microbik.ru
1


Проблемное обучение на уроках русского языка.

  • Квашина И.В.


Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л.Рубинштейн





«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности». М.И.Махмутов



Основная идея проблемного обучения — построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например, недостаточные условия для получения ответа.



Общие функции проблемного обучения: - усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; - развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; - формирование всесторонне и гармонично развитой личности.



Специальные функции проблемного обучения: - воспитание навыков творческого усвоения знаний; - воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности; - формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.



Виды проблемного обучения: научное творчество — теоретическое исследование; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; практическое творчествопоиск практического решения; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т. п.



Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.



^ Типы проблемных ситуаций: 1) учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний; 2) учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями; 3)у учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью; 4) у учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний.



Методические приёмы создания проблемных ситуаций: -столкнуть противоречия в практической деятельности; - изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; - подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения; - предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций; - побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; - ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; - предложить проблемные теоретические и практические задания.



  • Правописание –н- и –нн- в

  • суффиксах причастий

  • 1) скошенная трава 2) маринованные грибы 3) кошенная (когда?) в июле 1) кошеная трава 2) луг скошен (кр. прич.)



Вывод:

  • В суффиксах полных страдательных причастий пишутся две буквы н , а в кратких — одна буква н



Слитное и раздельное написание не с причастиями Не прочитанная (кем?) учеником книга. Не законченный, а начатый. Книга не прочитана (кр.прич.) Непрочитанная книга. Ненавидящий – ненавидеть.



Вывод:

  • 1. Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов.

  • 2. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова.



Буквы н, нн в наречиях на -о, -е Торжественный – торжественно. Пустынный – пустынно. Организованный – организованно. Опасный – опасно. Давний – давно.



Вывод:



Четвёртый лишний. Досыта, достаточно, дочиста, досуха.



1)Проблемные вопросы: - Оправдывает или не оправдывает Гоголь Андрия? - Счастлива ли Дуня? - Метель – герой повести? 2) Пересказ произведения от лица одного из героев. Пересказать текст от лица С. Вырина, его дочери, гусара Минского (на выбор), передавая чувства выбранного героя. 3) Продолжить произведение. «Дальнейшая жизнь Владимира Дубровского» «13 подвиг Геракла»