тестирование,

 анкетирование,

опрос

индивидуальные развивающие занятия,

инсценировки,

беседы,

ролевые игры,

работа в группах

работа в парах

участие в кружках

участие в конкурсах 


^ 1 этап – предварительный.

Сроки: 2 класс

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, использовала различные методы:

- наблюдение

-анкетирование (самого ученика, его родителей)

-собеседование

- изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)

По наблюдениям выявила, что девочка активная , но не целеустремлённая, свободно общается со взрослыми, не стесняется, богатый словарный запас. Из анкетирования выяснилось, что учёба – это игра, хорошее учение не интересует. Собеседование показало, что девочка получает мало материнской ласки. Мать Нади ушла из семьи и оставила дочь в грудном возрасте. По результатам работы составила «Характеристику учащегося» 

Характеристика

Ученицы 2 класса  МОУ «Сятракасинская СОШ»

Тихоновой Надежды Юрьевны

1.Дата рождения: 30 сентября 1999г.

2.Место жительства: Моргаушский район, д. Ятманкино

3.Родители: Юрий Иванович (отец), Наталия Витальевна (мачеха),

4.Другие члены семьи: Александра (сестра, дочь мачехи)

5. Состояние здоровья: маленький рост

6.Дополнительное образование: кружки (хореография)

7. Итоги прошлого уч. года норматив 1 –классника выполняет

8.Особенности личности: _жизнерадостная,  оптимистка,  мотивация к учению не выражена достаточно, очень низкая самооценка

2 этап – диагностический

^ Сроки: 2 класс       

Диагностическая работа, проведенная в начале 2 полугодия второго учебного года, помогла изучить индивидуальные особенности, познавательные способности, пассивный и активный словарный запас и готовность ученика к творческой деятельности, помогла глубже ознакомиться с психическими качествами, мотивационной средой, взаимоотношениями ученицы с одноклассниками и с родителями.

Речь регулируется рядом психических процессов (внимание, память, воображение, мышление). Исходя из этого диагностическую работу начала с исследования этих психических функций.

Диагностическая работа

1) Для определения продуктивности и устойчивости внимания ребенку предлагался бланк с кольцами Ландольта.

График показывает, что у Нади и продуктивность, и устойчивость внимания высокая.


2) Определение объема кратковременной слуховой памяти по методике «Запомни цифры» - средний уровень.

3)Методика определения объема зрительной памяти «Запомни рисунки» помогла выявить высокий уровень зрительной памяти.

4) Методика «Вербальная фантазия» выявила, что речевое воображение на высоком уровне.

5) Метод ответов на вопросы, использованный для оценки общей ориентировки в окружающем мире и запаса бытовых знаний показал средний уровень.

6) Методика определения понятий показала, что у Нади богатый словарный запас.

7) Динамику процесса заучивания определяла по методике «Выучи слово»



График показывает, что динамика процесса заучивания у Нади высокая.

8) По методике определения активного словарного запаса выявилось, что уровень развития высокий.

По тесту тревожности «Выбери нужное лицо», разработанной американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В.Амен выявилось, что у девочки средний уровень тревожности

9). Исследование устной монологической речи показало, что речь ученицы высоко развита.

Детский вариант личностного теста Р.Кеттела выявил следующее:



^ Основные черты личности ребенка

Характеристика ребенка

Экстраверсия – 6 баллов

Неспособный скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе

Уверенность в себе - 8 балла

Уверенный в себе, легко ранимый.

Эмоциональная невозбудимость – 7 баллов

Не всегда сдержанный, спокойный.

Независимость – 4 балла

Не доминирует над другими, часто уступает.

Благоразумие – 4 балла

Не очень рассудительный, иногда может рисковать.

Добросовестность – 9 баллов

Добросовестный, исполнительный, ответственный.

Смелость – 7 балла

Раскованный, смелый, решительный в своих действиях и поступках.

Практичность – 5 баллов

Реалистичный, практичный.

Оптимизм – 7 баллов

Легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Самоконтроль – 7 баллов

Хорошая социальная приспособленность и умение контролировать свое поведение

Невозмутимость – 9 баллов

Повышенная нервная напряженность.

