microbik.ru
1

Оценить качество образования в своей школе сложно – не придумано единых методов и критериев. Однако, многие школы разрабатывают и апробируют их сами, основываясь, в целом, на внутренние процессы. Опыт такой оценки представлен директором одного из московских центров образования.

Качество образования: внутришкольная система оценки

А.Пименов

Система различных независимых предметных мониторингов находится, по нашему мнению, в зачаточном виде. Использование результатов ЕГЭ и ГИА, предметных мониторингов происходит в большей степени для принятия управленческих, административных решений, мер воздействия на администрацию школы и учителей, чем для определения «болевых точек» и перспектив развития. Подавляющее большинство руководителей ОУ, а тем более учителей, имеют слабое представление о научных подходах к определению и оцениванию качества образования не только в мире, но и в России, что, по нашему мнению, является тормозом на пути повышения эффективности деятельности ОУ. В этой связи в нашей школе среди педагогов был проведён блиц-опрос по вопросу: «Что они считают качеством образования?» Как мы и предполагали, на первом месте со значительным отрывом оказалось «качество знаний». Среди наиболее часто упоминавшихся высказываний отметим: на первом месте хорошие результаты школьников на ЕГЭ и ГИА, затем олимпиады и конкурсы. Таким образом, мы можем предположить, что в профессиональном сознании учителя сформировалось представление о качестве образования, прежде всего, через призму ЕГЭ и ГИА!

В этих условиях нам показалось необходимым осуществить попытку выстраивания собственной внутришкольной системы оценки качества образования Центра образования №975, основанной на наиболее заинтересовавших нас примерах из международной практики построения системы оценки качества образования, и ориентированной на те цели и задачи, которые ставит перед собой наше ОУ. Но вместе с тем, мы были вынуждены считаться и с тем фактом, что существует московский регистр качества образования, который является основой для определения качества образования в г. Москве.

Также необходимо отметить, что предлагаемый «Регистр качества образования» и «Отчёт о самооценке» в настоящий момент находятся в стадии апробации и, соответственно, в них могут ещё вноситься изменения и дополнения.

Система оценки качества образования в Центре образования №975.

1.Контекст обеспечения качества образования в Центре образования №975.

Система оценивания качества образования ЦО включает в себя два уровня: «Учитель» и «Школа». Включение уровня «Учитель» свидетельствует о том, что эффективность обучения в первую очередь зависит от квалификации и личных качеств учителя.

^ Процедуры и результаты оценки качества образования прозрачны и открыты для профессионального и общественного обсуждения. В этом плане система оценки качества образования ЦО №975 требует дальнейшего развития практики публичной отчетности ОУ о различных аспектах собственной деятельности. Стандарты такой отчетности отражают:

  • миссию, цели учебного заведения, в т.ч. по отношению к качеству и стандартам;

  • структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения;

  • основные направления и результаты экспериментальных и научных исследований, проводимых в ЦО;

  • организацию системы качества;

  • состав учащихся, их успеваемость (в обобщённом виде), а также оценку обучающимися качества образовательного процесса в ЦО;

  • достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;

  • основные финансовые показатели деятельности ОУ, уровень его ресурсного обеспечения.

При выборочном исследовании в нём принимают участие выборочные классы. В таком случае открыто публиковать результаты в этом случае не всегда будет справедливым, т.к. низкие результаты могут быть связаны с рядом условий, которые неподконтрольны ЦО (например: национальный и конфессиональный состав в классе, бедность, семейные обстоятельства, жилищные условия и здоровье).

При структурировании оценивания уровня «Школа» нами были использованы материалы, разработанные Московским Центром качества образования (МЦКО) и используемые при проведении аккредитации и лицензировании образовательных учреждений (ОУ) г. Москвы как основной форме внешней и независимой экспертизы.1

Внутренняя экспертиза проводится внутри ОУ и включает в себя результаты самоаудита учителя и результаты внутришкольного контроля, проводимого с использованием определённого инструментария в виде различных бланков наблюдения, социологических опросов, психологических диагностик и т.д., которые, по сути, для самого учителя являются внешней экспертизой.

