microbik.ru
1



ПОЛОЖЕНИЕ


« III-и районные соревнования по

Лего-конструированию»


Увельский район


п.Увельский

15февраля 2011 г.

Цели и задачи мероприятия

  • предоставить командам участникам возможность для обмена опытом по организации обучения Лего-технологиям Увельского района;

  • продемонстрировать перспективность развития Лего-движения в Увельском районе и Челябинской области;

  • в ходе выполнения проекта-задания при подготовке к состязаниям отработать систему взаимодействия участников встречи с организаторами (информационная и прочая поддержка);

  • продемонстрировать возможность быстрого овладения предлагаемым инструментарием участниками разной начальной подготовки.


Организаторы:

  • Управление образования администрации Увельского муниципального района;

  • Увельский межшкольный методический центр (ММЦ-74332)


Общая информация

III районные соревнования по Лего-конструированию состоятся 15 февраля на базе МОУ ДОД ДЮСШ. К участию в соревнованиях приглашаются команды, использующие для изучения робототехники ЛЕГО конструкторы Перворобот (Mindstorm)

Команда – коллектив учащихся во главе с тренером, осуществляющие занятия по робототехнике (подготовку к состязаниям) в рамках образовательного учреждения или самостоятельно (семейные или дворовые команды).

Количество членов команды и тренеров неограничено.

Минимальный возраст тренера команды - 18 лет.

Все команды, участвующие в III районных соревнованиях по Лего-конструированию, должны быть зарегистрированы на форуме сайта «Лего-конструирование» Увельского района http://lego-uvelka.ucoz.ru/forum/6-7-1 до 4-го февраля 2011 года.

Каждого робота должны представлять два участника команды (операторы) соответствующего возраста.

Состязания проводятся в трех возрастных группах:

Возрастные группы


Дата рождения

операторов

Состязание

основной категории

Творческая категория

Младшая группа

Не ранее 1 января 1999

Лабиринт

Роботы - помощники

Средняя группа

Не ранее 1 января 1996

Лестница

Роботы - помощники

Старшая группа

Не ранее 1 января 1992

Сортировщик

Роботы - помощники

Общие правила основной категории

1. Порядок проведения

1.1. Расписание

9.30 – 10.00 Заезд, регистрация команд.

10.00 – 11.30 Тестирование роботов

11.30 – 11.45 Подготовка к первому раунду.

11.45 – 12.00 Открытие соревнований по Лего-конструированию.

12.00 – 12.45 Первый раунд (попытка №1).

12.45 – 13.45 Обед

13.45 – 14.15 Отладка роботов. Творческая категория.

14.15 – 14.45 Второй раунд (попытка №2).

14.45 – 15.00 Подведение итогов

15.00 – 15.30 Торжественное закрытие и награждение.


1.2. Соревнования основной категории состоят из 2 раундов (попыток) и времени сборки и отладки.

1.3. Операторы могут настраивать робота только во время сборки и отладки.

1.4. Команды должны поместить робота в инспекционную область после окончания времени тестирования. После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты.

1.5. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья даст 3 минуты на устранение нарушения. Однако, если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.

1.6. После окончания времени тестирования нельзя модифицировать или менять роботов (например: загрузить программу, поменять батарейки). Также команды не могут просить дополнительного времени.

1.7. По окончании первого раунда будет дано 30 минут на настройку. Участники смогут забрать роботов, чтобы улучшить работу робота и провести испытания. После окончания времени отладки участники должны поместить робота назад в инспекционную область. После того, как судья повторно подтвердит, что робот отвечает всем требованиям, робот будет допущен к участию во втором раунде.

2. Судейство

2.1. Организаторы оставляют за собой право вносить в правила состязаний любые изменения.

2.2. Контроль и подведение итогов осуществляется судейской коллегией в соответствии с приведенными правилами.

2.3. Судьи обладают всеми полномочиями на протяжении всех состязаний; все участники должны подчиняться их решениям.

2.4. Если появляются какие-то возражения относительно судейства, команда имеет право в устном порядке обжаловать решение судей в Оргкомитете не позднее окончания текущего раунда.

2.5. Переигровка может быть проведена по решению судей в случае, когда робот не смог закончить этап из-за постороннего вмешательства, либо когда неисправность возникла по причине плохого состояния игрового поля, либо из-за ошибки, допущенной судейской коллегий.

2.6. Члены команды и руководитель не должны вмешиваться в действия робота своей команды или робота соперника ни физически, ни на расстоянии. Вмешательство ведет к немедленной дисквалификации.

