microbik.ru
1

ПРОГРАММА КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ “ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СВОБОДНОЙ СТРАНЕ”
ДЛЯ 9(8—9)-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При отборе содержания курса “Права человека в свободной стране” — 9-й класс (вариант 8—9-й классы) — определяющими факторами явились:

  • накопление учащимися к 14—15 годам жизненного опыта и жизненных впечатлений, что может стать (и становится) основой для самостоятельного определения жизненных планов, форм поведения, круга друзей;

  • все более широкое вовлечение подростков этого возраста во “взрослую” жизнь (от самостоятельного зарабатывания денег до ранних половых связей), что значительно повышает значение знания норм поведения и умения осознавать свои поступки и отвечать за них;

  • с 14—15 лет расширяются возможности для подростка непосредственно участвовать в правоотношениях — он может работать в свободное от учебы время, с 14 лет он частично дееспособен, является субъектом различных имущественных отношений. В то же время в 14 лет подросток может быть привлечен к уголовной ответственности, а также к имущественной.

Все это делает особенно важным приобретение учащимися системных обществоведческих и правовых знаний практической направленности, которые помогли бы подростку ориентироваться в общественных и правовых отношениях, действовать правомерно, и предупредили бы о наказании в случае совершения общественно опасных действий.

Девятый класс завершает учебу в основной (базовой) школе. Где будут получать дальнейшее образование и будут ли учиться вообще дети, окончившие 9-й класс, в значительной степени зависит от них и их родителей. Поэтому приобретение учащимися перед окончанием базовой школы системы правовых знаний — необходимое условие обеспечения всеобщей правовой грамотности граждан России.

Курс ориетирован на 68 часов (2 часа в неделю в 9-м классе или по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах). В настоящее время в массовой практике предпочтение отдается варианту: 8-9 классы (по 34 часа). В этом случае в 8 классе изучаются темы I-III, в 9-м - IV-V.

“Права человека в свободной стране” — это качественно новый курс, в основе содержания которого — Всеобщая декларация прав человека и обновленное российское законодательство.

Содержание ориентировано на создание у учащихся целостного представления о современных критериях прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и конкретизированных в законодательствах многих зарубежных государств с развитой демократической системой.

Основную часть содержания курса занимает проблема отношений между гражданами и государством обновляемой России. В связи с этим рассматриваются вопросы:

В каком государстве мы живем? — закрепление в российском законодательстве фундаментальных черт современного общественного устройства и построения Российского государства.

  • Кто является гражданином России? — юридические и нравственные последствия гражданства.

  • Каковы права гражданина России в различных сферах жизни?

  • Каковы обязанности государства по защите прав граждан России?

  • Каковы обязанности гражданина России по отношению к своему государству?

В содержание данного курса включены и элементы теории права. Закрепляются и уточняются признаки понятий “право”, “норма права”, “правовые отношения”, “права человека”, “права граждан”, “закон”, “конституция”, “правопорядок”, “правоохранительные органы”, представления о которых формировались у учащихся в предшествующих классах. В то же время вводятся и раскрываются понятия “правовое государство”, “гражданское общество”, “политический режим”, “разделение властей” и некоторые другие.

В соответствии с намеченным кругом проблем предлагается следующая структура курса “Права человека в свободной стране”:

^ Тема I. Введение в право. Человек, общество, государство — 14 часов.

Тема II. Мировое сообщество и защита прав человека. Международное право о правах человека — 13 часов.

Тема III. Обновляемая Россия. Конституция Российской Федерации — 7 часов.

Тема IV. Права, свободы и обязанности граждан России — 30 часов.

Тема V. Защита гражданином своих прав и свобод — 4 часа.

В процессе преподавания-курса учителю следует ориентироваться на достижение результатов, указанных ниже.

Изучив курс, учащиеся должны:

1. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.

2. Иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.

3. Владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка.

4. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.

5. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан.

6. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.

7. Знать содержание некоторых наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), определяющих принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью.

8. Уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснить их смысл.

9. Уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни.

10. Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т. п.).

11. Иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов — жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.).

12. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.

13. Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Достижение намеченных результатов преподавания курса “Права человека в свободной стране” требует от учителя не только владения содержанием предмета и умения передать его учащимся на доступном им уровне, но и умелого сочетания различных форм проведения уроков: лекций, лабораторных занятий по изучению правовых документов, практикумов по разбору и решению юридических задач, дискуссий, ролевых игр и т. д.

^ ПРОГРАММА КУРСА ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ “ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СВОБОДНОЙ СТРАНЕ”
ДЛЯ 9(8—9)-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “Права человека в свободной стране”

^ Тема I. Введение в право. Человек, общество, государство

14 часов

Необходимость регулирования поведения человека в обществе.

