microbik.ru
1



Пояснительная записка
Данная программа по окружающему миру и для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир 3 класс , утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г. )
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека.
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе человек-природа-общество, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.Окружающий мир - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе человек-природа-общество;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни,подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.


^ Календарно -тематическое планирование

по окружающему миру.


Класс:_____3 класс___________________________________________________


Учитель:__________Митрофанова Наталья Юрьевна ____________________


Место учебного предмета в учебном плане: основное


Кол-во часов за год:


Всего _______70___________


В неделю ____2 часа_________


Планирование составлено на основе: программы (1 – 4) начальной школы.

Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2008г

(«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)



Календар

ные сроки

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

УУД

Вид
контроля


Элементы
дополнитель


ного содержания

При

меча

ния

план

факт

Введение.







1

Где и когда ты живешь. Историческое время. Счет времени в истории

Комбинированный

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России

Знать:

– название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города;

– государственную символику России

Текущий

Тысячелетие, прошлое, настоящее, будущее




^ Земля – наш общий дом.







2

Солнечная система. Солнце – звезда

Комбинированный

Живая и неживая природа. Солнце

Знать:

– тела живой и неживой природы;

– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

– планеты Солнечной системы.

Уметь различать объекты природы

Текущий

Названия планет










3

Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе

Комбинированный

Земля – планета. Форма, размер Земли

Текущий













4

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света

Комбинированный

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года

Уметь:

– характеризовать условия жизни на Земле;

Текущий

Экваториальный пояс. Арктический пояс










5

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света

Экскурсия

Роль света в жизни на Земле

– объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

– соблюдать правила поведения в природе

Текущий













6

Земля – шар.

Комбинированный

Земля шарообразной формы. Воображаемая линия горизонта.

Знать:

- земля имеет форму шара;

- что такое воображаемая линия горизонта.

Текущий













7

Значение воды для жизни на Земле

Комбинированный

Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года

Уметь:

– называть свойства воды, воздуха;

– решать задачи в учебных ситуациях,

высказывать предположения, сравнивать свои высказывания с текстом учебника

Текущий

Водоемы, их разнообразие










8

Воздушная оболочка Земли

Комбинированный

Условия жизни на Земле: воздух. Охрана воздуха от загрязнения

Текущий

Кислород, углекислый газ










9

Как изображают Землю

Комбинированный

Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания окружающего мира. Глобус как модель Земли

Знать способы познания окружающего мира.

Иметь представление о глобусе, как модели Земли

Текущий

Меридианы и параллели. Полюса










10

Бактерии.


Комбинированный

Какие бывают бактерии. Что такое гриб. Чем гриб отличается от растений. Какие бывают грибы

Уметь отличать:

– грибы от растений;

– съедобные и несъедобные грибы

Текущий.

Бактерии. Правила сбора грибов










11

Грибы.

Комбинированный



















12

Обобщающий урок по разделу «Земля наш общий дом»

Обобщающий.




Проверить знания учащихся по пройденному разделу.

Тематический







^ Растительный мир Земли







13

Растения встречаются повсюду

Комбинированный

Распространение растений на Земле. Особенности растений разных мест обитания

Знать:

– некоторые особенности растений разных мест обитания;

– общие условия для жизни живых организмов

Уметь:

–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– различать части растения, отображать их в рисунке
(схеме);

– приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных),

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

– ухаживать за растениями;

– оценивать воздействие человека на природу;

– выполнять правила поведения в природе;

– осуществлять поиск дополнительной информации о растениях родного края, страны

Тематический

Растения жарких стран, влажных лесов и болот, пустынь, тундры, тенистых лесов,

кустарных гор, лугов. Разнообразие растений родного края










14

Если бы на Земле не было растений

Комбинированный

Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы)







15

Разнообразие растений
на Земле

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков

Тематический













16

Разнообразие растений
на Земле

Водоросли, мхи, папоротники,

хвойные и цветковые растения.

Дикорастущие растения










17

Растения – живые тела (организмы)

Комбинированный

Части растений.