10). Коммуникативные качества личности ребенка и взаимоотношений с окружающими людьми, которые оценивались с помощью анкеты для родителей и учителей, работающих в этом классе.

^ Оцениваемые качества личности

Соответствующие характеристики

Общительность

очень

Организаторские способности

Одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, так и подчиненные, второстепенные роли.

Взаимоотношения с другими детьми

Умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми

Альтруизм

Охотно делится своими игрушками

Эмпатия

Всегда сочувствует другому

Агрессивность

Никогда не обижает других детей

Беспомощность

Иногда жалуется взрослым

Обидчивость

Чаще обидчива

Справедливость

Не всегда справедлива

Правдивость

Не всегда говорит правду

Вежливость

Всегда

Послушание

Всегда

Самостоятельность

Самостоятельна

Настойчивость

Бывает и настойчива.

Трудолюбие

Очень трудолюбива, всегда охотно и старательно выполняет порученную работу

Уверенность в себе

Уверена в себе



11). Социометрическое исследование показало, что ^ Надя наиболее популярна в классе, дети хотят с ней общаться.


Социометрия



Анализ результатов диагностики показал:

  • проблем с памятью и вниманием у Нади нет;

  • девочка добросовестная, исполнительная, ответственная, трудолюбивая ,вежливая;

  • речевое воображение высокое;

  • имеет организаторские способности;



2 этап вторая часть – коррекционный

Сроки: 3 класс

По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, лингвистики (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.В.Гавриш, и др.) именно произведения искусства, в частности живописи, музыка и литература, в процессе обучения и воспитания оказывают позитивное влияние на развитие творчества детей.

Так как у девочки преобладают положительные эмоции и, учитывая, то, что она любит петь, рисовать, танцевать решила разрешить эту проблему через хореографию, музыку, литературу. Надеюсь, что именно они помогут девочке раскрывать свои возможности в саморазвитии, сделать речь яркой, эмоциональной и выразительной.

^ Мероприятия по реализации цели и задач программы

Блоки

Виды деятельности

Музыка

Посещение музыкального кружка

Участие на концерте, посвященном дню пожилых людей.

Участие на концерте, посвященном Дню матери.

Хороводные музыкальные игры.

Описание содержания песни своими словами.

Сочинение загадок о героях песни.

Пение песен со словами, которые насыщены гласными.

Творческая работа «Моя любимая песня».

Инсценирование народных песен.

Творческое задание «Продолжи песню».

Игра «Узнай песню по описанию».

Пение песен – караоке.

Выступление перед родителями.

Литература

Посещение кружка «Шаги в литературу»

Инсценирование сказок, сценок.

Обсуждение героев инсценировки, характеров персонажей, костюмов.

Словесный портрет героя.

Оценивание высказываний товарищей.

На основании текста инсценировки подумать и предложить собственные варианты интерпретации роли.

Разыгрывание мини сценок, раскрывающих смысл пословицы.

Узнать героя сказки по названным признакам и составлять развернутое высказывание о нем.

Составлять высказывания об образе персонажа по деталям костюма.

Узнавание и рассказывание эпизода сказки по опорным словам.

Творческое задание «Если бы я был актером».

Творческое задание «Если бы я был режиссером».

Игры «Передай образ голосом», «Изобрази».







Работа с родителями

Беседа о создании условий для творческого развития словарного запаса, для формирования эмоциональной речи.

Консультация «Как развивать творческого ребенка»

Составление памятки для родителей. Приложение 1






Исходя из сделанных мной выводов предлагаю Наде составить свой индивидуальный план развития и назвали его :

Я сама  «Хочу быть успешным»

индивидуальный план развития

ученицы 4 класса МОУ «Сятракасинская СОШ»

Тихоновой Надежды Юрьевны

^ 1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

 Закончить 4 класс как можно лучше.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Очень хочется по всем предметам успевать на «хорошо» и «отлично», всюду поучаствовать : на конкурсах, в играх , чтобы проверить свои знания и возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сама. Обязательно буду участвовать в школьных конкурсах.

