microbik.ru
1

На что следует обратить внимание в развитии речи 

будущего первоклассника

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к школе должен  выговаривать все звуки
2. Состояние фонематического восприятия.

Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, определять первый и последний звук в слове, уметь из звуков составлять слова, определять количество звуков и слогов в слове, уметь различать и повторять сочетания слогов типа: ва-фа-ва, тя-ча-ча, лы-лы-ры и др.
3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (стул - стульчик), словоизменение (дерево - деревья), согласование (красное платье, синий шар),  управление (вышел из дома, рассказал о семье).
4. Состояние слоговой структуры слова.

Ребенок должен безошибочно произносить слова типа: электричество, часовщик, градусник, водопроводчик и т.п. Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм). 
5. Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов.
6.  Состояние связной речи

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Ребенок должен уметь использовать в речи не только простые, но и сложные предложения, уметь правильно употреблять в речи предлоги (особое внимание обратить на пространственные предлоги: в, на, из, под, над, с (со), к, от, через, у, между, по, перед, за, из-за, из-под и др.
7. Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы.

8. Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

 

Список рекомендованной литературы.

  1. Ткаченко Т.А.

    • «Логопедические упражнения» Готовимся к школе по интенсивной методике.

    • «Легко и точно подбираем слова»

    • «Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь

  2. Колесникова Е.В.

  • «От А до Я»

  • «Готов ли ваш ребенок к школе?» (тесты)

  • «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»

  1. Учимся читать правильно за 20 минут в день, Дмитрова Е., Резниченко С.

  2. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников, С.А. Васильева