Социальные нормы, их многообразие. Правила вежливости, значение их выполнения. Нормы морали, их значение для человека и общества. Религия, мораль, нравственность; их взаимосвязь.

Государство и право.

Из истории возникновения государства и права. Древнейшие государства мира, их отличительные черты, Государство как система господства над человеком и обществом. Функции государства, осуществляемые в интересах общества в целом. Право как основа государства. Законы древнейших государств, их создатели.

Возникновение государства и права как достижение культуры и условие развития цивилизации.

Государство, право, общество, личность в исторической ретроспективе.

Этапы развития государства: от всесилия государства в отношении личности к ответственности государства перед обществом и личностью. Формы организации государственной власти, их соответствие характеру отношений между государством, обществом и личностью. Политические режимы — тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический; их характеристика. Роль права в различных политических режимах.

Механизм правового регулирования общественных отношений.

Нормы права, их структура. Охранительные и регулятивные функции права. Источники права. Конституция — основной закон государства. Правоотношения, их многообразие, субъекты правоотношений. Отрасли права, система права.

Роль государственного принуждения, общественного сознания и культуры общества в правовом регулировании отношений.

Правовое государство.

Понятие “правовое государство”, его признаки. Социально-экономические и социально-политические условия становления правового государства. Права, свободы граждан и их обеспечение в правовом государстве.

Ответственность гражданина за соблюдение правопорядка в стране. Правовая культура граждан, сущность и значение.

Повторение — 2 часа.

^ Тема II. Мировое сообщество и защита прав человека. Международное право о правах человека

13 часов

Понятие “права человека”.

“Права человека” в индивидуальном сознании и в социальной психологии. Юридическое оформление прав и свобод граждан.

Отражение в понимании прав человека нравственности общества и характера общественных отношений.

Права человека в разные исторические эпохи.

Эволюция правового положения граждан в государствах Европы и Америки в период становления и развития капитализма (XVII—XIX вв.).

“Естественные права человека” как ведущая идея эпохи Просвещения. Отражение идеи естественных прав человека в законодательстве Англии, Франции, США (XVII— XVIII вв.). Развитие демократических традиций, институтов, парламентских форм правления в европейских государствах (XIX — нач. XX в.), их значение для реализации прав и свобод граждан.

Правовое положение граждан Российской империи (XIX в.).

Россия в начале XX века: Февральская буржуазно-демократическая революция — “глоток свободы”, начало превращения России в демократическую республику.

Социальные катаклизмы XX века и нарушение естественных прав человека.

Первая мировая война, октябрьский переворот и гражданская война в России, их трагические последствия (огромные масштабы человеческих жертв, обесценивание жизни человека в общественном сознании, потеря нравственных ориентиров).

Социально-психологические предпосылки установления тоталитарных режимов в СССР и в ряде европейских государств.

Резкое сокращение прав и свобод личности в условиях тоталитаризма.

Развитие репрессивной системы, государственный террор. Вторая мировая война: преступления фашизма против человечества. Нюрнбергский процесс и его значение.

Общая характеристика Всеобщей декларации прав человека.

Исторические условия и предпосылки принятия Всеобщей декларации прав человека. Идейно-нравственные основы, гуманистическая направленность Всеобщей декларации прав человека.

Особенности Всеобщей декларации как документа международного права. Хартия прав человека — важнейший источник международного права в сфере защиты прав человека. Практическое значение Хартии прав человека.

Гражданские права человека в документах международного права.

Всеобщая декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах. Естественное право человека на свободу и равенство с другими людьми в своем достоинстве и правах. Неотъемлемое право каждого человека на жизнь. Ограничения, введенные для применения смертной казни. Запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного обращения. Право на свободу и неприкосновенность личности. Запрещение рабства и содержания в подневольном состоянии.

Запрещение произвольного ареста. Защита прав арестованных. Лишение свободы по суду. Требования международного права к порядку и условиям содержания под стражей и в местах лишения свободы. Право человека на справедливое и гласное рассмотрение дела в суде. Равенство перед законом. Презумпция невиновности, право на защиту.

Запрещение произвольного вмешательства государства в личную и семейную жизнь человека. Неприкосновенность жилища, соблюдение тайны корреспонденции.

Право человека на защиту законом от посягательств на его честь и достоинство.

Равные прав женщин и мужчин на вступление в брак и создание семьи. Право каждого ребенка на защиту со стороны семьи, общества, государства.

Защита индивидуальных свойств личности: свобода мысли и совести.

Свобода передвижения человека. Право на гражданство и его изменение.

Механизм защиты гражданских прав человека (гражданином, государством, международными организациями).

Политические права человека и гражданина. Право принимать участие в управлении своей страной. Право на свободное мнение и на его свободное выражение, свобода искать, получать и распространять информацию. Запрещение пропаганды войны. Запрещение выступлений с позоции национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекающих к вражде и насилию.

Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Условия реализации гражданами политических прав и свобод. Недопустимость дискриминации граждан в политических правах.

Экономические, социальные и культурные права человека.

Право человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи. Свобода от голода как основное право каждого человека. Право на социальное обеспечение.

Право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы. Недопустимость какой-либо дискриминации в осуществлении права на труд. Равная оплата за равный труд. Право объединяться в профсоюзы для защиты своих прав. Право на отдых. Право на наивысший достижимый уровень здоровья.

Право на образование. Право на свободное участие в культурной жизни общества, на пользование достижениями научного прогресса, защиту моральных и материальных интересов в связи с деятельностью в сфере науки и культуры.

Учет в документах международного права разного уровня экономического развития государств — членов международного сообщества, разных возможностей реализации экономических, социальных и культурных прав граждан.

Единство прав и обязанностей человека и гражданина. Выполнение человеком своих обязанностей перед обществом и государством как условие реализации его прав и свобод.

Права ребенка.

Необходимость особых мер защиты детства. Международные документы по правам ребенка. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

Правозащитные организации и движения. Нарушение прав человека в современном мире. Современные международные и внутригосударственные правозащитные организации, содержание и направление их деятельности. Общественные движения за права человека.

Повторение — 1 час.

^ Тема III. Обновляемая Россия.

Конституция Российской Федерации

7 часов

Человек и его отечество.

Связь жизни человека с судьбой Отечества. Историческая память. Семейные корни. Родной язык и культура. Народные обычаи и традиции. Родная природа.

Малая Родина — место рождения человека и его детства. Гордость, любовь к родному краю, забота о его развитии и процветании, необходимость сохранения памятников истории и культуры. Особенности традиций родного края.

Россияне.

“Мы — многонациональный народ России”. Социальный и возрастной состав населения России. Распределение населения по территориям страны.

Население родного края (численность, национальный и возрастной состав). Сферы занятости населения родного края.

Россия — суверенное государство.

Из истории становления суверенитета современной России. День независимости России. Символы суверенного государства: государственный флаг, герб, гимн. Гарантии суверенитета Российской Федерации.

Россия — член международного сообщества. Россия — правопреемница СССР. Членство России в международных организациях. Участие России в решении международных проблем. Отношения России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Конституция Российской Федерации — основной Закон суверенной России.

Из истории принятия новой Конституции — Конституции Российской Федерации. Общая характеристика Конституции РФ, ее структура, основные правовые идеи, принципы права, закрепленные в Конституции РФ.

Федеративная форма государственного устройства России. Состав Российской Федерации. Права субъектов РФ. Целостность территории России. Неприкосновенность территории России. Охрана границ РФ.

Россия - демократическая республика.

Форма организации власти в России. Разделение властей. Президент России — глава государства. Федеральное собрание — его структура, порядок формирования, полномочия.

Правительство РФ, компетенция, направления деятельности.

Судебная власть — организация, задачи, функции.

Черты демократического развития российского общества. Демократические принципы организации власти на местах.

Повторение — 2 часа.

^ Тема IV. Права, свободы и обязанности граждан России

30 часов

Гражданство РФ.

Нравственное и юридическое содержание понятия “гражданин”. Гражданство по рождению. Возрастные ступени на пути к гражданской зрелости (расширение прав и свобод граждан, рост ответственности граждан перед государством по мере взросления). Паспорт — документ, удостоверяющий личность гражданина РФ.

Юридическое содержание понятия “совершеннолетие”. Приобретение и изменение гражданства. Запрет на лишение гражданина России его гражданства. Защита Россией интересов и прав своих граждан, находящихся за рубежами страны.

Высшая ценность России — человек, его права и свободы. Принципы отношений между государством и гражданином, закрепленные в Конституции РФ.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Ответственность государственных органов и их представителей за нарушение прав и свобод граждан России.

Общегражданские права и свободы человека и гражданина.

Право на жизнь и достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища.

Право гражданина свободно определять свою национальность, выбирать язык общения, формы образования. Право свободного передвижения и выбора места жительства.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Политические права и свободы.

Право граждан РФ участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право участвовать в референдуме.

Право на свободу мысли и слова. Право каждого человека любым законным способом искать, получать, производить и распространять информацию. Свобода массовой информации.

Запрещение цензуры.

Запрещение пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Право на объединения, включая право создания профсоюзов. Гарантирование свободы деятельности общественных организаций.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Социально-экономические и культурные права человека и гражданина.

Россия — социальное государство. Право граждан РФ на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность. Охрана законом права частной собственности. Право частной собственности на землю. Право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на благоприятные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Запрещение принудительного труда. Право на отдых. Свобода от безработицы. Право на индивидуальные и коллективные споры, право на забастовку.