2.7. Судья может закончить состязание по собственному усмотрению, если робот не сможет продолжить движение в течение 30 секунд.

2.8. Распределение мест будет определяться по самому большому числу очков из двух попыток (не сумма). Если команды имеют одинаковое число очков, то будет приниматься во внимание результат другой попытки каждой команды. Если и в этом случае у команд будет одинаковое количество очков, то будет учитываться время лучшей попытки, потребовавшееся команде для завершения попытки.

3. Требования к команде

3.1. Операторы одного робота не могут быть операторами другого робота.

3.2. В основной категории не могут участвовать члены команды, участвующие в творческой категории.

3.3. В день соревнований на каждого робота команда должна подготовить:

Портативный компьютер (оргкомитет не будет выдавать компьютеры на соревнованиях, каждая команда будет обеспечена электрической розеткой 220 В).

Все необходимые материалы, такие как: робот, диск с программами, запас необходимых деталей и компонентов наборов ЛЕГО, запасные батарейки или аккумуляторы, ИК – передатчик и т.д.

3.4. Во время всего дня проведения состязаний запрещается использовать ИК-пульты к RCX и устройства, их заменяющие. Если будет обнаружено злонамеренное использование таких устройств, уличенная команда будет дисквалифицирована и выдворена с состязаний.

3.5. В зоне состязаний разрешается находиться только участникам команд (тренерам запрещено), членам оргкомитета и судьям.

3.6. После старта попытки запрещается вмешиваться в работу робота. Если после старта заезда оператор коснется робота, покинувшего место старта без разрешения судьи, робот может быть дисквалифицирован.

3.7. Участникам команды запрещается покидать зону соревнований без разрешения члена оргкомитета.

3.8. Во время проведения соревнований запрещены любые устройства и методы коммуникации. Всем, кто находится вне области состязаний, запрещено общаться с участниками. Если все же необходимо передать сообщение, то это можно сделать только при непосредственном участии члена оргкомитета.

3.9. При нарушении командой одного из пунктов 3.3 или 3.8 команда получит предупреждение. При получении командой 3-х предупреждений команда будет дисквалифицирована.


4. Требования к роботу

4.1. Максимальная ширина робота 250 мм, длина 250 мм, высота 250 мм.

4.2. Во время попытки робот может менять свои размеры, но исключительно без вмешательства человека.

4.3. Робот должен быть автономным, т.е. не допускается дистанционное управление роботом.

4.4. Роботы должны быть построены с использованием только деталей конструкторов

ЛЕГО Перворобот (LEGO-Mindstorms)

4.5. В конструкции робота можно использовать только один микрокомпьютер (RCX или NXT).

4.6. При создании программы допускается использование любого программного обеспечения.

4.7. Количество двигателей и датчиков не ограничено. В конструкции робота разрешено использовать только двигатели и датчики, перечисленные в Таблице №1.

4.8. Командам не разрешается изменять любые оригинальные части (например: RCX, NXT, двигатель, датчики, детали и т.д.).

4.9. В конструкции роботов нельзя использовать винты, клеи, веревки или резинки для закрепления деталей между собой.

4.10. Если на роботе установлен микрокомпьютер NXT, функция Bluetooth должна быть отключена, загружать программы следует через кабель USB.

4.11. Робот, не соответствующий требованиям, не будет допущен к участию в соревнованиях, либо результат робота будет аннулирован.


5. Требования к полям

5.1. Каждый вид состязаний проводится на специально созданном поле, отличающимся окраской и формой.

5.2. Размер каждого поля 2370 х 1150 мм. (Основной цвет поля – белый).

5.3. Погрешность изготовления поля 50 мм

5.4. Поле сделано из нескольких материалов, таких как дерево, пластик, оргстекло и т.п.


Таблица №1:




Лабиринт (младшая группа)






[1] Условия состязания

1.1. Двигаясь по лабиринту робот должен добраться от старта до финиша, собрав по пути все теннисные шарики.

1.2. Конфигурация лабиринта не меняется перед каждой попыткой.

1.3. Время для выполнения попытки составляет 2 минуты.

1.4. Во время старта робот должен целиком находиться в зоне старта.

1.5. Попытка считается завершенной, когда робот любой своей частью коснется зоны финиша или по истечении времени попытки, или по решению оператора команды.

2.1. Лабиринт изготовлен из ламинированного ДСП белого цвета (поверхности секций X и Y также белые).

