microbik.ru
1

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытым пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

  2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащихся класса определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения собрания: встреча с учителями-предметниками.

Вопросы для обсуждения:

  1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.

  2. Подготовка с учащимися плаката - коллажа «Я учу уроки».

  3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.

  4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.

  5. Газетные статьи по проблеме собрания.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник!

Подумай и ответь на вопросы анкеты:

1.Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2.На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

3.Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4.Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?

5.Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

6.Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

7.С каким настроением ты выполняешь домашнее задание?

8.Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

9.Если ты не выполняешь домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты это ему объяснишь?

10.Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь перед уроком у своих товарищей?

^ Анкетирование родителей

Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию.

Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

1. Изменилось ли отношение вашего ребёнка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребёнок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребёнок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребёнку, выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребёнку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребёнку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребёнок знает, что задано по тому или иному предмету?

9. Чем объясняет ваш ребёнок, что задание в дневнике не записано?

10. Всегда ли, по мнению ребёнка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкетирование учителей-предметников

На вопросы анкеты отвечают все учителя , по предметам которые задаются ученикам домашние задание

1. Всегда ли вы задаёте по своему предмету домашнее задание?

2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания?

3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задание на выбор учеником?

4. Всегда ли вы даёте домашнее задание на уроке?

5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашние задание по вашему предмету хорошо?

6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?

7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?

8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?

9. Какие методы стимулирование учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

10.Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

^ К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию).

Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифры по каждому предмету и оформляют в виде плаката.

Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать своё настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведение родителей в этот момент.

Учителя – предметники говорят памятники по своему предмету. Эти памятники нужно раздать родителям, чтобы ребёнок мог ими пользоваться дома.


^ Полезная информация

Причины плохой учёбы часто связаны со слабой учебной подготовкой в начальных классах, неумением анализировать, плохая речь, слабые помять и внимание, нежелание заставить себя заниматься неразвитая воля. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

  1. Нужно помогать ребёнку в учёбе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

  2. Чаще играйте с ребёнком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывать кроссворды, головоломки, шарады.

  3. Приучайте ребёнка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учёбе, но и в других делах. Пусть ребёнок научиться добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка

«Как готовить домашние задания»:

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов

и выражений.

5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, чтобы надо сделать, а ещё и решать, с помощью

каких средств и приёмов этого можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобиться на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.

После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные

Принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут

пригодиться.

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять

такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных

уроков.

20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.


^ Ход собрания

Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

^ Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству - домашнему заданию. Ещё не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований психологов, касающихся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребёнка и других учеников.

Почему в старшем и среднем звене так остро встаёт вопрос выполнение домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнётся с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребёнок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятные вопросы, параграфы, темы. Всё это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся ( умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребёнка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

^ Главное назначение домашнего задания:

    • Воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности и самостоятельности;

    • Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

    • Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

    • Формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.)

^ Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания

Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.

Консультация учителей-предметников.

Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

^ На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

    • Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

    • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

    • Вместе с домашним заданием будут чётко определяться сроки его исполнения;

    • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

На заметку родителям

    • Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток;

    • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

    • Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

    • Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задании только в том случае, если он в этом нуждается;

    • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка , лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

    • Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

    • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

    • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

^ Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.

В ходе может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.


Литература для подготовки к собранию

  1. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования РФ. Классный руководитель. М., 2001. № 8.

  2. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

  3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

  4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.