microbik.ru
1

П Р О Е К Т


ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальном образовательном учреждении,

организующем инклюзивное образование детей

с ограниченными возможностями здоровья


В связи со сменой приоритетов в системе отечественного образования в Краснодарском крае происходит совершенствование в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказание помощи детям осуществляется в учреждениях специального (коррекционного) образования, в специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях и в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях.



  1. Общие положения


1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность муниципальных образовательных учреждений, создающих условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Краснодарского края (в дальнейшем - Базовое муниципальное образовательное учреждение).

1.2. Базовое муниципальное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребёнка-инвалида, Законами Краснодарского края, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями об общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, настоящим Положением .

1.3. Базовое муниципальное образовательное учреждение является одной из вариативных организационных форм оказания квалифицированной комплексной многопрофильной психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Базовое муниципальное образовательное учреждение создает адаптивную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; специальные условия для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии).

1.5. Базовое муниципальное образовательное учреждение осуществляет квалифицированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья независимо от степени их выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

1.6. Базовое муниципальное образовательное учреждение формирует психологическую культуру всех субъектов образовательного пространства, создает условия для становления у нормально развивающихся детей общечеловеческих ценностей, позитивных нравственных установок, толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Базовое муниципальное образовательное учреждение способствует созданию предпосылок, обеспечивающих процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду образовательного учреждения и общества в целом.

1.7. Базовое муниципальное образовательное учреждение реализует образовательные программы начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.8. В Базовых муниципальных образовательных учреждениях создаются условия для инклюзивного образования путем:

-открытия классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-совместного обучения в одном классе ( группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

1.9. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

1.10. Деятельность классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации соответствующих образовательных программ, включая разработку требований к приему, наполняемости, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся (воспитанникам) и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами об аналогичных видах образовательных учреждений.

1.11. Специфика образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации детей-инвалидов, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом базовом образовательном учреждении определяются учреждением самостоятельно, исходя из местных условий, в соответствии с рекомендациями ПМПК.

1.12. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, временно или постоянно не посещающих образовательное учреждение, создаются условия для обучения на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

1.13. Базовое муниципальное общеобразовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника (ребёнка-инвалида), реализацию

конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта; администрация, преподавательский состав несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребёнка.


^ II. Организация деятельности базового

общеобразовательного учреждения


2.1. В устав Базового муниципального образовательного учреждения вносятся изменения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Учредителем (учредителями) базового муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

2.3. Общее руководство деятельностью Базового муниципального образовательного учреждения осуществляет департамент образования и науки Краснодарского края.

2.4. Контроль за комплектованием и деятельностью Базового муниципального образовательного учреждения осуществляют муниципальные органы местного самоуправления.

2.5. Реорганизация и ликвидация Базового муниципального образовательного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные

законодательством Российской Федерации, возникают у Базового муниципального общеобразовательного учреждения, с момента выдачи ему лицензии.

2.7. Базовое общеобразовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

2.8. В соответствии со своими уставными целями и задачами базовое общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

2.9. Вопросы деятельности Базового муниципального образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентируются локальными актами учреждения.

^ III. Комплектование


3.1. Количество классов, их наполняемость в Базовом муниципальном образовательном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образования.

3.2. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 10 процентов от общего количества обучающихся Базового муниципального образовательного учреждения.

3.3. При организации совместного обучения в одном классе ( группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, численность детей в данном классе не должна превышать 20 человек. При этом в классе должно быть не более двух детей с ОВЗ с разными нарушениями развития, или не более трех детей со сходными нарушениями развития.

3.4. Порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы (группы) Базового муниципального образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, Краснодарского края, настоящим Положением.

3.5. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья исходя из его особых образовательных потребностей, особенностей развития и возможностей выбирается приемлемая модель интеграции в среду образовательного учреждения. Дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений в развитии, при наличии необходимых условий. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать программный материал в условиях обычного класса, предпочтительно обучение в специальном (коррекционном) классе Базового муниципального образовательного учреждения.

3.6. Основанием для принятия решения об изменении формы образовательной интеграции является динамика развития, коррекции и компенсации недостатков и(или) нарушений развития.

