microbik.ru
1 2 3



В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс- 35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс - 70 ч., 9 класс - 70 ч. Считаем необходимым ещё раз указать на то, что, несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов в 6 классе, на изучение начального курса географии по-прежнему рекомендуется отводить 70 часов.

В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме.

Особенностью географического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования Базисный учебный план включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. География входит в состав инвариантной части ОБУП, являясь предметом, обязательным для изучения на базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случае на изучение географии, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 210 часов (за два года).

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии, на основе которых в образовательном учреждении должны быть разработаны рабочие программы. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

С точки зрения задач профильного изучения географии, наиболее эффективным представляется формирование социально-экономического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика и математика. Возможным вариантом является и формирование биолого-географического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться математика и биология.

Кроме того, географическая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В составе географического образования в средней (полной) школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса географии (в том случае, когда изучение географии на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса географии (углублённое изучение географии, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных географических исследований.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения географии рассматриваются в научно-методических журналах «География в школе», «География и Экология в школе XXI века», газете «География», а также в следующих изданиях:

Алексеева М.С. Особенности реализации учебной программы в модульной технологии по дисциплине «Профильное обучение географии в школе» // География в школе. 2008. №4.

Гуляева Е.В. Технология проектного обучения в профильном географическом образовании. // География и экология в школе XXI века. 2009. №1.

Воронина Г.А. Элективные курсы. – М.: Изд-во «Айрис Пресс»,2006.

Кривых С.В., Макареня А.А. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы. – Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004.-88с.

Кривых С.В., Шорникова Г.Н. Организация профильного обучения. Учебное пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003.-165 с.

Крылова О.Н. технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - Санкт-Петербург: Изд-во «Каро», 2005.-112 с.

Розанов Л.Л., Розанова С.Г. Тематическое планирование профильного курса «Введение в общую географию» // География в школе. 2009. №7

При выборе элективных курсов по географии рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области - победителей конкурса и официально опубликованные программы:



Название курса,

состав материалов

Автор(ы), грифы

Выходные данные




Базовый уровень




Экономика




1

История менеджмента

Белоусова Н.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005




2

Экология и экономика: враги или друзья?

Носова Н.В.
«Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005




3

«Невидимая рука» рынка (Графическое моделирование рыночной динамики)

Хрущева Э.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005




География




1

Живи, Земля!

Проскуркина Н.И. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005




2

Люблю тебя, Урал мой синекаменный

Орлова О.В., Хабибуллина В.Г. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005




3

География российского порубежья: мы и наши соседи. Учебное пособие для учащихся 9 кл. Программа

Бабурин В.Л., Даньшин А.И. «Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2006.–304 с.:ил.–Пер.




4

Краеведение

Журавская М.Б.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.72--76




5

Рекреация и туризм Калининградской области

Гасько Е.О.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.76--78




6

Программа элективного курса «Основы почвоведения»

Царева Л.А. Постникова Е.А.

География в школе – 2008 - №5




7

Программа курса «Географическая этика»

Ярина О.Г.

География в школе – 2008 - №2




8

Программа элективного курса «Основы природопользования

Колесниченко С.А.

География и экология в школе XXI века. - 2009.–№ 5.–С.72--80




9

Экономические и социальные аспекты в развитии АПК

Барциц В.В.

География в школе – 2009 - №3 - С.48—51, №4 С.54-55.




Профильный уровень






Название курса

состав материалов


Автор(ы), грифы

Выходные данные

1

География. Профильный уровень. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн. 1

Холина В.Н

М.:Дрофа, 2008. 319с. : ил. карт.




География. Профильный уровень. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений: в2 кн. Кн. 2

Холина В.Н

М.:Дрофа, 2009. 335с. : ил. карт.

2

География человеческих перспектив

Программа. УМК. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл.

«Допущено МОиН РФ»

М.:Вентана-Граф,2005

3

Геология

Учебное пособие

Короновский Н.В. «Допущено МОиН РФ»

М.:Дрофа,2005

4

Геоэкология

Розанов Л.Л.

М.:Вентана-Граф,2006.-320 с.:ил.

4

Региональные геоэкологические проблемы

Климанова О.А.

География в школе.–2004. № 5. С.52-54.

5

География населения с основами демографии

Сухинин С.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2006. № 1. С. 37 – 42.

6

Природные ресурсы России и их роль в экономике страны

Груненко Е.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2006. № 6. С. 36 – 37.

7

География международного туризма

Павлова И.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 7.–С.41-42.

8

Этнология и этногеография

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2005. № 4. С. 27–29; 2006. №6. С.29-31

9

Этногеография и география религий

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

Профильная школа.–2005. № 4. С. 30-37

9

Пространственное разнообразие России

Рогачев С.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2005. № 4. С. 30 - 32; 2006. №6. С.33–35.

10

Экономико-статистический метод в курсе коммерческой географии (Методика) Учебник.

Плисецкий Е.Л.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 4.–с.33-37.

11

Природопользование

Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. УМК

Винокурова Н.Ф. и др.

«Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2004

12

Географическая речь

Миллер А.Л.

Первое сентября. География. 2006. № 9. С. 40-44.

13

Этногеография и этнокультурные регионы мира

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

География в школе.–2006. № 3. С.44-49, №4 С. 35-37.

14

Географическая культура

Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.

География и экология в школе XXI века.- 2006.–№ 4.–с.39—43

15

Рекреационная география Хабаровского края

Гришина Э.М.

География и экология в школе XXI века.- 2006. № 4. С. 44 - 47, 60.