2.2. Секции X и Y не перемещаются по направляющей.

2.3. Секции X и Y имеют толщину 20 мм, высоту 300 мм (с учетом толщины направляющей). Секция Y имеет выступ 60 мм (80 мм с учетом толщины секции).

2.4. Размер зоны старта и финиша 378 х 378 мм. Перед каждой из зон нанесена черная линия толщиной 20 мм.

2.5. На поле имеется 2 шарика. Шарики располагаются в центре зон между 2-3 и 3-4 направляющими.

2.6. Шарики для перемещения в зону финиша представляют собой шарики для настольного тенниса. Вес: 2.67-2.77 грамм. Диаметр: 39.50- 40.50 мм.. Цвет: оранжевый. Каждый шарик кладется на свободно перемещающуюся пластину 2х2 кнопки.



[3] Подсчет очков

3.1. Длительность каждой попытки равняется 2 минутам. Если робот не успеет выполнить задание полностью в течение 2-х минут, он получит то количество очков, которое заработает за это время.

3.2. За перемещение в каждую следующую зону между направляющими роботу начисляются 10 баллов. Всего 5 зон: между направляющими 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5 и стеной. Баллы начисляются в том случае, если робот целиком оказался в зоне (проекция робота целиком в зоне между направляющими).

3.3. За захват каждого шарика роботу начисляются 5 баллов. Шарик считается захваченным, если он имел контакт с роботом не менее 3-х секунд.

3.4. За перемещение каждого шарика к финишу начисляется дополнительно по 5 баллов. Шарик считается перемещенным к финишу, если в момент финиша он имеет контакт с роботом.

3.5. За достижение финиша роботу начисляется 20 очков.

3.6. Максимальное количество очков (при условии использования 2-х шариков): 50 очков (зоны) + 5*2 очков (захват шариков) + 20 очков (финиш) + 5*2 очков (финиш с шариками) = 90 очков.

3.7. В случае, если роботы получат одинаковое количество очков в одной из попыток, будет принято во внимание количество очков в другой попытке. Если и в этом случае у команд будет одинаковое количество очков, то будет учитываться время в лучшей попытке, потребовавшееся роботу для достижения финиша.

^ Лестница (средняя группа)

[1] Условия состязания



1.1. Двигаясь от основания лестницы робот должен подняться как можно выше и спуститься к основанию.

1.2. Во время движения на корпусе робота находится вареное куриное яйцо, которое должно остаться целым.

1.3. Яйцо находится в специальной "корзине" собранной из ЛЕГО-балок: 12 балок 1х8 + 2 балки 1x6. См. рисунок

Возможно использование других балок при неизменном внутреннем объеме корзины.



1.4. Корзина крепится к корпусу робота и являться его частью. Внутренний объем корзины должен остаться неизменным (как на рисунке). Яйцо, помещенное в корзину, не должно касаться никаких других частей робота, кроме тех, из которых сделана корзина.

1.5. Перед стартом оператору команды будет позволено выбрать яйцо и поместить его в корзину, на это отводится не более 20 секунд. Яйца могут незначительно отличаться друг от друга. Масса одного яйца примерно 60 грамм.



1.6. Робот может начать движение без яйца, в этом случае он может не иметь корзины и он заработает меньше очков (см. Подсчет очков)

1.7. Во время старта робот должен находиться на основании перед первой ступенькой и не касаться ее никакой частью.

1.8. Ступенька считается преодоленной, если робот оказался на ней всеми колесами и другими соприкасающимися с "землей" частями.

1.9. Робот может начать спуск к основанию на любой ступеньке (не обязательно на пятой).

1.10. Робот может подниматься и спускаться по любой части лестницы. Двигаться по черной линии не обязательно.

1.11. Разворачиваться на последней ступеньке необязательно.

1.12. Перед стартом максимальный размер робота с корзиной, но без яйца, равен 250 х 250 х 250 мм.

1.13. Попытка считается завершенной, когда спускаясь робот целиком окажется на основании перед первой ступенькой или по истечении времени попытки, или при падении с лестницы, или по решению оператора команды.


[2] Игровое поле



2.1. Поле имеет основание и 5 ступенек разной высоты.

2.2. Поле изготовлено из дерева. Поверхность поля либо ламинированное ДСП, либо баннерная ткань.

2.3. На вертикальных и горизонтальных поверхностях поля имеются черные линии толщиной 20 мм.


