microbik.ru
1

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКЕ МХК.

Козина Елена Александровна

ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж», г. Сатка

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) оказывают большую помощь преподавателю мировой художественной культуры. Особенность данного предмета в необходимости демонстрировать репродукции произведений искусства. Раньше для этого использовался печатный демонстрационный материал и репродукции в книгах, не рассчитанные по размеру на показ аудитории. Сейчас на уроках МХК применяется информация на электронных носителях, демонстрируемая через проектор.

Существуют программы по МХК на электронных носителях (Электронное средство учебного назначения. История искусства. 10-11 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003, «Дрофа», 2003; Электронное учебное издание. Культурология. – М., 2004; Межпредметное электронное издание. Отечественная история, литература, искусство. XIX век. – М., 2003). Использование данных программ значительно расширяет возможности преподавателя МХК, позволяет ему организовать разные формы уроков: лекция с использованием иллюстративного, аудио- и видеоматериала программы; самостоятельная работа учащихся по тренировке навыков анализа произведений искусства; закрепление материала с помощью предлагаемых упражнений и заданий; разнообразные творческие формы: урок-путешествие во времени, урок-диспут и другие.

Однако ни одна программа не может заменить или отменить живого слова преподавателя. Преподаватель помогает учащимся выделить главное, может дать оценку художественной культуры, ответить на вопросы и организовать общение студентов при обсуждении произведений искусства.

Бесспорно, никакие мультимедийные продукты не могут заменить непосредственное восприятие произведений искусства. В условиях отсутствия возможностей видеть шедевры мирового искусства в оригинале, ИКТ позволяют наиболее полно раскрыть художественные особенности каждого из видов искусств. Так, при изучении архитектуры лучше использовать фильмы и интерактивные иллюстрации. Это позволяет представить архитектуру в пространстве, в объёме. Компьютерные технологии позволяют нам побывать даже в тех местах, которые посмотреть «вживую» не удастся. Например, шедевр стиля модерн – бывший особняк З.Г. Морозовой в Москве (архитектор Ф.О. Шехтель, конец XIX в.) сейчас принадлежит министерству иностранных дел. Перемещая курсор по интерактивной иллюстрации, мы можем ощутить себя в этом пространстве, оценить красоту интерьеров модерна, увидеть панно и витражи, созданные по эскизам М. Врубеля.

Знакомство со скульптурными произведениями также рекомендуется дополнять фильмами или интерактивными иллюстрациями, чтобы рассмотреть круглую скульптуру со всех сторон (например, видеофильм «Скульптура» производства Русского музея).

При изучении таких видов искусства, как музыка, театр и кино, ИКТ играют незаменимую роль.

Для изучения живописи имеются ещё более широкие возможности. Кроме вышеупомянутых программ, можно использовать «диски-коллекции», такие как «Большая энциклопедия живописи» – диск Platinum DVD-SOFT. –РФ, «Медиалэнд», 2005; «Пейзаж» Том 6. – Электронная Библиотека DirectMedia. – М., 2004; «Шедевры русской живописи» – «Кирилл и Мефоддий», 1997, 2001; «Дети и детство в мировом искусстве» – Электронная художественная галерея. – М., ИД «Равновесие», 2004; «Государственная Третьяковская галерея». 2-е изд., дополненное. – М., 2004 и многие другие.

Копируя репродукции картин, можно создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint и использовать их на уроке в качестве наглядного материала. Представляется целесообразным, помещать на каждом слайде презентации репродукцию одного произведения искусства и его название. Так учащиеся смогут наиболее полно увидеть и оценить данное произведение. Текст на слайдах утомляет, отвлекает от самого произведения. Текст можно прочитать в учебнике или записать со слов преподавателя в тетрадь. При изучении каких-либо искусствоведческих терминов их определение можно поместить на слайде. Таким образом, студент будет соотносить данное понятие со зрительным образом. Особенно эффективна такая структура слайда при изучении архитектурных терминов.

При оформлении слайда с репродукцией картины действуют те же правила, что и при оформлении художественной выставки. Программа Microsoft PowerPoint позволяет выбирать фон слайда. Для учебных презентаций на уроках МХК лучше использовать нейтральный белый фон, который не будет отвлекать от самого произведения. Однако при выступлениях студентов с результатами самостоятельной работы, например, защите рефератов, цвет фона может варьироваться. Поражаясь разнообразию предлагаемых оттенков, студенты, как правило, сначала выбирают очень яркие, «кричащие». Оказывается, что репродукция на таком фоне теряется, фон «бьёт» в глаза. Далее выбираются более спокойные тона.

Содержание картины также определяет её расположение на слайде. Так, например, при составлении экспозиции существует правило: в направлении взгляда человека или движения, изображённого на картине, должно остаться пространство, чтобы зритель мог мысленно продолжить этот взгляд или движение.

Правильно оформленная преподавателем презентация, а также составление студентами собственных презентаций на уроках МХК, способствуют развитию чувства меры, гармонии, цвета, воспитывают художественный вкус. Данные знания и умения помогут будущим педагогам при оформлении выставок детских работ или иных выставок.

Затрудняют работу с ИКТ следующие недостатки. Во-первых, плохое качество репродукций на некоторых дисках. Как правило, чем больше репродукций вмещает программа, тем ниже их качество. Встречаются даже неудачно сканированные репродукции (например, с перегибом листов на развороте книги).

Во-вторых, искажение чёткости и особенно колорита даёт аппаратура (компьютер, проектор, экран, на который проецируется изображение), а также неправильно падающий свет. Преподаватель должен знать колорит картины в оригинале, чтобы выбирать близкие к подлиннику репродукции и указывать студентам на возможные искажения. В связи с этим приходится дополнительно сканировать некоторые репродукции.

В-третьих, некоторые программы не позволяют копировать репродукции или видеофрагменты (например, «Государственная Третьяковская галерея»).

Несмотря на указанные недостатки, применение ИКТ на уроке мировой художественной культуры очень эффективно. ИКТ экономят время, облегчают труд преподавателя, и главное – повышают качество обучения.