Материнство и детство под защитой закона. Право на социальное обеспечение. Право каждого на охрану здоровья и на медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду.

Право на образование. Свобода литературного и художественного, научного и технического творчества, право на участие в культурной жизни.

Право гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Судебная защита прав и свобод граждан. Защита граждан от произвола судебных властей.

Конституционные обязанности граждан России. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Защита Отечества — долг и обязанность гражданина России. Обязанность нести военную службу. Забота о детях и их воспитании — право и обязанность родителей. Обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

Единство прав и обязанностей граждан России. Соответствие конституционных прав и свобод граждан России общепризнанным нормам международного права.

Человек в семье. Правовое регулирование семейных отношений.

Роль семьи в жизни человека и в развитии общества.

Нравственные основы семьи. Правовое регулирование семейных отношений. Его необходимость. Ограниченность сферы правового регулирования жизни семьи. Отношения между членами семьи, не подлежащие правовому регулированию.

Заключение брака как начало новой семьи.

Какие правовые знания нужны при вступлении в брак? Порядок и условия регистрации брака в государственных органах. Возможные негативные последствия отказа от регистрации брака. Что должны знать молодые супруги об установленных законом взаимных правах и обязанностях? Если семья ждет ребенка — права и льготы будущих матерей. Рождение ребенка, порядок записей в свидетельстве о рождении. Права и обязанности супругов в связи с рождением у них ребенка. Забота государства о материнстве и детстве. Права ребенка — личные, имущественные; право на жилплощадь.

Контроль государства за условиями жизни и воспитания ребенка в семье. Причины и последствия лишения родительских прав. Ребенок должен иметь семью — установленный законом порядок усыновления, опеки и попечительства. Обязанности детей в отношении родителей. Когда закон защищает права родителей.

Сложность семейных отношений. Типичные причины распада семей. Споры о правах членов семьи при разводе и законный порядок их разрешения. Когда закон суров: административная и уголовная ответственность за грубое нарушение кем-либо из членов семьи прав и свобод своих родных и близких.

Человек получает образование.

Право на получение образования — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Значение получения образования для развития личности и реализации человеком своих жизненных планов. Государственные гарантии прав граждан России в области образования. Закон Российской Федерации об образовании. Гуманистические цели образования в РФ. Формы получения образования. Типы образовательных учреждений России. Устав общеобразовательной школы, его роль и значение. Ответственность школы за результаты ее деятельности. Государственный контроль за работой школы. Права и обязанности работников школы. Права и обязанности учащихся. Социальная защита учащихся. Охрана здоровья школьников. Льготы для молодежи, сочетающей труд с учебой.

Человек поступил на работу.

Право на труд как социальное благо, одно из основных прав человека. Закрепление в Конституции РФ права на труд. Регулирование трудовых отношений законодательством о труде.

Условия и порядок поступления на работу на предприятия разных видов. Трудовой договор. Контрактная система. Права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из заключения трудового договора (контракта). Условия труда, регламентированные законодательством России. Необходимость создания благоприятных условий труда и справедливой оплаты труда. Как рассчитывается заработная плата, отчисления из зарплаты.

Особенности прав несовершеннолетних в сфере трудовых отношений. Льготы для учащихся и студентов, сочетающих работу с учебой. Защита интересов матери и ребенка трудовым законодательством РФ. Дисциплинарная и материальная ответственность работника.

Если возник трудовой спор... Порядок разрешения трудовых конфликтов. Роль профсоюзов на производстве. Право трудящихся на забастовку. Определение законодательством России порядка и условий расторжения трудового договора. Если человек остался без работы — куда обратиться в поисках работы. Задачи и функции государственной службы занятости. Пособие по безработице. Кому оно выплачивается?

Человек в сфере имущественных отношений. Собственность как характеристика имущественного положения человека. Формы собственности в России. Конституция РФ о праве собственности. Правомочия собственника. Возникновение и изменение права собственности. Защита законом права собственности несовершеннолетнего, его права на жилище при приватизации жилья. Спор об имуществе, пути его разрешения. Юридическая защита прав собственника.

Понятие “имущество”. Регулирование имущественных отношений гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений.

Правоспособность и дееспособность граждан. Дееспособность несовершеннолетних. Осуществление защиты имущественных прав несовершеннолетних их родителями или опекунами.

Многообразие имущественных отношений. Условия их возникновения. Сделки, условия их правомерности. Последствия противоправных сделок. Договорные обязательства, их многообразие. Участие несовершеннолетних в договорных обязательствах. Что надо знать о договорах жилищного найма, купли-продажи, дарения, бытового подряда? Виды договоров страхования. Право несовершеннолетних иметь денежные вклады в сберегательных банках.

Обязательства, вытекающие из причинения вреда. Имущественная ответственность несовершеннолетних и их родителей по обязательствам, вытекающим из причинения ущерба имуществу либо здоровью граждан.

