microbik.ru |
1 Пояснительная записка Данная программа по окружающему миру и для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир 3 класс , утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г. ) Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека. Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе человек-природа-общество, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.Окружающий мир - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник: устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе человек-природа-общество; осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры; подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни,подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира. Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. ^ Календарно -тематическое планирование по окружающему миру. Класс:_____3 класс___________________________________________________ Учитель:__________Митрофанова Наталья Юрьевна ____________________ Место учебного предмета в учебном плане: основное Кол-во часов за год: Всего _______70___________ В неделю ____2 часа_________ Планирование составлено на основе: программы (1 – 4) начальной школы. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2008г («Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
^ Содержание программы 3 класс (68 ч) Введение(1 час) Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Земля - наш общий дом (10ч) Солнечная система. Солнце звезда. Земля - планета Солнечной системы. Соседи Земли по солнечной системе. Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Растительный мир Земли (11 ч) Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их общая характеристика. Растения живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Грибы (1 час) Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Животный мир Земли. (11ч) Животные часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.Животные живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч) Названия русского государства в разные исторические времена. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий ( князя, боярина, дворянина). Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч) Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб- главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.Развитие техники в России( на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. Женский и мужской труд. Особенности труда людей родного края. Как дом вышел из-под земли. Уроки- обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии. В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраны от загрязнения. В краеведческий, художественный музеи, на предприятие, в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.Практические работы. Работа с картой( в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. ^ Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры): тела живой и неживой природы; планеты Солнечной системы (2-3); свойства воздуха, воды; состав почвы; основные древние города Руси и России и их достопримечательности; имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствие с программой); причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ; различать (соотносить): год-век (столетие), арабские и римские цифры; названия русского государства и их соответствие исторической эпохе; растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); животных разных групп ( одноклеточные многоклеточные, беспозвоночные позвоночные); приспособления животных к среде обитания; особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания; понятия земледелие, ремесло, торговля, деньги решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: объяснять значение Солнца для жизни на Земле; объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России; характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных; раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека; составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя или самостоятельно составленному; соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе уголка природы, на пришкольном участке; характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох; сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох; работать с географической и исторической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. Оценка устных ответов учащихся по окружающему миру Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по окружающему миру. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1.полнота и правильность ответа; 2.степень осознанности, понимания изученного; 3.языковое оформление ответа. Оценка 5 ставится, если ученик: 1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка 4 ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка 3 ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1.Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка 2 ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка (5,4,3) может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. ^ Учебно-методические средства обучения Для реализации программного содержания используются: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир: учебник для 3 класса: 1ч. М. Вентана- Граф 2010г. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: учебник для 3 класса: 2ч. М. Вентана- Граф 2010г. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир Рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. М. : Вентана- Граф 2010. Н.Ф.Виноградова Методика обучения для 3 класса: в 2 ч. М. : Вентана Граф 2006. Дополнительная литература
|