microbik.ru
1

МДОУ № 9 «Берёзка»


Консультация для родителей


Особенности

звукопроизношения у детей

3-4 лет


Учитель-логопед: Кузнецова Н.Ю.


Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью , но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягченность речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка). Многие ребята не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Дети этого возраста не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юкка», «лука» (вместо «рука» ), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К- Т, Г- Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков ( «шук» вместо «жук»).

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет свои особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит , а в другом искажает , либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай- трамвай, клыша- крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук , обычно более трудный , заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах : «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Таким образом, произношение детей 3-4 лет характеризуется рядом особенностей:
  1. ^

    Согласные произносятся смягченно ( «лезецька» - ложечка).

  2. Свистящие звуки С, З, Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются ( «абака»-собака, «амок»-замок); заменяются : с-ф ( «фобака»-собака), з-в «вамок»- замок), ц-ф ( «фыпленок» - цыпленок) , с-т ( «тобака- собака) , з-д ( «дамок»- замок), ц-т ( «тветок»- цветок).

  3. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко , пропускаются ( «апка»-шапка, «ук» - жук и др.); заменяются : ш-с , ф ( «сапка», «фапка»- шапка), ж-з в ( «зук» , «вук» - жук), ч-ц, ть ( оцки», «отьки» - очки), щ- сь, ть ( «сётка», «тётка»-щётка).

  4. Звуки л и р пропускаются ( «ампа» - лампа, «ука»- рука); заменяются звуками ль ( «лямпа»- лампа, «люка»-рука), й ( «ямпа»- лампа, «юкка»-рука).