Деревья, кустарники,

травы, нахождение отличительных признаков

Тематический













18

Побег – сложный надземный орган растения

Комбинированный

Части растений (лист, почка, стебель, черешок, прилистник). Признаки сходства и отличия разных растений

Текущий

Побег. Простые и сложные листья










19

Цветок – самый красивый орган растения

Комбинированный

Части растений (цветок).

Разнообразие цветов по форме, цвету, величине, запаху. Плоды

Текущий













20

Как питается растение.

Комбинированный




Текущий













21

Размножение растений

Комбинированный

Растения: части растений (плоды, семена, корни, клубни, корневища, луковицы).

Текущий

Способы размножения растений










22

Как долго живут растения

Комбинированный

Продолжительность жизни растений

– называть причины исчезновения растений;

– раскрыть значение растений в природе и жизни человека

Текущий

Однолетние, двулетние и многолетние растения










23

Охрана растений.

Комбинированный

Страницы Красной книги. Значение растений в природе и жизни человека




Текущий

Красная книга России




^ Животный мир Земли.







24

Какова роль животных в природе

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Роль животных в природе и жизни человека

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными;

– осуществлять оценку воздействия человека на природу;

– выполнять правила поведения в природе;

– принимать участие в охране природы;

– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания
с текстом учебника;

– характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных

Текущий

Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания










25

Разнообразие животных

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

Текущий

Фауна. Одноклеточные, многоклеточные, насекомые – беспозвоночные животные










26

Животные – живые тела (организмы)

Комбинированный

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные)

Текущий













27

Размножение животных.

Комби-нированный

Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб)

Знать:

– приспособления животных к условиям жизни.

Уметь:

– осуществлять оценку воздействия человека на природу;

– выполнять правила поведения в природе;

– принимать участие в охране природы

Текущий

Признаки всех живых существ
(размножение). Цепи питания










28

Приспособления животных к условиям жизни










29

Поведение животных

Комбинированный

Особенности внешнего вида, питания, размножения животных

Текущий

Особенности поведения животных. Органы чувств у животных










30

Беспозвоночные животные

Комбинированный

Разнообразие беспозвоночных животных: моллюски, раки, черви, насекомые, пауки

Знать и уметь:

– называть представителей позвоночных животных;

– составлять описательный рассказ о животном по плану.

Различать:

– животных разных групп; – приспособления животных к среде обитания;

– особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания




Одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные животные










31

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Млекопитающие
(звери). Как животные общаются между собой?




Текущий

Рыбы, земноводные, пресмы кающиеся – позвоночные животные










32

Птицы и звери – позвоночные животные

Комбинированный

Текущий

Оседлые птицы, кочующие, перелетные










33

Что такое природное сообщество

Комбинированный

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

Уметь:

– называть причины исчезновения животных и растений;

Текущий

Цепи питания










34

Охрана животных.

Комбинированный

Красная книга.




Текущий







^ Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)







35

Как называли нашу родину в разные времена

Комбинированный

Восточно-славянские племена

Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен

Текущий

Происхождение названия «Русь»










36

Древнерусское государство

Комбинированный

Киев – столица Древнерусского государства. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города

Текущий

Возвышение Киева среди других городов










37

Московская Русь

Комбинированный

Москва – столица государства. Иван IV Грозный – первый русский царь

Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в ее состав

Текущий

Венчание на царство










38

Российская империя

Комбинированный

Петр I Великий. Санкт-Петербург – новая столица России. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II




Текущий

Создание русского флота










39

Российская империя










40

Имя, отчество, фамилия

Комбинированный

Семья. Имя. Отчество. Фамилия




Текущий

Прозвище










41

Какими людьми были наши предки?

Комбинированный

Облик славянина. Труд славян. Защита Родины. Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых

Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины. Знать обычаи приема гостей, отдыха

Текущий

Легенда. Картина
Г. К. Михайлова «Игра в жмурки»










42

Характер славянина.










43

Какие предметы окружали русских людей?

Комбинированный

Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома




Текущий

Картина
А. М. Ва-снецова «В горнице древнерусского дома московских времен»










44

По одежке встречают…

Комбинированный

Изготовление одежды
(обувь, головные уборы)




Текущий

Картины русских художников










45

Русская трапеза

Комбинированный

Традиции в разные исторические времена

Знать, чем питались крестьяне

Текущий

Трапеза










46

Русская трапеза

Комбинированный

Традиции в разные исторические времена

Знать, чем питались в богатых домах

Текущий

Картина
И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы»










47

Во что верили славяне.