^ Система оценки качества образования ЦО предполагает значительное усиление роли самооценки учителя и самообследования самого ОУ. Результаты самообследования рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества деятельности учителя и ЦО. В дальнейшем роль самообследования, как эффективного инструмента оценки качества образования должна возрастать. Важную роль в определении качества образования ЦО играют оценки со стороны учащихся и родителей:  удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым (или не получаемым) образованием, уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т. д.

Кроме того, одной из оценок деятельности системы образования являются показатели, насколько семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствующих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека.

Исследования, проводимые ЦО, предполагают сравнение с другими образовательными учреждениями, находящимися, как правило, с ним в одном кластере школ: территориальное расположение, социально-экономическое положение и образовательный уровень семей. Внешняя оценка осуществляется независимыми относительно ЦО организациями или экспертами.


^ Цель оценки качества образования: оценка эффективности деятельности ЦО

Задачи:

  • Сбор информации для принятия решений в области планирования развития и повышения эффективности деятельности ЦО

  • Получение информации о состоянии уровня достижений каждого ученика, класса и ЦО в целом

  • Сбор информации на постоянной основе о положительном педагогическом опыте учителей ЦО

  • Формирование у учителей устойчивой культуры сотрудничества

  • Разработка рекомендаций учителю для его дальнейшего профессионального роста

Система оценки качества образования ЦО должна помочь ответить педагогическому коллективу на следующие вопросы:

  1. Насколько образовательный процесс в ЦО достигает результатов, соответствующих собственным целям и целям, поставленным государством;

  2. Каковы сильные и слабые стороны в деятельности ЦО: в каких направлениях достижения выше, в каких – ниже.

При этом необходимо учитывать тот факт, что «никакое измерение не может быть абсолютно точным, никогда нельзя быть уверенным, что данное измерение верно отражает реальное положение дел»2.

Объективность полученных результатов во многом зависит от уровня доверия между учителями и руководством ЦО, между ЦО и инспектирующими организациями, между самими учителями. «Одним из главных уроков изучения экономической жизни является то, что благополучие страны, а также её состязательная способность на фоне других стран определяются одной универсальной культурной характеристикой – присущим её обществу уровнем доверия».3 Данный вывод, на наш взгляд, в полной мере можно перенести из области экономики в область образования. В связи с этим, большую роль в «Системе оценки качества образования в ЦО №975» играет самоаудит учителя, который наравне с внешними процедурами призван обеспечить сбалансированность и объективность полученных результатов.

  1. Основные составляющие качества образования Центра образования №975:

  1. Качество образовательного процесса

  2. Образовательные результаты

  3. Перспективы развития ЦО

  1. Принципы системы оценивания качества образования в Центре образования №975:

  1. Направленность оценивания на индивидуализацию обучения

  2. Гибкость и сбалансированность процедур внешнего оценивания и самооценивания

  3. Ученики, учителя и само образовательное учреждение являются одновременно объектами и субъектами оценивания

  4. Оценивание направлено от оценки результатов образования к оценке непосредственно образовательного процесса

  5. Системный подход к оцениванию

  6. Направленность оценивания на активное и продуктивное участие учителей во внутришкольных и межшкольных профессиональных сообществах

  7. Направленность оценивания на поступательное повышение качества образования в ЦО (переход в целеполагании оценивания: от фиксации результатов к выстраиванию путей для повышения эффективности деятельности учителя и ЦО)

Таблица

«Система показателей качества образования в ЦО №975»

Направления

Инструментарий мониторинга

Сроки

Исполнитель

  1. ^ Качество образовательного процесса




1-й уровень «Учитель»




1.Профессиональная компетентность педагогов











^ Внутренняя экспертиза




    1. Личностно-ориентированный урок










  • Наличие индивидуальных образовательных траекторий для учащихся на уроке на основе психолого-педагогических данных

