microbik.ru
1

О реализации проекта «Равный старт»

(логопедическая коррекционная работа с неорганизованными детьми

в детском оздоровительном лагере при школе

Гагарина Елена Викторовна

учитель-логопед

МОУ Усть-Качкинская СОШ


В наше образовательное учреждение в этом учебном году поступает 10 дошкольников из отдаленных населенных пунктов д.Луговая, Заозерье, Гамы.. Данные дошкольники не были охвачены организованными формами дошкольного образования. Для необходимой коррекционной логопедической работы данные дети были зачислены в детский оздоровительный лагерь при школе в июне месяце, где одновременно с оздоровлением проводилась коррекционная речевая работа.


Цель: обеспечить речевую подготовку неорганизованных дошкольников из отдаленных населенных пунктов д.Луговая, Заозерье, Гамы Усть-Качкинского поселения к поступлению в школу

Задачи:

  1. исследовать уровень речевого развития детей

  2. разработать и провести коррекционную работу по речи

  3. привлекать родителей к решению задач развития речи детей

  4. Оценить эффективность проведенной работы


Исследование развития фонетической стороны речи проводилаь по общепринятой в логопедии методике. Обследование показало, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения.. Наиболее распространенными оказались нарушения произношения таких звуков как:

- (л) и (р)-100%;

- шипящих звуков-80%;

- свистящих звуков- 60%;

- прочих звуков- 40%.

У большинства детей данные нарушения сочетаются с фонематическими, которые проявляются:

- в смешении свистящих и шипящих, замене звука (л) и искажении звука (р)- Оля В.

- в искажении свистящих, шипящих, звука (л) и отсутствие звука(р)-Вова К.

- в искажении свистящих, шипящих звуков и замене звука (л) –Гена З.

-в смешении свистящих и шипящих звуков, замена (л) и (р) и замене (д) –Ирина М.

-у нескольких детей наблюдается недостаточное озвончение звуков (д), (б)-Оля В, а также замена (д) на (г) –Ирина М.

Обследование фенематического слуха показало, что обследуемая группа испытывает большие трудности при выполнении заданий. Вова, Витя, Дима и Оля путались при дифференциации слов паронимов. Лена и Оля не могли опознать фонемы на уровне текста. Катя и Витя ошибались в выборе звука из данного ряда звуков. Гена, Вова и Дима сбились при определении фонемы (р) на уровне слова. Все дети затруднялись в исправлении неправильно произносимых слов. Наибольшее затруднение вызвала у детей дифференциация шипящих и свистящих звуков. Таким образом, функции фонематического слуха у детей недостаточно развиты. Группа этих детей имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи. (приложение № ).

Далее я разработала систему логопедической работы с данной группой детей (приложение № )


Главной задачей логопедического воздействия на группу детей было-

1. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения и фонематического слуха и восприятия). Закрепить новые навыки до степени автоматизации.

2. научить связно и последовательно , грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли..

Для получения скорейшего результата коррекционной работы использовала индивидуальные консультации с родителями детей и работу медицинского персонала лагеря. ( см. перспективный план работы. Приложение № ).. В консультационный назначенный день родители приходили вместе с ребенком, учились практическим действиям. Консультационный день через некоторое время проводила повторно для тех родителей, которые не смогли присутствовать раннее. Консультации-практикумы проводились с каждой семьей индивидуально.

Работу по коррекции звукопроизношения вела в следующей последовательности:

-подготовительные упражнения (общие и специальные);

-постановка звука;

-автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;

-дифференциация звуков.

Постановку звука вела строго на ежедневных индивидуальных занятиях, в следующем порядке:

-свистящие;

-шипящие-ш;

-сонор-л;

-шипящие-ж;

соноры-р,р»;

-шипящие-ч,щ.

Коррекционную работу строила опираясь на неврологические основы дефекта, специально подбирала подготовительные упражнения. Для укрепления круговой мышцы рта упражнения «улыбка»-«рупор», «хоботок», «рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами, удержание носового платочка губами, сбор губами ягод и т.д. Вводила элементы массажа: разминание губ, их пощипывание, похлопывание, вибрация. Проводила точечный массаж по методике К.А. Семеновой.

Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме предлагала различные упражнения на открывание и закрывание рта, упражнения на имитацию жевания, открывание рта с сопротивлением. Для выработки движений кончика языка предлагала массаж, легкое его покусывание, упражнения «качели»,

« кошка сердится». Вышеназванные упражнения подготовили необходимый для свистящих артикуляционный уклад. После проведенной работы постановка звука не вызвала трудностей.

Проведенное в заключении коррекционной логопедической работы обследование показало положительную динамику:

-нарушение произношения звуков (л) и (р) – у 50 % детей остались;

- нарушение произношения шипящих звуков у 30 % детей,

-свистящих звуков-10 % детей;

-прочих звуков-15 %..

При итоговом обследовании фонематического слуха 60 % детей не испытывали трудности при выполнении заданий:

-по дифференцмиации слов паронимов,

опознали фонемы на уровне текста, слова,

- дифференциации шипящих и свистящих.

Коррекционная логопедическая работа с данной группой детей не закончена и будет продолжена при обучении в 1 классе .


^ Результатами проведенной работы считаю:

  1. с 10 будущими первоклассниками начата коррекционная логопедическая работа. Эти дети не будут испытывать трудности при обучении. Раннее воздействие на речевую деятельность детей предупредит вторичные отклонения в речи.

  2. получена положительная динамика в развитии речевых навыков

  3. интеграция деятельности сотрудников лагеря на преодоление речевого дефекта у каждого ребенка.

  4. разработан и опробован перспективный план работы с данной группой детей несколькими специалистами лагеря

  5. оформлены и проведены 4 практикума для родителей будущих первоклассников: « Комплекс артикуляционной гимнастики .Свистящие звуки»., «Комплекс артикуляционной гимнастики.. Шипящие звуки», «Комплекс артикуляционной гимнастики..Звук Л.», Комплекс артикуляционной гимнастики.. Звук Р».

  6. проведен итоговый праздник «Приключения в стране Грамоты» совместный родителей и детей.

  7. Эффективное использование летнего рабочего времени логопеда.


Логопедическую работу по подготовке будущих первоклассников в оздоровительном лагере при школе считаю достаточно эффективной и перспективной.

Данным опытом работы готова поделиться с коллегами.