microbik.ru
1

Проблемное обучение

как средство формирования сознательного отношения

к художественной литературе.


Начало мышления -

в проблемной ситуации

С.Л, Рубинштейн.


Актуальность.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества, умение адекватно оценивать себя и свои силы. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы.

Решая обучающие, развивающие и воспитательные задачи, учителю нельзя ни на минуту забывать и внутреннюю сверхзадачу урока: дать возможность каждому ученику раскрыться, в том числе и для самого себя, обнаружить в себе такие качества, о которых можно только догадываться. Путем напряжения интеллекта, творческих мыслей, необходимо пробудить в ребёнке жажду поиска, желание мыслить.

Специфика изучения литературы - в необходимости чтения художественных текстов, а современные школьники, к сожалению, очень мало читают. Телевидение, видео, компьютеры «отгораживают» ребенка от книги. Как развить потребность в чтении? Как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал потребность в чтении, мог насладиться красотой слова, понять замысел автора?

В процессе преподавания я пришла к выводу, что проблемные ситуации, вопросы проблемного характера пробуждают сознание ребенка, способствуют развитию интереса к чтению, ведь обсуждать можно только хорошо известное. Школьники по-иному начинают реагировать на прочитанное, высказывать свою точку зрения, спорить; они перестает быть сторонними наблюдателями, начинают сопереживать героям, подключают творческое воображение. И поэтому основным вопросом, над которым я работаю, стало проблемное обучение.

Ученый-литературовед рубежа 19-20 вв. М.О, Гершензон замечательно написал; "Важнейшая роль учителя состоит, как очевидно, в том, чтобы усиливать в отроках страстность и глубину восприятия художественных произведений, прежде всего, предложением такой художественной пищи, которая наиболее способна возбудить интерес и волнение в данном мальчике умным выбором материала, во-вторых, собственным заразительным одушевлением и, наконец, организацией живой и свободной беседы в классе о прочитанных произведениях, где учащиеся взаимно заражали бы друг друга своей увлеченностью, и в обмене мнений между собой и с учителем просветляли бы свое восприятие, первоначально бурное и хаотическое".

Художественные произведения наводят на размышления над проблемами, никогда не утрачивающими своего значения. Как отмечает исследователь Р. Шакуров, литература - «есть явление, формирующее нравственно-эстетические воззрения человека». Это особенно актуально в наше время, когда культура в упадке, когда происходит духовное обнищание, теряют смысл общечеловеческие ценности: когда многие говорят и думают только о меркантильных интересах. И мы, учителя литературы, имеющие в руках гениальные источники, по которым можно учить нравственности, призваны воспитать не только настоящего читателя, но и добропорядочную, честную, торгко чувствующую личность.

Познакомившись с теоретическими материалами по вопросам проблемного обучения (работами Махмутова МИ. , Матюшкина A.M. Пономарева Я.А., Кудрявцева Т.В. и др.) , я ещё более убедилась, что несмотря на то, что технология проблемного обучения не нова ( она применялась в школьной практике уже в начале XX века ) , но актуальна и в наше время. Проблемное изучение художественного текста просто необходимо, так как оно


  • формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях; способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.


Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.

цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов ; формирование творческой личности.


Задачи:


  • прививать интерес к предмету «литература», чтению художественных произведений;

  • развивать логическое мышление школьников;

  • воспитывать гармонически развитую личность;

  • формировать умение спорить;

  • формировать отношение сознательного освоения новых знаний и умений;

  • усваивать способы самостоятельной деятельности.



Субъекты образовательного процесса:


  • Учитель - организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой;

  • Ученик - активный участник процесса обучения.


Для взаимодействия субъектов образовательного процесса характерны демократичность, открытость, рефлективность.

Принципы:



  • проблемность;

  • актуальность;

  • научность;

  • интерес;

  • доступность;

  • осознанность;

  • работа под девизом « Если кто-то думает не как ты - это не значит, что он не прав»;


Ожидаемые результаты:



  • интерес к предмету литературы и чтению художественных

  • произведений;

  • логическое мышление учащихся;

  • гармонически развитая творческая личность;

  • умение вести дискуссии;

  • умение использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях

Содержание.