3 четверть

Думаю, что мне необходимо дополнительные занятия по математике. Нужна помощь учителя.

4 четверть

Закончить 3 класс без троек.

^ 3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Я не ударница, но у меня только одна «тройки». Спасибо родителям и учителю. Активно участвовала в конкурсах, различных мероприятиях .

Механизм реализации программы

Итак, для реализации программы выбраны следующие блоки: музыка, литература, хореография. Разработала систему занятий, которые будут проводиться индивидуально с ученицей, в парах, группой и всем классом.

Групповая форма работы создает атмосферу эмоционального комфорта, в которой Надя начинает ощущать причастность к общему делу, защищенность, у нее появляется возможность познания себя через окружающих, развивается уважительное отношение к мнению другого, умение его выслушать и принять, обеспечивает эффективность развития творческого потенциала личности.

Учитывая то, что монологическая речь формируется на основе формы речевого общения, в программе предусматривается работа в парах. Работа парами помогает понимать вопросы, учит составлять ответы на него, учит постановке вопроса.

Предпочтение отдается игре, она является ведущей формой организации общения детей младшего школьного возраста. Вовлечь Надежду в общение, заинтересовать ее помогут игровые ситуации, инсценировки, драматизации, так как в такой ситуации ребенок становится свободнее, раскрепощеннее, с удовольствием участвует в работе, не подозревая, что выполняет задание педагога.

Музыкальные занятия, репетиции и концерты помогают развитию интонационно – выразительной стороны речи, способствуют постановке сценической дикции, жестикуляции, артикуляции.

Для выработки произносительных навыков программой предусматриваются:

  • упражнения для развития тембра голоса. Это чтение стихотворений нараспев, пение песен со словами, которые насыщены гласными. См. Приложение 2

  • упражнения для развития силы голоса. Чтение стихотворений. См. Приложение.3

  • игры для развития высоты голоса.

  • Девочка посещает хореографический кружок. Работаю в тесном контакте с руководителем кружка. Мы с обсуждаем, какие роли давать Наде.

Так же главный упор делаю на театрализацию известных детям сказок, басен, стихотворений для выступления перед родителями, что позволяет Наде перевоплощаться в сказочных героев, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, помогает раскрепощаться не только в речи, но и в движениях.

Часто выступаем мы перед родителями и перед населением, где Надя активно участвует: то она ведущая, то солистка, то чтец, то танцовщица.

Реализация программы не возможна без поддержки родителей.. В классе часто проводим выступления и конкурсы. Родители Нади желанные гости. Они охотно включаются в проводимые мероприятия. Это придаёт девочке настроение и укрепляется желание .

Так же на реализацию цели программы способствует общественное поручение Нади. Одноклассники выбрали её культмассовиком. Она вместе с классом ставит танцы, где сама придумывает элементы танца, проводит репетиции для выступлений с концертами. Она каждый раз подходит и советуется о возникших проблемах и удачах. Девочка любит, когда с ней обсуждаем планы работы класса. После чего она обсуждает эти планы с активом класса.

Вожатая школы часто привлекает Надю к общественным делам, она в этом году играла роль «Снегурочки» на празднике Нового года.

Таким образом, на творческое развитие содействует детская организация.


Результаты.


В результате реализации программы получены следующие результаты:

  • У Нади понизился уровень тревожности. Теперь она более уверена в себе, у нее реально преобладают положительные эмоции;

  • появилось желание самостоятельно прилагать усилия для решения своей проблемы, которое является важным результатом работы;

  • девочка с желанием посещает кружки. В процессе занятий в кружках, репетиций и концертов у нее вырабатывается правильная дикция, выразительная эмоциональная речь. Последнее выступление на сцене «Празднование Дня Матери» и Новогодний маскарад показали, что в инсценировках она свою речь научилась сопровождать жестами, выразительными движениями, определенной мимикой и позами.

  • В учении добилась успехов. Второое полугодие закончила успешно, только одна «3» по математике.



