microbik.ru
1

Преподавание информатики


Учитель математики и информатики МОУ «СОШ №5»
Воробьёва Татьяна Владимировна (преподаю информатику с 1986 г.)


Перед начинающим учителем информатики часто возникает вопрос: как стать педагогом? В чем заключается, из чего складывается школа учителя информатики? Ответ: самообразование, опыт коллег, собственный живой опыт. И ещё – учиться у своих учеников. Педагогический опыт у каждого учителя сугубо личный. В точности его воспроизвести невозможно. Но проблемы похожи. Опыт других педагогов помогает осмыслить свои проблемы, даёт ключ к их пониманию и решению.

Учителя информатики обязательно сталкиваются с тем, что преподавание этого предмета надо строить, не выбрасывая за борт старые педагогические ценности, проверенные многовековой историей существования человечества, обусловленные межличностным характером взаимодействия учителя и ученика на уроках.

Как показывает опыт преподавания, здесь всегда есть треугольник: учитель – компьютер – ученик. Кстати, при использовании компьютера на других предметах полностью заменить учителя или свести его роль к минимуму (например, надзирателя за порядком или наладчика устройства) не удаётся: здесь возможен только треугольник.

Быстро развивающаяся вычислительная техника ставит преподавателя в условия постоянного эксперимента. Прикладная направленность обучения требует изменений и содержания предмета, и условий выполнения практических заданий.

Таким образом, сама жизнь заставляет учителя информатики работать творчески. Новизна и необычность предмета позволяет отойти от традиционных форм и методов обучения и заставляет решать задачи развития личности ученика, его интеллектуальных и творческих возможностей.

От узнавания и понимания к практическому использованию кратчайшим путём – один из основных принципов, на котором строится преподавание информатики.

Отношение школьников к компьютеру заслуживает отдельного исследования. Замечала, что сначала ученик его фетишизирует, т.е. наделяет качествами живого существа, который превосходит его в умении быстро считать, писать, думать. Удивление сменяется любопытством, желанием выяснить реакцию на те, или иные действия, а затем появляется желание управлять и подчинять себе. Освоив компьютер в достаточной мере, дети любят вести с ним диалог. Это общение приносит немедленное удовлетворение, частичные неудачи редко вызывают нежелание работать дальше. Самое большое наказание для ребёнка – отмена практической работы. И это довольно сильное средство мотивации, которым нельзя пренебрегать.

Мотивацию обеспечивает не только новизна и необычность технического устройства. Если ребёнок знает, что материал ему нужно понять, выучить для работы на компьютере, он усваивает его очень быстро и охотно.

В отличие от других предметов, у нас есть очень специфическое техническое средство – компьютер и его программное обеспечение с богатыми возможностями цвета, графики, звука и прочим. Созданные у нас условия для технического творчества позволяют ребятам уже в школе получать знания и навыки, которые делают их нужными, уникальными универсальными специалистами в любой профессиональной деятельности, позволяют работать по этой специальности сразу за порогом школы, а иногда и в старшем классе.

С приходом компьютера в обучение и воспитание появились совершенно новые возможности, которые могут использовать и преподаватели других предметов. Но нельзя возлагать большие надежды только на компьютер (да, он может принести пользу!), он не решает все вопросы обучения и воспитания. Любой компьютерный, как и обычный, урок проходит с участием учителя, его роль только видоизменяется.