Что же представляет собой проблемное обучение?

Проблемное обучение - это такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способное гей и познавательных потребностей своих учеников.

Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из него. Проблемная ситуация ставит школьника в условия, требующие от него умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:


  • проблемная ситуация

  • проблема

  • поиск способов её решения

  • решение проблемы.


Проблемная ситуация на уроках литературы имеет целый ряд свойств, обусловленных природой искусства:

1. Проблемная ситуация часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнения. Находится наиболее точная версия, остальные не опровергаются полностью, а признаются лишь частичными.

2. Проблемная ситуация движется не только развитием мысли, но и чувства, интуиции.

Создание проблемной ситуации начинается с проблемного вопроса. Он должен вызвать заинтересованность учащихся, «включить» их мыслительную деятельность, помочь выявить связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Из проблемного вопроса легко должны «вытекать» другие вопросы. Например, перед анализом рассказа Н.С Лескова «Человек на часах» я предлагаю семиклассникам вопрос: можно ли оправдать «ложь во спасение»? (Выясняем значение этой фразы). В ходе решения проблемы ставятся вопросы;

  • Почему правдивому освещению событий все предпочитают ложь?

  • Как разрешают для себя персонажи, конфликт между чувством сострадания и
    служебным долгом?

  • Как оценивает позицию и поведение каждого героя автор - рассказчик?

- Как оцениваете вы?

Всем известно, что основной формой обучения в школе является урок. Структура проблемного урока по литературе, на мой взгляд, отличается от структуры традиционного урока. Это ярко просматривается в сравнительной таблице


Традиционный урок

Проблемный урок

Целеполагание учителем

Целеполагание учителем

Презентации новых знаний

Создание П.С.

О.С.: вопросы-ответы

Выдвижение гипотез и их обоснование

Выводы по уроку

Решение П.С.


О.С. - обратная связь;

П.С. - проблемная ситуации.


При проблемном обучении используются следующие методы:


  • монологический

  • диалогический;

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • рассуждающий;

  • метод программированных заданий.

В своей практической деятельности я использую первых четыре метола обучения.


Метод монологического изложения.


Новый материал излагается в форме рассказа или лекции. В самом начале урока предлагаю учащимся вопрос проблемного характера, излагаю новый материал, подвожу их к ответу па проблемный вопрос, предлагаю ребятам сделать вывод.


^ Метод диалогического изложения.


Данный метод представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Перед школьниками ставлю проблемный вопрос, создаю проблемную ситуацию, учащиеся активно участвуют в выдвижении предположений и доказательств гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов. Под моим руководством ребята делают вывод.


^ Метод эвристических заданий.


При использовании эвристического метода учащиеся делают новые для себя открытия самостоятельно. Форма работы - сочетание эвристической беседы и проблемных заданий.


^ Исследовательский метод.


Этот метод я применяю на уроках в старших классах. Организуя исследования творческого метода того или иного произведения. При подготовке к семинарским занятиям, отбирая материал для различных сообщений, старшеклассники выполняют теоретические и «фактические исследования, имеющие высокий уровень проблемности.

В зависимости от возраста учащихся, изучаемого произведения, жанра проблемный анализ произведения может строиться по-разному.

Перед изучением произведения, на анализ которого отводится несколько учебных часов, перед школьниками я ставлю вопрос проблемного характера, на который им необходимо будет ответить на последнем уроке. Например, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - действительно ли Печорин-герой своего времени? А на каждом уроке, посвященном анализу определенной главы, организую проблемную ситуацию, В этом мне помогают проблемные вопросы;


1-й урок. Странный человек (повесть «Бэла»). Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?

2-й урок. Печорин и Максим Максимыч («Максим Максимыч»).

- Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?

3-й урок. Печорин и контрабандисты («Тамань»).

- Почему Печорин так страстно хотели не смог войти в круг контрабандистов?

4-й урок. Печорин и «водяное общество» («Княжна Мери»).

- Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5-й урок. Печорин и любовь. («Княжна Мери»).

- Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6-й урок. - «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»).