3.7. Направление детей в специальные (коррекционные) классы (группы) VII вида (для детей с задержкой психического развития), VIII вида (для умственно отсталых детей) Базовых муниципальных общеобразовательных учреждений осуществляется муниципальными органами управления образованием с согласия родителей, (законных представителей) по заключению муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий, или психолого-медико-педагогической комиссии государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Краснодарского края.

3.8. Направление детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития в общеобразовательные классы (группы) с целью организации интегрированного обучения в Базовых муниципальных образовательных учреждениях осуществляется муниципальными органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и по заключению муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

3.9. Направление детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушением слуха, нарушением зрения в общеобразовательные классы (группы) с целью организации интегрированного обучения в Базовых муниципальных образовательных учреждениях осуществляется "Центр диагностики и консультирования" Краснодарского края с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Краснодарского края.

3.10. Перевод обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные классы (группы), специальные (коррекционные) классы (группы) Базового муниципального образовательного учреждения осуществляется муниципальными органами управления образованием на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей, (законных представителей).

3.11. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из общеобразовательных классов, специальных (коррекционных) классов Базового образовательного учреждения в специальные коррекционные учреждения осуществляется с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Краснодарского края.


^ IV. Образовательный процесс


4.1. Организация образовательного процесса в Базовом муниципальном общеобразовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

4.2.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекционная работа с детьми, в том числе интегрированными в общеобразовательный класс Базового муниципального образовательного учреждения, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизиологических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4.3.Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ.

4.4.Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану. На основе рекомендованных образовательных программ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться индивидуальные программы обучения.

4.5. Расписание учебных занятий и занятий со специалистами разрабатывается с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4.6. Неотъемлемой составной часть образовательного процесса является работа с родителями (законными представителями).

4.7.Трудовое и предпрофильное обучение в ОУ осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

4.8. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс осуществляется решением педагогического совета с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Решение вопроса о повторном обучении принимается педагогическим советом с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

4.9.В целях преодоления отклонений в развитии детей-инвалидов в Базовом муниципальном образовательном учреждении проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.

4.10. Выпускникам Базовых муниципальных образовательных учреждений, выдаётся в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования.

4.11.Государственная (итоговая) аттестация для детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся выпускниками IX и XI (XII) классов и освоившими образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдача им документов об образовании, проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

4.12. Для выпускников XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, предоставляется право выбора сдачи выпускных экзаменов в традиционной форме или в форме ЕГЭ.

4.13.Выпускники специальных (коррекционных) классов VIII вида получают свидетельство об окончании специального коррекционного класса.


^ V. Психолого-педагогическое сопровождение


5.1. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает психолого-медико-педагогический консилиум Базового муниципального образовательного учреждения на протяжении всего периода обучения ребенка в учреждении.

5.2. Основная цель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и психического здоровья.

5.3. Задачи сопровождения:

- определение специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум;

- создание максимальных условий ребенку для личностного развития и успешного обучения в рамках существующей социально-педагогической среды;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;

- помощь (содействие) ребенку и его родителям (законным представителям) в решении актуальных задач развития и образования: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д.;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

- защита прав детей.

5.4. Направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

5.5. Специалисты, участвующие в организации учебно-воспитательного процесса, осуществляют систематическое отслеживание динамики адаптации к условиям образовательного учреждения, развития, усвоения знаний, умений и навыков.

5.6. Квалифицированная коррекция ограничений возможностей здоровья может осуществляться на основе договора Базового муниципального образовательного учреждения с муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.


VI. Штаты


6.1. Педагоги Базовых муниципальных образовательных учреждений должны иметь соответствующую подготовку в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

6.2. В штатное расписание Базового муниципального образовательного учреждения вводятся дополнительные ставки педагогических (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя – дефектологи) и медицинских (врач, медицинская сестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК и др.) работников.


^ VII. Финансирование


    1. Финансирование Базовых муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет местных бюджетов.

    2. При определении нормативов финансирования следует принимать во внимание необходимость дополнительных затрат при создании условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

    3. При создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционных образовательных учреждений соответствующего типа и вида.