microbik.ru
1

Подготовка и проведение уроков с ЦОР.


С точки зрения психологии применение информационно-коммуникационных технологий сделало более динамичными и эффективными все стороны школьной жизни. Электронные образовательные ресурсы насытили уроки наглядным материалом, сделали их более эмоциональными, динамичными, интенсивными. Новое в организации учебного процесса с участием компьютера, само изменение характера работы ученика на уроке способствует повышению интереса к учебе. Информатизация школьного образовательного пространства сплачивает ученический и педагогический коллектив, создаёт творческий микроклимат.

Каждый ученик в процессе обучения сталкивается с трудностями индивидуального характера, связанными с наличием пробелов в знаниях или особенностями мышления. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях ученика, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

Безусловно, компьютер не может выполнять многие из тех функций, которые осуществляет учитель, и никогда полностью не заменит его. Но не секрет, что в классе из 25-30 человек трудно оказать необходимую индивидуальную помощь ученикам. Компьютеризация позволяет решить эту проблему, привлекает внимание отдельных учеников к особенностям прорабатываемого материала. Каждый ученик получает возможность работать в таком темпе, который приемлем для данного конкретного ученика. Информация о выполнении заданий может накапливаться программой и обеспечивать мониторинг процесса обучения, что также позволяет осуществить индивидуальный подход к ученикам.

Возможности применения компьютерной техники в начальной школе достаточно велики:

- уже ведутся уроки информатики в младших классах, где компьютер является

объектом изучения;

- есть опыт эффективного использования компьютеров на предметных уроках, где он выступает в роли учебного тренажера, средства контроля, средства развития ребенка; - делаются небезуспешные попытки использовать компьютер в коррекционных

занятиях со слабоуспевающими детьми;

- компьютер является средством психолого-педагогической диагностики и используется в этом качестве многими школьными психологами.

Компьютер это только инструмент для работы с информацией, поэтому, говоря об информатизации образования, нельзя превращать обучение с помощью компьютера в самоцель и, как для любого инструмента, необходимо определить наиболее оптимальные варианты его использования. И здесь на первое место выдвигается ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧИВАНИЕ, с помощью которого планируется осуществлять образовательный процесс

В результате работы с программами различного типа, можно сформулировать следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

  2. Преподаватель и ученик должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

На уроках требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

^ Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка.

Чтобы научиться хорошо плавать необходимо плавать, чтобы научиться хорошо и правильно писать, - надо писать, читать и работать со своими и чужими текстами. Поэтому идея создания полностью компьютеризированного курса русского языка представляется абсурдной, но оказать большую помощь в его изучении учителю и ученику компьютерные технологии все же могут. Основное направление на этом пути - создание справочно-тестирующих программ-тренажеров..

^ Программа-тренажер «ФРАЗА».

Общая информация.

Эта программа является эффективным средством как для контроля за уровнем знаний, так и для улучшения грамотности учащихся. Она содержит более 4000 заданий.

После выполнения заданий выбранного варианта программа подводит итоги работы: подсчитывает количество сделанных ошибок и выставляет оценку, при этом фиксируются число и время, когда ученик приступил к работе, количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также правила, на которые допущены ошибки.

При закреплении материала используются в основном активные диалоги с компьютером ( этому я ещё не научилась) на основе индивидуально подобранного для каждого учащегося варианта задания (в том числе многократная прогонка варианта, набор качественно усложняющихся заданий и т.д.).

При выполнении задания учащемуся приходится делать выбор из многих возможностей, принимать самостоятельные решения, чувствовать себя творцом. Компьютер существенно облегчает составление таких вариантов, делая эту работу практически выполнимой.

Следует отметить, что применение компьютерных программ - тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

Использование на уроке компьютера хорошо тем, что он позволяет глубоко ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. На таком уроке работа невольно дифференцируется ПО СКОРОСТИ выполнения заданий. (Каждый ребенок работает самостоятельно, в темпе, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.)

Детям с разным уровнем подготовленности можно предложить программы РАЗНОГО УРОВНЯ ТРУДНОСТИ. Можно предложить им самим выбирать этот уровень. Можно разрешить им и научить их пользоваться компьютерной подсказкой.

Лучшие компьютерные программы - это те, где нет жесткого подсчета ошибок, нет отметок, а есть веселая учебная игра, соревновательный момент, где можно много раз начать игру сначала и научиться-таки выполнять задание, где компьютер - товарищ, помощник и доверенное лицо, которое никому не расскажет, как труден был путь к успеху. Например: ЦОР по русскому языку к программе «2100»

Учителю не нужно придумывать на каком уроке применить ЦОР, в разработке уроков даже определён этап урока.


^ Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках окружающего мира.

ЭУП (Электронное учебное пособие) «Природа, человек, общество».

Разработчик: фирма «ДОС», г. Калуга

(Содержшше ЭУП разработали: Виноградова Н.Ф., Самкова В.А.

^ Общие сведения.

Данное УЭП представляет собой программный продукт дидактического назначения.

который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с

учётом условий обучения реализовать образовательную, воспитательную и развивающую

функции образования. В данном пособии учитель сможет найти всё, что необходимо ему для подготовки к урокам. Это пособие поможет учителю разнообразить формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия.