Человек в природной среде.

Связь жизни, деятельности и здоровья человека с природой. Право человека на благоприятную природную среду. Задача государства гарантировать гражданам их право. Законодательство РФ по охране природы. Конституционная обязанность граждан РФ сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правила поведения человека в природной среде. Ответственность граждан за нарушение установленных правил поведения в лесу, возле водоемов, правил организации туристских стоянок, сбора грибов и ягод, охоты, рыбной ловли, за создание опасности пожара. Имущественная, административная и уголовная ответственность за ущерб, нанесенный природе.

Экологические катастрофы, их причины и последствия. Зоны экологического бедствия на территории России. Право человека на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Забота о природе — забота о будущем — нравственный долг человека.

Современные экологические движения в России и за рубежом. Формы и содержание их деятельности. Международные экологические организации.

Человек — житель большого города.

Большой город — сложный социальный, экологический и культурный организм. Особенности жизни в большом городе. Строгий общественный порядок как условие нормальной жизни горожан и благоприятного развития города.

Правовое регулирование отношений в городской среде. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения горожанина. Государственные органы общественного порядка в городе, их правомочия и функции.

Ответственность гражданина за нарушение правил поведения в городской среде. Нравственный долг горожанина — забота о родном городе, чистоте и порядке на его улицах, в транспорте, садах и парках, о сохранении памятников истории и культуры.

Если гражданин нарушил закон.

Административное правонарушение, его общественная опасность. Основания административной ответственности. Виды административных взысканий, порядок их наложения.

Что такое преступление. Общественная опасность преступлений против личности, против собственности, против общественного порядка и общественной безопасности.

Деятельность органов дознания и следствия, их правомочия. Права подследственного. Основания уголовной ответственности. Круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в случае совершения преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетнего. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Уголовное наказание, его виды.

Порядок, условия и принципы назначения уголовного наказания. Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетнему.

Повторительно-обобщающие уроки — 2 часа.

^ Тема V. Защита гражданином своих прав и свобод

4 часа

Обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека. Право человека на защиту своих прав. Индивидуальные средства защиты. Значение знания законодательства России для эффективной защиты своих прав.

Юридические последствия использования гражданином неправомерных способов защиты своих прав.

Роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан. Роль органов внутренних дел в защите прав и свобод граждан.

Специальные государственные органы по защите прав ребенка. Защита прав гражданина путем разрешения спора в гражданском процессе. Истец и ответчик, их права и обязанности. Если человек стал жертвой преступления — защита нарушенных прав в уголовном процессе. Права потерпевшего.

Роль адвокатуры при защите прав граждан в судебных процессах.

ЛИТЕРАТУРА

Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 9 (8—9) классы/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 1999.

Учебное пособие для 8-9 классов “Права человека в свободной стране”/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 2001.

О самом главном: Книга для чтения для 8—9 классов/ Сост. Н. И. Элиасберг, С. А. Морозова.— СПб., 1998.

Минина С. П. Закон и несовершеннолетние граждане России. Учебное пособие для старшей школы— СПб., 2002.

^ Н.И.Элиасберг, С.А.Морозова, А.В.Воронцов. Права человека в свободной стране. Обществознание. Учебное пособие для 8-9 классов.-СПб.,2004

ПРОГРАММА КУРСА ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ “ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СВОБОДНОЙ СТРАНЕ” ДЛЯ 9(8—9)-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

^ ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

68 часов

Таблица

№ п/п

Тема урока

Основные вопросы

Количество часов

^ Тема I

Введение в право. Человек, общество, государство

14 часов

1,2,3

Человек среди людей

1. Регулирование поведения людей в обществе системой правил (социальных норм). Многообразие социальных норм.

2. Что такое “беспредел”? Опасность беспредела для любого общества и его членов.

3. Ограничители поведения человека — внутренние и внешние.

4. Правила вежливости, их происхождение. В чем ценность выполнения правил вежливости?

5. Нормы морали, их основа — представления о добре и зле.

6. Многообразие источников нравственных ориентиров и критериев как источник противоречий в отношениях между людьми.

7. Религиозное освещение норм морали — отражение стремления к общечеловеческим нравственным ценностям

3

4

Из истории возникновения государства

1. Древнейшие государства, условия их возникновения.

2. Черты государств древнейших цивилизаций. Древние государства как система господства.

3. Основные признаки государства.

4. Функции государства, соответствующие интересам всех жителей страны.

5. Возникновение государства как достижение культуры и условие развития цивилизации.

1

5

Из истории возникновения права

1. Право как основа государства.

2. Условия возникновения права в государствах древности.

3. Законы древнейших государств. Кто создавал законы?

4. Возникновение права как достижение древних цивилизаций.