[3] Подсчет очков

3.1. Длительность каждой попытки равняется 2 минутам. Если робот не успеет выполнить задание полностью в течение 2-х минут, он получит то количество очков, которое заработает за это время.

3.2. Если во время попытки робот станет двигаться неконтролируемо, упадет с лестницы или не сможет продолжить движение, то получит очки, заработанные роботом до этого момента.

3.3. Баллы за преодоление ступенек будут начисляться по представленной таблице:



3.4. Если робот при движении потеряет яйцо, то очки за следующую ступеньку будут начислены как при движении "без яйца".

3.5. Если после финиша судья зафиксирует факт того, что яйцо осталось абсолютно целым, то робот заработает дополнительно 50 очков.

3.6. Максимальное количество очков: 75 очков (подьем) + 75 очков (спуск) + 50 очков (целое яйцо) = 200 очков.

3.7. В случае, если роботы получат одинаковое количество очков в одной из попыток, будет принято во внимание количество очков в другой попытке. Если и в этом случае у команд будет одинаковое количество очков, то будет учитываться время в лучшей попытке, потребовавшееся роботу для достижения основания.


Сортировщик (старшая группа)

[1] Условия состязания



1.1. Начав движение из базового лагеря, робот должен переместить маленькие и большие кубики трех цветов со "Свалки" в соответствующие "Сортировочные области".

1.2. В день соревнований, до времени сборки (тренировки), будет объявлено, какие кубики и в какие сортировочные области необходимо переместить. Это будет сделано размещением специальных сортировочных карточек в случайно выбранные сортировочные области.

1.3. Кубик считается перемещенным, если он полностью оказался в сортировочной области.

1.4. Двигаться по черной линии не обязательно.

1.5. В день соревнований, до времени сборки (тренировки), могут быть объявлены дополнительные, новые задания для робота.

1.6. Максимальное время для выполнения каждой попытки составляет 2 минуты.

1.7. Во время старта робот должен целиком находиться в зоне базового лагеря.

1.8. Попытка считается завершенной, когда робот развезет все кубики по сортировочным областям и вернется (коснется любой частью) в базовый лагерь или по истечении времени попытки, или по решению оператора команды.


[2] Игровое поле



2.1. Поле - плоская ровная поверхность на которой постелена баннерная ткань с напечатанной траекторией (см. тех. задание).

2.2. На поле 8 возможных сортировочных областей. В используемые для соревнований сортировочные области будут помещены сортировочные карточки с признаками кубиков, которые необходимо переместить в эту сортировочную область.

2.3. Сортировочная карточка - белый лист размером 456 х 250 мм и толщиной 5 мм. Т.о. сортировочная область, используемая во время соревнования, будет выше основания на 5 мм.

2.4. По периметру поля и между сортировочными областями располагаются бортики из белого ламинированного ДСП толщиной 20 мм и высотой 50 мм.

2.5. "Свалка" находится с противоположной стороны от базового лагеря. Это черная линия с нанесенными на нее черными квадратами размером 50 х 50 мм.

2.6. Кубики для сортировки изготовлены из ЛЕГО кирпичиков трех цветов: зеленые, красные и синие.

2.7. Большие кубики изготовлены из 15 ЛЕГО кирпичиков размером 2х6 кнопок, маленькие кубики изготовлены из 6 ЛЕГО кирпичиков размером 2х4 кнопок.

2.8. На "Свалке", в центре черных квадратов, может располагаться от 6 до 8 кубиков в любой комбинации. Кубики будут поставлены кнопками вверх.



[3] Подсчет очков

3.1. Длительность каждой попытки равняется 2 минутам. Если робот не успеет выполнить задание полностью в течение 2-х минут, он получит то количество очков, которое заработает за это время.

3.2. Каждая сортировочная карточка, а следовательно и сортировочная область, обладает 2 признаками: размер и цвет. При перемещении в сортировочную область кубика, удовлетворяющего обоим признакам, робот зарабатывает 30 очков. Если только одному признаку - 10 очков.

3.3. За достижение роботом финиша после сортировки начисляются дополнительны 20 очков.

3.4. Пример подсчета очков :

На свалке располагаются 6 кубиков всех размеров и всех цветов, как на рисунке выше. Под каждый из кубиков определена своя сортировочная зона. попытка №1: все кубики оказались в своих зонах, и робот финишировал: 30*6 +20 = 200 очков

попытка №2: произошел сбой в программе, все маленькие кубики были перемещены в область "Синие маленькие кубики", а 2 больших, в том числе красный, в область "Красные большие кубики". Один кубик был потерян, финиша не было: 30+30+3*10 = 90 очков.