Комбинированные

Отдельные наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох




Тематический

Религия. Язычники










48

Принятие христианства на Руси




Текущий

Православие




^ Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)







49

Что такое земледелие.

Комбинированные




Знать, что такое земледелие.

Текущий













50

О крепостных и помещиках

Комбинированный

Картины труда, традиций людей в разные исторические времена. Картины быта, труда

Знать название нашей страны и ее столицы.

Уметь называть виды деятельности крестьянина, помещика, крепостных, ремесленников.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

Земледелие. Земледелец










51

О крепостных и помещиках

Комбинированный

Картины труда, традиций людей в разные исторические времена. Картины быта, труда




Текущий

Земледелие. Земледелец










52

Что создавалось трудом ремесленника?

Комбинированный

Картины быта, труда

Текущий

Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий










53

Маленькие ремесленники

Комбинированный




Текущий










54

О гончарном круге, керамике и фарфоре

Комбинированный

Картины быта, труда




Текущий













55

Русская ярмарка

Экскурсия в музей

Картины быта, труда. Выдающиеся люди разных эпох




Текущий













56

О веретене, прялке и ткацком станке

Комбинированные

Картины быта, труда




Текущий













57

Русские оружейники
















58

Что создавалось трудом рабочего?

Комбинированный

История Отечества. Картины быта, труда




Текущий

Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар










59

Наличие полезных ископаемых – условие работы промышленных предприятий.

Комбинированный







Текущий

Полезные ископаемые.










60

О первых железных дорогах.

Комбинированный

Создание первой железной дороги.




Текущий













61

Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках (пароход)

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России




Текущий

Картина
И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»










62

Когда появился первый автомобиль.

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России




Текущий













63

О самолёте.

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России




Текущий

Картина
А. А. Дейнеки «Никитка – первый русский летун»










64

Время космических полетов

Комбинированный







Текущий













65

Обобщение по разделу «Как трудились люди в разные исторические эпохи»

Контрольный







Тестирование.







^ Уроки обобщения.







66

Древняя Русь.

Комбинированный

Новгород. Московия. Владимир. История Отечества: наиболее важные и яркие исторические картины быта.




Итоговый













67

Россия времен Петра 1.
















68

Россия 20 века.
















69-70

Резервные уроки












^ Содержание программы
3 класс (68 ч)
Введение(1 час)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Земля - наш общий дом (10ч)
Солнечная система. Солнце звезда. Земля - планета Солнечной системы. Соседи Земли по солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их общая характеристика.
Растения живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.
Грибы (1 час)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов.
Животный мир Земли. (11ч)
Животные часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.Животные живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.


Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена.
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий ( князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб- главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.Развитие техники в России( на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края. Как дом вышел из-под земли.
Уроки- обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраны от загрязнения. В краеведческий, художественный музеи, на предприятие, в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.Практические работы. Работа с картой( в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.


^ Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы (2-3);
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
основные древние города Руси и России и их достопримечательности;
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствие с программой);
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
год-век (столетие), арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животных разных групп ( одноклеточные многоклеточные, беспозвоночные позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия земледелие, ремесло, торговля, деньги
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя или самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе уголка природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;


сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с географической и исторической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Оценка устных ответов учащихся по окружающему миру
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по окружающему миру. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1.полнота и правильность ответа;
2.степень осознанности, понимания изученного;
3.языковое оформление ответа.
Оценка 5 ставится, если ученик:
1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка 4 ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка 3 ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1.Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка 2 ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка (5,4,3) может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


^ Учебно-методические средства обучения


Для реализации программного содержания используются:
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир: учебник для 3 класса: 1ч. М. Вентана- Граф 2010г.
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: учебник для 3 класса: 2ч. М. Вентана- Граф 2010г.
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир Рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. М. : Вентана- Граф 2010.
Н.Ф.Виноградова Методика обучения для 3 класса: в 2 ч. М. : Вентана Граф 2006.


Дополнительная литература

  1. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы / Н. Г.Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.