16

Элективные курсы по географии

Алексеева М.С., Астафьева В.П.

География в школе. 2009. № 2. С. 51 - 52.


Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

по географии

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В том числе рекомендованы и допущены 40 учебников по географии для основной школы и 8 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни), а также 4 учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии www.apkpro.ru опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПК и ППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. Реализуемый проект призван повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников. Формирование учебно-методического комплекса Челябинской области по географии проводится в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822. При этом учитываются следующие факторы:

  1. подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК, наличие программного и учебно-методического обеспечения;

  2. соответствие УМК государственному стандарту;

  3. соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;

  4. завершенность учебной линии;

  5. эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации).

Для создания единого образовательного пространства в географическом образовании Челябинской области рекомендуется из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год использовать следующие учебники по географии:



п/п п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

6

Русское слово

2

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

7

Русское слово

3

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

8

Русское слово

4

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География

9

Русское слово

5

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

6

Дрофа

6

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны

7

Дрофа

7

Дронов В.П. и др. География России

8

Дрофа

8

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В .Я., Лобжанидзе А.А. География России.

9

Дрофа

9

Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П.,

Кондакова А.М. География

6

Просвещение

10

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География

7

Просвещение

11

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

8

Просвещение

12

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

9

Просвещение

13

Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География

6

Дрофа

14

Климанова О.А. и др. География

7

Дрофа

15

Алексеев А.И. и др. География России

8

Дрофа

16

Алексеев А.И и др. География России

9

Дрофа

17

Летягин А.А. / Под ред. Дронова В.П. География

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

18

Душина И.В., Смоктунович Т.Л. / Под ред.

Дронова В.П. География

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

19

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. / Под ред. Дронова В.П. География

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

20

Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. / Под ред. Дронова В.П. География

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

21

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География

6

Дрофа

22

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География

7

Дрофа

23

Баринова И.И. География России

8

Дрофа

24

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство

9

Дрофа

25

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень)

10-11

Просвещение

26

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

27

Максаковский В.П. География (базовый уровень)

10

Просвещение

28

Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

29

Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (базовый уровень)

10

Дрофа

30

Холина В.Н. География. Профильный уровень

10

Дрофа

31

Холина В.Н. География (профильный уровень)

11

Дрофа

Большинство из перечисленных линий ориентировано на выпуск учебников нового поколения. Это относится не только к содержанию, но и к самой модели учебников, в которых текст и вне текстовые компоненты находятся примерно в равной пропорции – в отличие от прежних, где всегда преобладал текст. Каждая тема (модуль) имеет оригинальную внутреннюю рубрикацию. Практически все указанные линии представлены не только учебниками, а обширными учебно-методическими комплектами.

В 2009/2010 учебном году завершена апробация УМК (СФЕРЫ) под ред. Дронова В.П. и Кондакова А.М. издательства «Просвещение», которая с 2006/07 учебного года проходила на 19 пилотных площадках в 6-9 классах общеобразовательных учреждений Челябинской области. Исходя из положительного опыта, рекомендуется включение этого обширного учебно-методического комплекта в учебный процесс лицеев, гимназий области. Этот проект формирует принципиально новую современную информационно-образовательную среду, открытую для включения и других образовательных ресурсов. Эта линия по дидактическому аппарату и дизайну ни в чем не уступают лучшим западным образцам. Не случайно эта серия впервые в практике отечественной школы издается с грифом «Академический школьный учебник». Издательством регулярно проводятся семинары для учителей Челябинской области. На специализированном портале (http://www.spheres.ru) публикуется различная информация издательства.

Учебники и программа по географии (линия Домогацких - Алексеевского) издательства «Русское слово» после двух лет апробации на 4 экспериментальных площадках рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. УМК в 2009/10 учебном году дополнился рабочими тетрадями для 6, 7 (1 и 2 части) и 10 (1 и 2 части) классов. Издательство (http://www.russkoe-slovo.ru) также проводит семинары для учителей Челябинской области.

В 2009/10 учебном году продолжалась апробация учебников издательства «Вентана-Граф» в 6, 7, 8 и 10 классах. Кроме программ и учебников, УМК включает примерное поурочное планирование для 6, 8 и 9 классов, сценарии уроков и рабочие тетради для 7 класса. В 2010 году издательством выпущено в свет методическое пособие для учителей 6-9 классов «Формирование ключевых компетенций на уроках географии». Для учащихся профильных школ подготовлено учебное пособие «Геоэкология окружающей среды» (авторы Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова).

Особенность учебно-методического комплекта по географии издательства «Дрофа»  комплексный характер подхода к его разработке. Кроме учебников и методических пособий, издательством выпущены настенные таблицы, карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательная литература. Следует обратить особое внимание на то, что к настоящему времени имеется три завершенных линий (6-9 классы) издательства «Дрофа».

В 2010/11 учебном году планируется начать апробацию учебников издательства «Мнемозина» (линия Петровой Н.Н., Максимовой Н.А) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Учебно-методический комплект по национально-региональному компоненту географического образования в новом 2010/11 учебном году обновится учебным пособием «Челябинская область. Атлас». Для 6 классов (краеведение) готовится учебное пособие «Практикум по краеведению», который дополнит вышедший ранее учебник по краеведению. При проведении краеведения в 9 классе следует использовать учебно-методические пособия:

- Марковой А.С., Малышевой ТН., Чистяковой Н.М. Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс. Пособие для учителей. Челябинск: АБРИС, 2009.

- Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.

- Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2009.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения географического образования (в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования). Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например, зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности карт. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.


следующая страница >>