3.5. В случае, если роботы получат одинаковое количество очков в одной из попыток, будет принято во внимание количество очков в другой попытке. Если и в этом случае у команд будет одинаковое количество очков, то будет учитываться время, потребовавшееся роботу для достижения финиша.

Правила творческой категории

Творческая категория включает в себя следующие темы:

  • Роботы-помощники.

  • Свободная тема.

К участию в творческой категории допускаются команды, реализовавшие проекты, собранные на основе ЛЕГО – микрокомпьютера RCX или NXT, но, в отличие от основной категории, в их конструкции могут использоваться не только детали ЛЕГО, но и любые другие материалы.

Презентация проектов проводится в форме выставки.

Командам будет предоставлено примерно по 10 минут для демонстрации проекта судьям: из них 5 минут отводится на демонстрацию, а оставшиеся 2-5 минут займут ответы на вопросы судей.

Под каждый проект будет предоставлен стенд размером 2 х 2 х 2 метра, со стенами с трех сторон. Стол размером 60 х 80 сантиметров, два стула, электрическая розетка 220 В и мощностью не более 0,5 КВт (параметры предварительные). При необходимости дополнительного места и с другими пожеланиями необходимо обращаться в оргкомитет. Пожелания команды могут быть учтены за

дополнительную плату.

В творческой категории не могут участвовать операторы команд, участвующие в основной категории.

Каждая команда может представить описание своего творческого проекта, содержащее:

1) Бумажный плакат размером минимум 60х80 см, содержащий: название проекта, тему проекта, описание проекта, технические характеристики проекта, фотографии проекта и этапов реализации проекта. Плакат должен быть повешен около стенда проекта в день соревнований.

2) Описание проекта в электронном виде (Word или PDF). В нем должны быть описаны все возможности робота, а также его отличительные особенности (не менее 500 печатных знаков). Описание робота необходимо проиллюстрировать картинками/фотографиями всех стадий создания робота в разных ракурсах и снабдить примером программы.

3) Описание проекта в бумажном виде также должно быть подготовлено и передано судьям в день состязаний.

4) Видеозапись проекта: видеоролик длительностью максимум 2 минуты и размером файла не более 10 MB.

Выявление победителя творческой категории будет производиться судейской коллегией.

Выбор победителя будет производиться в каждой возрастной категории:

Максимальное число очков для оценки проекта равно 250. Общий счет делится на

следующие категории:

Соответствие теме:

Роботы-помощники (максимум 80 очков)

Свободная тема (0 очков)

Оригинальность и/или творческий подход (максимум 50 очков). Проекты, в которых явно проявляются творческие способности и оригинальность участников соревнования, получат больше очков, чем проекты, показывающие обычную сценку. Например, при отображении темы робота-спортсмена это может быть: изобретение нового вида спорта, нахождение нового способа участия робота в известных видах спорта или нахождение нового способа лаконичного изображения известных видов спорта. Такие проекты получат больше очков, чем просто демонстрация робота,

поднимающего штангу.

Техническая сложность (максимум 50 очков). Проекты, более сложные в техническом исполнении, получат больше очков, чем проект, который просто использует большое количество конструкционных материалов.

Наличие и качество описания (максимум 30 очков). Проекты, сопровождающиеся качественным и подробным описанием, получат больше очков, чем проекты, к которым описание отсутствует или недостаточно хорошо и подробно сделано.

  • Видеоролик – максимум 10 очков

  • Описание проекта в электронном виде – максимум 10 очков

  • Плакат – максимум 5 очков

  • Описание проекта в бумажном виде – максимум 5 очков

Динамичность (максимум 20 очков). Проекты с высоким уровнем исполнения, которые максимально используют предоставленное место и являются самыми динамичными, получат больше очков, чем статичные проекты. Например, проект, о котором можно получить полное представление по снимку, получит меньше очков, чем проект, который нужно рассматривать в движении.

Презентация (максимум 20 очков). Более интересные в художественном отношении проекты, презентация которых сопровождается активными действиями участников команды и/или вовлечением зрителей в некоторое действо, получат больше очков, чем те проекты, которые работают изолированно. Например, проект робота-спортсмена, который просто моделирует некоторые действия реальных спортсменов, получит меньше очков, чем робот, который может соревноваться с человеком.