Индивидуальная психолого-педагогическая программа поддержки ученика

Рекомендации психологов


В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба



Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Учитель

  • Наличие на уроке развивающей среды




Бланки наблюдения за отдельными элементами личностно-ориентированного урока:

  1. работа учителя с вариативным дидактическим материалом

  2. с субъектным опытом ученика

  3. использование групповых форм работы

  4. технологии проектной деятельности

  5. эффективность стартовой и итоговой части

  6. с учащимися с особыми потребностями

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба



Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Учитель

  • Ученикам созданы условия для участия в процессе оценивания и самооценивания

Бланк наблюдения за ЛОУ


В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Учитель

  • Атмосфера взаимодействия учителя и ученика на уроке




Бланк наблюдения за личностно-ориентированным уроком

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Учитель

Психологическая диагностика изучения атмосферы учения в классе

1-е 5-е классы – 2 раза в год

2-11-е классы – 1 раз в год

Психологическая служба

    1. ^ Видение перспективы развития каждого ученика (культура высоких результатов)

Бланки психололго-педагогических наблюдений

Психологическая диагностика учащихся

1 -2 раза в год

Администрация

Психологическая служба

Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Учитель

    1. ^ Устойчивая культура сотрудничества (активное и продуктивное участие во внутришкольных и межшкольных профессиональных сетях)

Бланк наблюдения администрации

1 раз в год

Учитель

Отчёт о самооценке учителя ЦО

Июнь

Ежегодно

Администрация

^ Внешняя экспертиза




    1. Профессиональная аттестация педагогов




По заявлению




    1. Профессиональные

конкурсы




По заявлению




    1. ^ Положительная динамика результатов обучения учеников в соответствии с данными независимого оценивания

Результаты независимых мониторингов оценки качества образования

Не реже одного раза в год




^ 2-й уровень «Школа»




Внешняя экспертиза




2.Качество программы развития и образовательной программы ЦО

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством РФ, г. Москвы, Уставом и локальными актами ЦО




3. Качество управления ресурсами для достижения целей

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством РФ, г. Москвы, Уставом и локальными актами ЦО




4. Качество образовательной технологии и средств образовательного процесса: учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством РФ, г. Москвы, Уставом и локальными актами ЦО




^ 5. Качество школьной инфраструктуры (расписание занятий, педсоветы, профессиональные сообщества, Управляющий совет, органы ученического самоуправления и т.д.), способствующей получению желаемых результатов, путём улучшения образовательной среды и организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса)

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством РФ, г. Москвы, Уставом и локальными актами ЦО




^ II.Образовательные результаты

(соответствие стандартам)




2-Й УРОВЕНЬ «Школа»




^ Внутренняя экспертиза




  1. Внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся

Бланки педагогических наблюдений



По плану

Администрация

Психологическая служба

Социально-психологическая диагностика

Не реже 1раза в 2 года

Психологическая служба

Социальный педагог

Текущая и промежуточная аттестация учащихся

В течение года

Администрация ЦО

  1. ^ Стартовая диагностика – готовность к школе

Тестирование

Анкетирование

1 раз в год

Администрация

  1. ^ Социологические исследования «Отношение родителей и учащихся к деятельности ЦО»

Анкетирование

Интервьюирование

По необходимости

Администрация

  1. Самообследование

Отчёт о самооценке

Не реже 1 раза в два года

Администрация

Внешняя экспертиза




  1. ЕГЭ

тестирование

Ежегодно

ДО

  1. ГИА

тестирование

Ежегодно

ДО

  1. ^ Стартовая диагностика ОУУН, надпредметных компетентностей

тестирование

По плану Департамента образования (ДО), Окружного методического центра (ОМЦ)

ДО

  1. ^ Стартовый, рубежный, итоговый контроль по каждому из основных образовательных предметов