ЭУП обеспечивает условия для индивидуализации процесса обучения (организации индивидуального тренинга, творческих работ, тренировочных упражнений) как школьников, испытывающих трудности в обучении, так и успешных.

Например, в каждой теме предлагаются задания, разные по уровню сложности. Кроме того, ЭУП обеспечивает создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся, т.е. позволяет вести обучение в «зоне ближайшего развития».

Уровень наглядности ЭУП значительно выше, чем у учебника с печатной основой. Причём наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимаций, звукового сопровождения, видеосюжетов.

ЭУП является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

^ Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках литературного чтения.

Я ещё только учусь использовать ЦОР по программе «школа 2100»

Учителя нашего района работают с программами:

Программа С.В. Зубрина «Проверка техники чтения».

Общие сведения.

Эта программа составлена для проверки скорости чтения учащихся с 1 по 4 класс. В ней предусмотрено чтение всего текста, что позволит проконтролировать такие стороны навыка, как осознанность, способ, правильность, темп, выразительность.

После прочтения всего текста учеником компьютер подсчитывает среднюю скорость чтения.

Программа «Словарь».

Написана Банниковым Е.

Страничку программы можно найти по адресу .www. team 9а. web.ur.ru

Общая информация

Программа «Словарь» предназначена для подготовки к словарным диктантам. Она будет наиболее полезна для школьников , желающих улучшить свои знания в русском языке. Программа первоначально разрабатывалась в качестве тренажера, который использовался бы на базе выученных правил, поэтому перед тренингом желательно вспомнить или выучить правило, на которое идёт тот или иной диктант. Естественно, для достижения хороших результатов вы должны уделить большее внимание той теме, которая вызывает у Вас наибольшие затруднения. Если диктанта на эту тему нет в программе, то Вы можете создать его самостоятельно (Как это сделать написано ниже). Начало работы

Для запуска диктанта необходимо выбрать его название (в правой части окна) и нажать левой кнопкой мыши на него. После чего в центре окна будут появляться слова с пропуском. Ваша задача - вставить пропущенные буквы в эти слова. Если вы ошибётесь, то слово будет предложено в течение диктанта вновь. В правом нижнем углу окна отображается список из 5 последних слов. Слово, введённое с ошибкой, выделяется восклицательными знаками.

Результаты диктанта

В окне результатов отображается общее количество ошибок, слов и время, затраченное на диктант. Также отображается список слов, в которых Вы допустили наибольшее количество ошибок.

^ Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение.

Программа ИКТС (Интегрированная контрольно-тестовая система).

Написана Дегтярёвым К. Страничку программы молено найти по адресу: http:Wwww.iii 199.by.ru \ ikts\

Общие сведения. Программа ИКТС предназначена для проведения тестирования среди учащихся школы.

Система состоит из двух частей. Первая (редактор) позволяет создавать, редактировать, удалять и добавлять тесты в систему, вторая - проводить тестирование.

^ Возможности программы.

Позволяет создавать тесты с любым количеством вопросов и вариантов ответов. Вопросы могут предполагать ввод ответа с клавиатуры или выбор из предложенного списка. Имеется возможность настраивать приоритет каждого ответа, приоритет вопроса, устанавливать общие и индивидуальные для каждого вопроса ограничения по времени. Имеется возможность включать в состав вопроса графическую информацию (программа поддерживает все основные графические форматы). Доступ к программе - редактору можно ограничить, задав пароль, чтобы тестируемый не имел возможности несанкционированно получить/изменить информацию о правильных ответах. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала.

Программа «Числа».

Написана Зубримым СВ.

Общие сведения.

Программа предназначена для. отработки навыков сложения и вычитания чисел без перехода через десяток

^ Возможности программы.

. Данная программа позволяет определить количество допущенных ошибок и оценить работу ученика, развить и закрепить вычислительные навыки в математике. В результате этого у учащихся тренируется память, развивается интерес к предмету путем возрастания положительных эмоций, связанных с возможностью успешного выполнения заданий.

Программа Л.Маянца «Учись умножать». Общие сведения.

Эта программа предназначена для обучения таблицы умножения.

^ Начало работы Введите ответ с помощью кнопок или клавиатуры. У вас в запасе 30 секунд на каждый ответ. В течение 10-15 минут программа найдёт пробелы в ваших знаниях, а потом устранит их за 15-60 минут.

Тест «Таблица умножения».

Общие сведения. Эта программа предназначена для прочного усвоения табличных случаев умножения и деления .

^ Возможности программы.

Данный тест позволяет выявить действительный уровень знаний ученика, помочь ученику усвоить обязательный минимум по данной теме, наладить систематическую тренировку в вычислениях.

Задания теста предлагают ученику большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка.

Однако применение вышеизложенных программ недостаточно для организации учебного процесса. Презентации, которые я создаю, существенно меняют традиционные взгляды на методику преподавания, структуру и организацию учебного процесса.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.

. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение урока сконцентрировать внимание. Изложение материала учителем сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемого, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению.

На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы и при необходимости легко корректируются.


Конечно, нельзя ожидать, что сделанные вложения сразу же оправдают себя, быстро приведут к положительным переменам. Очевидно, потребуется значительное время, как минимум несколько лет, чтобы образовательный эффект от появления новой техники в школах проявился, стал осязаем.