 

6,7

Государство, общество, личность

1. Этапы развития государства:
от всесилия государства по отношению к личности к ответственности государства перед обществом и личностью.

2. Формы организации государственной власти, их соответствие характеру отношений между государством, обществом и личностью.

3. Политические режимы, их характеристика: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический. Роль права в различных политических режимах.

2

8,9,10,11

Механизм правового регулирования общественных отношений

1. Нормы права, их структура, охранительная и регулятивная функции.

2. Источники права. Конституция — основной закон государства.

3. Правоотношения, их многообразие.

4. Отрасли права.

5. Система права.

6. Роль государственного принуждения, общественного сознания и культуры общества в правовом регулировании отношений.

4

12,13

Правовое государство как достижение цивилизации

1. Понятие “правовое государство”.

2. Признаки правового государства.

3. Социально-экономические и социально-политические условия становления правового государства.

4. Права и свободы граждан, их обеспечение в правовом государстве.

5. Ответственность гражданина за соблюдение правопорядка в стране. Правовая культура граждан, и ее значение.

2

14

Человек в мире правил

Повторительно-обобщающий урок

1

^ Тема II

Международное право о правах человека

13 часов

15,16

Понятие “права человека” в исторической ретроспективе. Эволюция правового положения граждан в государствах Европы и Америки в период становления и развития капиталистических отношений

 

1. “Права человека” в индивидуальном сознании, социальной психологии и праве.

2. Отражение в понимании прав человека нравственности общества и характера общественных отношений.

3. “Естественные права человека” как ведущая идея эпохи Просвещения. Отражение идеи естественных прав человека в законодательных актах государств Европы и Америки.

4. Развитие демократических институтов и традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в XIX — нач. XX вв.

5. Правовое положение граждан России во второй половине XIX -начале XX вв.

2

17,18

Социальные катаклизмы XX в. и нарушение естественных прав человека

 

1. Первая мировая война, октябрьский переворот и гражданская война в России, их трагические последствия.

2. Социально-психологические предпосылки установления тоталитарных режимов в СССР и в ряде стран Европы.

3. Резкое сокращение прав и свобод личности в условиях тоталитаризма. Развитие репрессивной системы, государственный террор.

4. Вторая мировая война: преступление фашизма против человечества, Нюрнбергский процесс и его значение.

2

19,20,21

Общая характеристика документов международного права по правам человека, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)

1. Исторические условия и предпосылки принятия Всеобщей декларации прав человека.

2. Преамбула Всеобщей декларации прав человека: отражение исходных позиций ее создателей.

3. Цели принятия Всеобщей декларации прав человека.

4. Пути реализации на практике Всеобщей декларации прав человека.

5. Мир должен стать гуманным.

6. Права человека в комплексе документов международного права.

3

22

Гражданские права человека в документах международного права

 

1. Дух братства как принцип отношений между людьми, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека.

2. Свобода и равенство с другими людьми в своем достоинстве и правах — естественное право каждого человека.

3. Право человека на жизнь — неотъемлемое право каждого человека. Запрещение пыток и жестокого бесчеловечного обращения.

4. Право на свободу и неприкосновенность личности и его юридические гарантии. Запрещение рабства и содержания в подневольном состоянии.

5. Свобода человека и необходимость учета интересов других граждан при реализации этого права.

6. Лишение свободы по суду. Требование международным правом гуманного отношения к лицам, лишенным свободы.

7. Право человека на справедливое и гласное рассмотрение дела в суде в случае предъявления ему обвинения или в споре о правах. Равенство перед законом. Презумпция невиновности. Право на защиту.

8. Неприкосновенность личной и семейной жизни. Юридические гарантии этих прав.

9. Равное право мужчины и женщины на вступление в брак и создание семьи.

10. Право ребенка как малолетнего на специальные меры защиты со стороны семьи, общества, государства.

11. Защита индивидуальности. Свобода мысли и совести.

12. Свобода передвижения человека. Право на гражданство и его изменение

13. Механизм защиты гражданских прав человека.

1

23

Политические права и свободы граждан

1. Понятие “политические права”.

2. Право человека участвовать в управлении своей страной.

3. Право на свое мнение и на его свободное выражение.

4. Право искать, получать и распространять информацию.

5. Запрещение пропаганды войны, расовой, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к насилию.

6. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

7. Условия реализации гражданами политических прав и свобод. Недопустимость дискриминации граждан в политических правах.

1

24

Экономические, социальные и культурные права человека. Единство прав и обязанностей человека и гражданина

1. Роль экономических, социальных и культурных прав в жизни человека.

2. Признание прав человека на достойное существование — коренная черта справедливого общественного устройства.

3. Что означает “достаточный жизненный уровень”? Свобода от голода — основное право каждого человека.

4. Право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые благоприятные условия труда, их значение для решения человеком комплекса жизненных проблем и для развития личности.