Уровень обученности





^ ДИАГРАММА УЧАСТИЯ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЛАХ

 

                                           


4.3 Выводы

Я думаю, что правильно выбрала методы и формы для работы с Надей. Музыка, литература и хореография предоставляют богатый и разнообразный материал для творческого развития, формирования познавательных способностей, развития воображения. Работа еще в процессе, но уже видны положительные результаты. Таким образом, можно говорить о том, что программа эффективна. После выполнения всех действий, предусмотренных программой и при тесном сотрудничестве с родителями, учителями, работающими в классе и руководителями кружков, цель программы достигнута и есть определённые результаты:

  • Надя участвовала в районной олимпиаде по литературному чтению,

  • неоднократно получала грамоты школы за первые места на конкурсах чтецов,

  • имеет благодарственное письмо администрации Сятракасинского сельского поселения за активное участие в праздновании дня деревни.(29 мая 2009г.)

  • Надя заняла 1 место на районном конкурсе чтецов «Во славу добрую земли», посвящённом Году земледельца(16 ноября 2009г.).

  • Заняла первое место в республиканском конкурсе чтецов среди детей и подростков «Во славу добрую земли» посвящённого Году земледельца в Чувашии(27 ноября 2009г.)

Для того чтобы зафиксировать накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в период их обучения, в нашей школе широко используется «Портфолио» (это необходимое условие реализации Индивидуального плана развития школьника) в виде творческой книжки учащегося. Портфолио помогает нам (родитель + ученик + учитель) представить отчёт по процессу образования ученика, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

      Вот так успешно у Надежды накапливается ПОРТФОЛИО грамотами, сертификатами свидетельствами.


Приложение 1

Памятка для родителей.


  1. Больше общайтесь с девочкой.

  2. Обсуждайте с ней её удачи.

  3. Спрашивайте мнение девочки об участии её на конкурсах .

  4. Обсуждайте просмотренные мультфильмы, прочитанные книги.

  5. Играйте в ролевые игры.



Приложение 2


Песни для развития тембра голоса:


  1. Детские песенки караоке.

  2. Песня Красной Шапочки.

  3. Песни , выученные на уроках музыки

  4. Чувашские песни

  5. Песни, с переделанными словами

  6. Исполнение караоке

  7. Детские песни с диска



Приложение 3


^ 1. Стихотворение А.Шибаева


Была тишина, тишина, тишина,

Почти без голоса, одной артикуляцией

Вдруг

шепотом

Грохотом грома сменилась она,

И вот уже дождик

Тихонько – ты слышишь?

^ Голосом разговорной речи

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверное, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит. Уже барабанит!

Очень громко


^ 2. Агния Барто «Когда ударил гром»


Люди спят, и птицы спят –

Тишина полная.

Шепотом

Осветила темный сад

Молния! Молния!

^ Испуганно, громко

Сильный ветер на кусты

Налетел волнами,

Голосом разговорной речи

И опять из темноты

Молнии! Молнии!

Громко

Ветер, ветер-ураган

Бьет деревья по ногам,

И стволы трещат,

И трепещет сад!

^ Очень громко




  1. Людмила Николаева «Çумăр»

Хǎнтǎр-хантǎр! Аслати

Çурчě таврана.

^ Очень громко

Вǎр-вар ватти-вěтти

Хупрě хапхана.

Голосом разговорной речи

Йǎлтǎр-ялтǎр! Çиçěм те

Çиçрě хǎратса.

Громко

Вǎштǎр-ваштǎр çилě те

Вěрчě вǎйланса.

Голосом разговорной речи



Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология. / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВДАДОС – ПРЕСС, 2003. – 264 с.

3. Немов, Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. - 640с

4. Ю.О. Бронникова «Формирование культуры речи младших школьников» Начальная школа №10 2003 год

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.

6. Лушина Т.И. Современные подходы к составлению программ воспитания. Народная школа .№2 2008

7. Савин С.М. Современный подход в оценке результативности деятельности классного руководителя. Народная школа №6 2007.

8. Интернет ресурсы.