тестирование

По плану ДО, ОМЦ

ДО

  1. ^ Стартовый и итоговый мониторинг образовательных достижений

тестирование

По плану ДО, ОМЦ

ДО

ОМЦ

  1. Окружные контрольные работы

тестирование

По плану ОМЦ

ОМЦ

  1. Городские контрольные работы

тестирование

По плану ДО

ДО

  1. Аккредитационное тестирование учащихся

тестирование

В соответствии с законодательством

ДО

  1. Социологические исследования

анкетирование

По выборке

ДО

  1. Международные исследования

тестирование

По выборке

ДО

  1. Перспективы развития ЦО




^ 1. Программа повышения эффективности деятельности ЦО 4

Внешняя экспертная оценка

Не реже 1 раза в 2 года

ОМЦ



^ Отчет о самооценке учителя

Самооценка (отчет)

Ф.И.О.




Предмет




Нагрузка




Классы




Количество учащихся





^ Цель проведения самооценки

Данная форма предназначена, чтобы помочь администрации, общественности, представителям органов управления образованием и методических служб получить представление о результатах профессиональной деятельности и процессе преподавания учителя на основании самооценки. Она является основанием для обсуждения между учителем, методистами, представителями органов управления образованием и руководством ОУ.

^ Кто заполняет форму?

Форма заполняется непосредственно учителем.

Как должна быть заполнена форма:

  1. стройте свое описание и оценивание, фокусируясь на том, как это влияет на результаты обучающихся;

  2. каждый вывод необходимо доказательно обосновать;

  3. будьте кратки и делайте ссылки на информацию или данные, которые очевидно доступны (но не включайте данные в текст);

  4. стремитесь ограничить ваши ответы объемом 3 страницами (формат А4, шрифт 12 Times New Roman, интервал 1,5);

  5. выберите из шкалы от 1 (очень мало) до 4 (превосходно) оценку, которая наиболее точно отражает ваши выводы при ответах на вопросы;

  6. ссылайтесь, там, где это необходимо, на специфику программ, контингента;

^ Общие требования при подготовке отчета

На титульном листе формы отчета содержится краткая информация по заполнению формы отчета о самооценке. С этой информацией необходимо внимательно ознакомиться и заполнять отчет в соответствии с данными рекомендациями.

Все вопросы отчета раскрываются по единой схеме и включают в себя подвопросы.

Вопрос 1 отражает ключевые показатели и характеристики и не предусматривает аналитических выводов.

При ответе на каждый вопрос отчета предлагается проставить оценку в баллах в таблице по заданной форме:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)


Для этого необходимо выбрать из предложенной шкалы ту оценку, которая наиболее точно отражает выводы при ответе на вопрос, и обвести ее в кружок.

Прежде чем отвечать на вопрос отчета, необходимо внимательно прочитать формулировку вопроса. Отвечать на вопрос следует, приводя доказательства, выявляя причины, имеющие отношение непосредственно к тематике задаваемого вопроса. Практика менеджмента показывает, что лишь 20% причин влияет на 80% результатов. Соответственно, анализ должно проводить таким образом, чтобы выявить причины разрывов между запланированными и полученными результатами, определить основные педагогические действия, необходимые для достижения результата.

В каждом вопросе отчета выбранную балльную оценку необходимо содержательно раскрыть и обосновать. Для этого необходимо одним - двумя предложениями сформулировать ОБЩИЙ вывод об эффективности, результативности, справляемости (в зависимости от основной формулировки вопроса).

В каждом вопросе отчета кроме достижений указываются те результаты/сферы/аспекты, которые необходимо улучшать и фиксируете действия, которые для этого необходимо предпринять. То, что зафиксировано в отчете, должно быть управляемо, подконтрольно непосредственно учителю.


^ 1. Ключевые характеристики и основные показатели

- специфика реализуемой образовательной и учебной программ;

- характеристика контингента обучающихся/воспитанников (данные карт психолого-педагогического наблюдения, численность в классах, этно-конфессиональный состав);

^ 2. Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие лучшие достижения и результаты у ваших учеников и с чем вы это связываете?