5. Право на отдых и досуг. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

6. Право на образование. Право на свободное участие в культурной жизни общества, на пользование достижениями научного прогресса. Защита авторства.

7. Условия реализации экономических, социальных и культурных прав человека в государствах разного экономического уровня и разных экономических возможностей.

8. Единство прав и обязанностей человека и гражданина.

1

25

Защита международным правом детства

1. Необходимость защиты детства

2. Декларация прав ребенка (основные положения).

3. Конвенция о правах ребенка и ее значение для реализации особых мер по защите прав ребенка.

1

26

 

Правозащитные организации и движения

1. Нарушение прав человека в современном мире. Геноцид. Апартеид. Расизм. Дискриминация национальных меньшинств. Другие нарушения прав и свобод.

2. Современные международные и внутригосударственные правозащитные организации.

3. Общественные движения за права человека.

1

27

 

Международное право за справедливый, гуманный, ненасильственный мир

Повторительно-обобщающие уроки.

1

Тема III

Обновляемая Россия. Конституция РФ

7 часов

28

Россия – Родина моя

1. Связь человека с Отечеством по рождению и жизни.

2. Историческая память.

3. Семейные корни.

4. Родной язык и культура. Народные обычаи и традиции.

5. Родная природа.

1

29

Мы – россияне. Россия – суверенное государство

1. Мы — многонациональный народ России...

2. Характеристика населения России.

3. Понятие суверенитета

4. Из истории становления суверенитета современной России. День независимости России. 5. Символы суверенного государства: государственный флаг РФ, государственный герб и гимн.

6. Членство России в международных организациях. Россия — правопреемница СССР.

7. Отношения России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

1

30

Конституция РФ — Основной Закон суверенной России

1. Из истории принятия Конституции Российской Федерации.

2. Общая характеристика Конституции России.

3. Конституционные основы РФ.

1

31

Федеративная форма государственного устройства России

1. Понятие “государственное устройство”. Унитарное и федеративное устройство государств.

2. Состав Российской Федерации. Права субъектов Федерации.

3. Целостность территории России.

4. Неприкосновенность территории России. Охрана границ РФ.

1

32,33

 

Россия — демократическое государство

1. Форма организации власти в России. Разделение властей.

2. Глава государства — Президент России.

3. Федеральное собрание: структура, порядок формирования, полномочия.

4. Правительство РФ. Компетенция. Направления деятельности.

5. Судебная власть: организация, задачи, функции.

2

34

Повторительно-обобщающий

Конституционные основы Российской Федерации

1

 

^ Тема IV

Права, свободы и обязанности граждан России

30 часов

35

Гражданство Российской Федерации

1. Понятие “гражданство”. Нравственное и юридическое содержание понятия “гражданин”.

2. Гражданство по рождению. Правовые ступени на пути к гражданской зрелости. Возраст совершеннолетия. Юридические последствия достижения совершеннолетия.

3. Российское законодательство о приобретении и изменении гражданства. Двойное гражданство. Запрет на лишение гражданина России его гражданства.

4. Защита Россией интересов и прав своих граждан, находящихся за рубежами страны.

1

36

Высшая ценность в России — человек, его права и свободы

1. Принципы отношений между государством и гражданами в России, закрепленные в Конституции РФ.

2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

3. Ответственность государственных органов, их представителей за нарушение прав и свобод граждан России

1

37,38,39

Конституционные права, свободы и обязанности граждан России

1. Общая характеристика системы прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ (гл. 2 “Права и свободы человека и гражданина”).

2. Общегражданские (личные) права человека и гражданина (ст. 20—28).

3. Политические права и свободы граждан (ст. 29—33).

4. Социально-экономические права, права в области культуры (ст. 34—44).

5. Обязанности граждан России (ст. 44, 57—59).

6. Право граждан России на защиту своих прав и свобод. Судебная защита прав и свобод граждан. Защита граждан РФ от произвола судебных властей.

7. Соответствие конституционных прав и свобод граждан России общепризнанным нормам международного права.

3

40,41,42

Человек в семье. Правовое регулирование семейных отношений

 

1. Понятие “семья”. Члены семьи. Роль семьи в жизни человека и в развитии общества.

2. Заключение брака как основание новой семьи.

3. Мотивы и стремления вступающих в брак. Государственная регистрация брака.

4. Нравственные основы семьи. Когда на смену праздника приходят будни... (испытание прочности семьи повседневностью и бытом).

5. Сложность семейных отношений. Типичные причины распада семей.

6. Отношение государства к семье. Правовое регулирование семейных отношений. Источники семейного права.

7. Права и обязанности супругов. Равноправие супругов. Способ защиты супругами своих прав.

8. Права и обязанности родителей и детей.

9. Материнство под охраной закона. Защита государством прав ребенка.