- Почему именно этой повестью завершается роман?


То, что большинство современных школьников не любит читать, это всем хорошо известно, и ни для кого не секрет, что особую антипатию у ребят вызывает лирика. При изучении поэтических произведений первая, задача учителя - заинтересовать ученика. И большую помощь в этом мне оказывает именно проблемная ситуация.

Богатый материал для создания проблемных ситуаций в лирических произведениях можно найти в творчестве многих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока, Маяковского, Есенина и др.

Так в начале знакомства со стихотворением Лермонтова «Смерть поэта», я предложила ребятам прослушать запись этого стихотворения в исполнении актеров Остужева и Яхонтова. Перед слушателями был поставлен проблемный вопрос: выбрать то чтение, которое, по их мнению, больше отражает чувства Лермонтова. Мнения ребят разошлись, что и требовалось ожидать. Возник спор, разрешить который помог лишь анализ стихотворения.

Сопоставление ранних стихотворений одного поэта может показать эволюцию творчества, изменение его взглядов. Так при изучении поэзии В. Маяковского, сравнивая стихотворения «А вы могли бы?» (1913г.) и стихотворение «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (1926г.), проблемная ситуация была организована вопросом можно ли было в 19131чвду увидеть в Маяковском поэт революции и как изменяется в нём желание «переделать» жизнь к середине 20-х годов? В результате диалога, (где руководящая роль принадлежала учителю), ребята пришли к выводу, что, несмотря на то, что стихотворения написаны в резное время и на разные темы, в них есть общее: желание оживить мир вещей, поиск смысла жизни. Но то, что в юношеском стихотворении прозвучало как вызов, в «Нетте» стало призывом. Зрелый Маяковский уже понимает, как трудна дорога к бессмертию. И то, что Маяковский стал поэтом революции - это не случайно.

При сравнении стихотворений Маяковского, в связи со сложностью изучаемого материала, ведущая роль принадлежала учителю. Чаще в своей практике я прибегаю к большей самостоятельности учеников. Так при изучении темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова ребятам предлагается вопрос: «Почему любовь к Родине Лермонтов называет «странной», а при изучении лирики А.Н. Некрасова; почему в лирике Некрасова неразделимы любовь к Родине и горечь, и гнев?


^ Изучение драматических произведении имеет свои особенности.


На мой взгляд, сложность изучения драматического произведения заключается не столько в сложности проблематики, сколько в скрытой авторской оценке, в том, что слишком много остаётся за сценой. Поэтому так и сложно разобраться школьникам в характерах героев. И здесь на помощь вновь приходит использование проблемной ситуации.

При изучении драмы А. Островского «Гроза» я предложила ребятам подготовить сообщения об игре двух актрис, исполняющих роль Катерины: Г.Н. Федотовой и П. Стрепетовой (современниц Островского). Во время прослушивания сообщений перед школьниками был поставлен вопрос:

- Какое из двух исполнений роли Катерины вы считаете оправданным всем
ходом драмы?

Сравнивая воспоминания очевидцев об игре актрис, их изображения ребята ближе познакомились с особенностями характера Катерины. О том, что эта работа не прошла бесследно, ярко свидетельствовало правильное выразительное чтение ученицами монологов Катерины.

Работая над комедией И. В. Гоголя «Ревизор» в 8 классе, я обращаю особое внимание на построение драматического произведения. Ребятам сообщаются различные точки зрения литературоведов на завязку в этой комедии, её кульминацию и развязку. Им предлагается найти эти части в комедии и доказать свою точку зрения.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения помогает мне воспитывать в учениках сознательное отношение к художественной литературе, побуждает их к чтению художественных текстов, формирует умение самостоятельно добывать знания.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. «Психология искусства», М.,1968 г.

  2. Матюшкин A.M. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»,
    М.,1972

  3. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации и
    интенсификации деятельности учащихся». М,М., 1998

  4. Рез 3.Я. «Изучение лирических произведший в школе», Л., 1968 г.

  5. Браже T.Г. «Искусство анализа художественного произведения», М.,1971 г.

  6. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. «Проблемное изучение литературного произведения в школе», М., 1977