В каких элементах вашего урока необходимо улучшение и какие действия для этого необходимо предпринять?

Есть ли какие-либо различия в том, насколько обучающиеся справляются с требованиями государственного образовательного стандарта в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей, этнического происхождения (национальности) или других характеристик. Если да, то какие педагогические действия должны быть предприняты?

^ 3. Видите ли вы перспективы развития каждого ученика? Как развиваете их индивидуальные качества? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие аспекты наиболее сильны и почему?

Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?

^ 4. Насколько эффективно ваше преподавание? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие особенности вашего преподавания являются самыми сильными и почему?

Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?

^ 5. Насколько эффективна ваша система оценивания учебных достижений школьников? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие особенности вашей системы оценивания самые сильные?

Какие аспекты более всего нуждаются в совершенствовании и какие действия для этого необходимо предпринять?

^ 6. Насколько хорошо вы работает в партнерстве с родителями? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие характеристики являются наиболее сильными и почему?

Что больше всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?

^ 7. Насколько эффективно вы используете на уроке информационно-компьютерные технологии? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Какие характеристики являются наиболее сильными и почему?

Какие аспекты вашей профессиональной деятельности в этом отношении должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять?

Какая существенная внешняя помощь необходима для улучшения вашей работы в этом направлении со стороны ОУ?

^ 8. Какова атмосфера взаимодействия с учениками на вашем уроке?

Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Что детям больше всего нравится на вашем предмете?

Что еще необходимо улучшать и какие действия необходимо для этого предпринять?

^ 9. Каково ваше участие в различных внутришкольных и межшкольных профессиональных сетях и насколько оно эффективно? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие аспекты вашей профессиональной деятельности в этом отношении должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять?

Какая существенная внешняя помощь необходима для улучшения вашей работы в этом направлении со стороны ОУ?

^ 10. Насколько вы эффективно реализуете воспитательный потенциал школы в урочной и внеурочной деятельности?

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете? Какие аспекты вашей профессиональной деятельности в этом отношении должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять? Выделите основные виды деятельности школьников, которые вы в этом направлении регулярно используете (например: учебные занятия (раскройте), олимпиады, проекты, кружки, клубы, игры, акции, концерты, спектакли и т.д. и т.п.). Какая существенная внешняя помощь необходима для улучшения вашей работы в этом направлении со стороны ОУ?

^ 11. Насколько эффективно вы формируете у учащихся универсальные учебные действия?

Какие характеристики являются наиболее сильными и почему?

Какие аспекты вашей профессиональной деятельности в этом отношении должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять?

Какая существенная внешняя помощь необходима для улучшения вашей работы в этом направлении со стороны ОУ?

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)


^ 12. Насколько в целом эффективна Ваша профессиональная деятельность в истекшем учебном году? Оцените:

1

(слабо)

2

(удовлетворительно)

3

(хорошо)

4

(превосходно)

Почему вы так считаете?

Какие цели перед собой ставили?

Какие «плюсы» (результаты) вашей профессиональной деятельности можно указать?

Какие аспекты вашей профессиональной деятельности в этом отношении должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять?

Какая существенная внешняя помощь необходима для улучшения вашей работы в этом направлении со стороны ОУ?


^ Пименов Александр Юрьевич, директор ЦО № 975, Москва



1 Система оценки качества образования в Москве. Модель московского регистра качества образования. М., 2010, с.



2 К.Н.Поливанова. Национальные и международные программы оценки качества образования. М., 2010, с.32

3 Ф. Фукуяма. Доверие. М., 2008, с.21

4 Программа повышения эффективности деятельности ЦО составляется самим ОУ на основе выявленных в ходе оценивания сильных и слабых сторон. В нашем случае качество данной программы оценивается ОМЦ, хотя возможно и привлечение других независимых организаций и экспертов.