3

43, 44,45

Человек получает образование

1. Содержание права на образование. Право на образование как социальное благо.

2. Законодательство РФ об образовании.

3. Права и обязанности работников учреждений образования.

4. Права и обязанности учащихся.

5. Льготы для молодежи, сочетающей труд с учебой.

3

46,47,48, 49

Человек поступил на работу

1. Регулирование трудовых отношений законодательством о труде.
Основополагающие принципы законодательства о труде.

2. Условия и порядок поступления на работу на предприятия разных видов. Трудовой договор, контрактная система.

3. Права и обязанности работника и работодателя.

4. Необходимость создания благоприятных условий труда и обеспечения справедливой оплаты труда.

5. Рабочее время и время отдыха. Установленная законом продолжительность рабочего времени.

6. Особенности правового положения несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.

7. Порядок защиты прав трудящихся на производстве.

8. Проблема занятости, пути ее решения.

4

50,51,52,53,54

Человек, вещи, собственность.
Человек в мире денег

1. Понятия “имущество”, “имущественные отношения”. Роль денег в современном обществе в жизни человека. Повседневные бытовые денежные операции.

2. Собственность как характеристика имущественного положения человека. Правомочия собственника. Закрепление в Конституции России многообразия форм собственности и права частной собственности граждан.

3. Сфера имущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права. Участники гражданских правоотношений. Правоспособность граждан, особенности правового положения несовершеннолетних.

4. Сделки, условия их правомерности. Договорные обязательства, их многообразие. Участие несовершеннолетних в договорных обязательствах.

5. Обязательства, вытекающие из причинения вреда. Имущественная ответственность несовершеннолетних и их родителей в случае причинения вреда.

6. Защита законом имущественных прав человека.

5

55,56

Человек в природной среде

1. Связь жизни, деятельности и здоровья человека с природой.

2. Право человека на благоприятную среду и вытекающие из этого обязанности государства.

3. Законодательство об охране природы.

4. Обязанность граждан сохранять) природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правила поведения человека в природной среде. .

5. Ответственность граждан за нарушение правил поведения в природной среде и за ущерб, нанесенный природе.

6. Экологические катастрофы, их причины и последствия. Зоны экологического бедствия на территории России.

7. Право человека на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

8. Забота о природе — забота о будущем, нравственный долг человека. Современные экологические движения в России, в других странах, международные экологические организации

2

571

Человек-городской житель

1. Особенности жизни в городе.

2. Строгий общественный порядок как условие нормальной жизни горожан и благоприятного развития города.

3. Правовое регулирование отношений в городской среде. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения горожанина.

4. Государственные органы охраны общественного порядка, их функции и правомочия. Ответственность гражданина за нарушение правил поведения в городской среде.

5. Забота о родном городе, чистоте и порядке на его улицах, сохранении памятников истории и культуры — нравственный долг каждого петербуржца.

1

58,59,60,61,62

Если гражданином нарушен Закон

1. Административное правонарушение, его общественная опасность.

2. Административная ответственность граждан. Виды административных взысканий, порядок их применения.

3. Что такое преступление. Общественная опасность преступлений против личности, против собственности, против общественного порядка и общественной безопасности.

4. Уголовная ответственность. Лица, подлежащие уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетнего. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетнему.

5. Уголовное наказание, его виды.

6. Порядок, условия и принципы назначения уголовного наказания.

6

63,64

Повторительно-обобщающие уроки.

Права, свободы и обязанности россиян в законодательстве Российской Федерации

2

^ Тема V

Защита гражданином своих прав и свобод

4 часа

65

Если нарушены права...

1. Обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека.

2. Право человека на защиту своих прав. Индивидуальные средства защиты.

3. Значение знания законодательства для эффективной защиты своих прав.

4. Юридические последствия использования гражданином неправомерных способов защиты своих прав.

1

66

Роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан

1. Система органов прокуратуры в России, порядок их формирования

2. Задачи и функции прокуратуры, направления ее деятельности.

3. В каких случаях следует обратиться в прокуратуру.

1

67

Роль органов внутренних дел в защите прав и свобод граждан

1. Структура органов внутренних дел, их функции, направления деятельности.

2. Обязанности органов внутренних дел по охране и защите прав граждан.

3. В каких случаях следует обратиться за помощью в органы внутренних дел, порядок обращения.

4. Помощь участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних в разрешении сложных жизненных проблем.

1

68

Гражданин обратился в суд

 

1. Если возник спор о праве — рассмотрение дел в гражданском процессе. Истец и ответчик, их права и обязанности.

2. Если вы стали жертвой преступления — рассмотрение дела в уголовном процессе. Права потерпевшего.

3. Роль адвокатуры при защите прав граждан в судебных процессах.

1

1В сельской местности эти часы могут быть использованы по усмотрению учителя