microbik.ru
1

Организация урока для учащихся.

  1. Организация уроков с учетом гигиенических требований.

В организации уроков очень важно сохранение работоспособности школьников. Учителя используют информацию о том, что у учащихся с нарушением зрения в первые 5-10 минут урока отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между 10 и 20 минутами. В последние 10-15 минут работоспособность снижается.

При организации урока обязательно учитываем требования к освещению, учебному оборудованию. Руководствуемся Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1. 1249-03»

  1. Дозирование зрительной нагрузки.

Во время проведения уроков педагоги учитывают допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, длительность активного внимания учащихся.

  1. Переключение с одного вида деятельности на другой.

После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, переходим к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор.

Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности.

  1. Включение в уроки коррекционных пауз и физминуток.

Коррекционные паузы проводятся в режиме в течение дня, но особенно они важны во время учебного процесса.

^ В коррекционные паузы включаем разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

Используем их несколько раз в течение урока, особенно после напряженного зрительного труда.

Проводя коррекционные паузы, стараемся соблюдать следующие принципы:

  • системность воздействий;

  • постепенное увеличение коррекционной нагрузки;

  • индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от состояния здоровья
    ученика;

  • сочетание коррекционных упражнений с учебными задачами урока.

Кроме коррекционных пауз, для предупреждения утомления, улучшения общего состояния проводим физкультминутки. Часто они имеют коррекционную направленность, т.е. упражнения сочетаются с гимнастикой для глаз.

Если продумать, как будет связана физкультминутка с содержанием урока, то переход урока к физкультминутке совершается легко.

  1. Использование методики доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Одна из технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, которую мы используем - это периодическая смена поз, т.е. перевод из положения сидя в положение стоя. С этой целью используем в начальных классах конторки. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Лучший вариант, когда дети меняют позы через каждые 15 минут.

В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.

  1. Обязательное использование наглядности.

Пословица говорит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». Учителя широко используют разнообразные наглядные методы: сигнальные карточки, таблицы, картины, схемы, фотографии, ребусы, кроссворды и т.д. Это помогает качественно объяснять учебный материал. Усвоение его во время урока облегчается, если ученик не только воспринимает объяснение на слух, но и рассматривает наглядные пособия. Для детей с нарушением зрения наглядность имеет большое значение.

Учебно-наглядные пособия стараемся подбирать так, чтобы одновременно соответствовать лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, т.е. способствовать решению конкретных лечебных задач и вызывать у детей интерес к уроку.

Частая смена видов работ на уроке способствует снятию зрительного напряжения и улучшает внимание учащихся. Таким образом, решаются коррекционные задач.

Одной из технологий коррекционной педагогики мы считаем коррекционно-развивающие ресурсы игры.

Игра занимает значительное место в режиме жизнедеятельности наших учащихся. Она выступает, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание урока; во-вторых, как эмоциональная опора личности, обеспечивающая психологический комфорт; в-третьих, как элемент творческого самовыражения